2-573 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 10 августа 2015 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.
с участием помощника прокурора г. Кушвы Мартыновой Е.Е.,
при секретаре Шатовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушва в интересах Козлова Д.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству социальной политики в лице Управления социальной политики по г. Кушва о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском в защиту интересов Козлова Д.В. в котором просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для обеспечения Козлова Д.В. жилым помещением в Кушвинском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм, обязать государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести (построить, реконструировать) и предоставить жилое помещение в Кушвинском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм с последующим заключением договора найма специализированного жилья на предоставленное жилое помещение с Козловым Д.В., обязать Управление социальной политики Свердловской области по городу Кушва обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения в Кушвинском городском округе с Козловым Д.В..
В обоснование иска указано, что Козлов Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители ФИО4 и ФИО1 решением <данные изъяты> городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
Однако приказом ТОИОГВ СО УСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № –о установлен факт невозможности проживания Козлова Д.В. в ранее занимаемом жилом помещении ввиду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № –о Козлов Д.В. принят на учёт для целей предоставления жилых помещений для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области.
До настоящего времени жильё Козлову Д.В. не предоставлено.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации семья и детство находятся под защитой государства.
В нарушение норм действующего законодательства Министерство строительства и архитектуры Свердловской области по настоящее время не выделило бюджетные средства на обеспечение жильем Козлова Д.В., государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» не приобрело и не предоставило жилое помещение сироте в Кушвинском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм с последующим заключением с ним договора найма специализированного жилья на предоставленное жилое помещение, Управление социальной политики Свердловской области по городу Кушва не обеспечило подписание договора найма специализированного жилого помещения в Кушвинском городском округе с Козловым Д.В. Право на получение жилья вне очереди Козловым Д.В. не реализовано, до настоящего времени жилье не предоставлено. Собственных средств на покупку жилья не имеется.
Согласно требованиям части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а так же детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
Частью 4 статьи 8 Закона предусмотрено, что проживание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу указанных обстоятельств Козлов Д.В., не имея благоустроенного жилья, не имеет возможности защитить свои права, не может получить благоустроенное жилье, отвечающее санитарным и техническим требованиям, где мог бы проживать, в связи с чем, просит защитить свои права. При таких обстоятельствах прокурор выступает в защиту интересов Козлова на основании статьи 45 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора города Кушва Мартынова Е.Е. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом (почтовым извещением от ДД.ММ.ГГГГ года), направленным в адрес одновременно всем ответчикам, заблаговременно уведомлён о дне, месте и времени слушания дела, ходатайств об отложении дела слушанием по уважительным причинам, возражений по предъявленному к Министерству требования в суд не поступали.
Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. В представленном отзыве возражает против заявленных исковых требований. Считает, что согласно действующему законодательству Российской Федерации учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области – Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.
Также считает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. Считает, что в случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных средств.
Согласно ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. При данных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей соответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства.
Представитель ответчика Министерства социальной политики в лице Управления социальной политики Свердловской области по городу Кушва ФИО3 в судебном заседании по существу иска указала следующее. Козлов Д.В. действительно относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители оба лишены родительских прав решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года, отец Козлова умер ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-о Козлов Д.В. передан в приёмную семью.
Постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
Однако приказом ТОИОГВ СО УСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № –о установлен факт невозможности проживания Козлова Д.В. в ранее занимаемом жилом помещении ввиду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № –о Козлов Д.В. принят на учёт для целей предоставления жилых помещений для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области.
До настоящего времени право на внеочередное получение жилья Козловым не реализовано. Собственного жилья он не имеет. Однако само Управление социальной политики по г. Кушве перед ним никаких обязательств не имеет, так как ч. 2 п. 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного постановлением правительства Свердловской области № 527-ПП от 24 апреля 2013 года, установлено, что Фонд жилищного строительства в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в Управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Соответственно УСП только приглашает гражданина для подписания договора и обеспечивает его возвращение в Фонд жилищного строительства. Таким образом, она поддерживает иск в части обязания Министерства строительства и архитектуры СО предоставить Козлову Д.В. жилое помещение не ниже установленной социальной нормы, в части обязания УСП по г. Кушве обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения просит отказать.
Выслушав помощника прокурора Мартынову Е.Е., поддержавшую иск, учитывая мнение ответчиков по делу, мнение заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено и ответчиками не оспаривался тот факт, что Козлов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно обладает правом на предоставление специализированного жилого помещения по договору найма.
Решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Козлова Д.В. – ФИО4 и ФИО1 лишены родительских прав в отношении сына.
Постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
Приказом ТОИОГВ СО УСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – о установлен факт невозможности проживания Козлова Д.В. в ранее занимаемом жилом помещении ввиду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № – о Козлов Д.В. принят на учёт для целей предоставления жилых помещений для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилья Козлова Д.В. возникло когда он достиг совершеннолетия.
Не вызывает у суда сомнения и тот факт, что на данный момент Козлов Д.В. не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердили помощник прокурора города Кушвы, представитель органа опеки и попечительства. Какого-либо жилья в собственности у него не имеется.
Исходя из установленных обстоятельств и в силу Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеются основания для предоставления Козлову Д.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу п.п. 2, 5 постановления Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08 февраля 2011 года, утвердившего «Порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», главным распорядителем средств бюджета Свердловской области для обеспечения жильем указанной категории лиц является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ранее Министерство строительства и архитектуры Свердловской области).
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно п.п. 3, 4, 5 указанного Порядка является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»
Процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, установлена в п.п. 2-4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением правительства Свердловской области № 527-ПП от 24 апреля 2013 года. Согласно данным пунктам после приобретения указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и архитектуры Свердловской области – главным распорядителем.
Согласно п.п. 7, 8 ст. 8 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения в Кушвинском городском округе не ниже установленных социальных норм и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам для Козлова Д.В. на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, так как он в настоящее время не имеет какого-либо жилого помещения, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения.
Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24 апреля 2013 года во исполнение Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п.п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В соответствии с п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
В силу п. 3 Порядка предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно. Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений согласно п. 9 данного Порядка является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Кроме того, постановлением правительства Свердловской области № 491-ПП от 16 апреля 2013 года определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (подп. 1 п. 1).
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и ответчики освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах Козлова Д.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству социальной политики в лице Управления социальной политики Свердловской области по городу Кушва о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Козлова Д.В. жилое помещение в Кушвинском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, как лицу из числа детей – сирот, и распределить жилое помещение Козлову Д.В..
Обязать государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести и предоставить жилое помещение в Кушвинском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм с последующим заключением договора найма специализированного жилья на предоставленное жилое помещение с Козловым Д.В.
Обязать государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Козлову Д.В. жилого помещения, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить его в Управление социальной политики Свердловской области по городу Кушве для подписания Козловым Д.В..
Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд с подачей жалоб через канцелярию Кушвинского городского суда в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья: И.Н. Кожевникова