РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2015 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кизовской В.А.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Халитовой Х.М. к «ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о перерасчёте ежемесячных страховых выплат в связи с повреждением здоровья,
УСТАНОВИЛ:
Халитова Х.М. обратилась в суд с иском к «ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о перерасчёте ежемесячных страховых выплат в связи с повреждением здоровья. В обоснование заявленных требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должностях кондитера, кондитера-бригадира, и.о. замначальника кондитерского цеха, начальника кондитерского цеха в <данные изъяты>». В течение данной трудовой деятельности работа выполнялась во вредных условиях труда, что подтверждается санитарно-гигиенической характеристикой, утверждённой и.о. главного государственного санитарного врача Самарской области. На протяжении 12 лет 9 месяцев на неё воздействовали такие вредные производственные факторы как, воздействие химических веществ в воздухе рабочей зоны (акролеин), пыли растительного происхождения (фиброгенного и аллергического действия - мучной), общая вибрация, нагревающий микроклимат, производственный шум и др. Показатели вредных производственных факторов превышали ПДУ. Согласно пункту 24 санитарно-гигиенической характеристики условия труда в должности кондитера не соответствовали гигиеническим нормативам по факторам производственного шума, микроклимату, параметрам световой среды и тяжести трудового процесса.
В связи с длительным периодом работы во вредных производственных условиях заключением врачебной комиссии ей диагностированы заболевания: <данные изъяты>. Центром профпатологии ГБУЗ СО «СМСЧ №5» <адрес> установлены заключительные диагнозы выявленных у неё хронических профессиональных заболеваний.
Актами о случае профессиональных заболеваний подтверждается связь полученных заболеваний с производственной деятельностью во вредных условиях труда при работе в профессии кондитер («1.17 Актов).
В связи с профессиональным заболеванием она утратила профессиональную трудоспособность с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на 40% и на 20% в период с ДД.ММ.ГГГГ до 01.10.2015. Для неё разработана программа реабилитации пострадавшего в результате профессионального заболевания.
Она обратилась в филиал №7 ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением о назначении страхового обеспечения. Страховщик, признав случай страховым, назначил ежемесячные страховые выплаты с 15.09.2014 года исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения. Согласно приказам выплаты составили <данные изъяты> соответственно.
На основании п.5 ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.10.2014 года №2159-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горшенгорина В.Е. на нарушение его конституционных прав пунктами 5 и 7 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» такое правовое регулирование направлено на исчисление для застрахованного, у которого страховой случай наступил после прекращения трудовой деятельности, повлекшей повреждение здоровья, ежемесячной страховой выплаты в размере, позволяющем в максимально возможной степени обеспечить ему возмещение вреда, причинённого здоровью (п.2.1). Из этого следует, что п.5 ст.12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не препятствует суду с учётом конкретных обстоятельств дела, в частности особенностей профессиональной деятельности пострадавших, условий труда, в которых она осуществлялась, решить вопрос о возможности исчисления ежемесячной страховой выплаты на основе обычного размера вознаграждения работника его квалификации в данной местности, в том числе в случае отсутствия организаций, использующих труд работников соответствующей профессии (п.2.2 Определения).
Данная норма содержит указание на виды заработка, которые могут учитываться для исчисления страховой выплаты. Пострадавший (застрахованное лицо) вправе выбрать для исчисления страховой выплаты заработок, который он получал до окончания срока действия трудового договора, либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности. Под обычным размером вознаграждения работника понимается заработок работника по однородной (одноименной) профессии, квалификации в одной и той же местности с профессией пострадавшего (квалификацией застрахованного лица). Датой наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие хронического профессионального заболевания является дата установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Страховой случай (профессиональное заболевание) наступил 15.09.2014 года, то есть после окончания срока действия трудового договора (трудовой договор расторгнут 18.11.1997 года). В связи с чем, она имеет право выбора порядка исчисления страховой выплаты, в том числе из обычного размера вознаграждения работника её квалификации в данной местности.
Согласно разъяснениям, указанным в п.3 письма ФСС России от 16.01.2006 года №02-18/06-261 «Об исчислении размера ежемесячной страховой выплаты» данные об обычном размере вознаграждения работника определённой квалификации в данной местности можно получить в органах по труду субъекта РФ, органах государственной статистики по субъекту РФ либо в областном архиве, где в соответствии с законодательством должны храниться документы ликвидированных предприятий. В случае непредставления указанными органами необходимой информации следует учитывать в расчёте величину прожиточного минимума на момент обращения за обеспечением по обязательному социальному страхованию.
Вариант исчисления ежемесячной страховой выплаты из обычного размера вознаграждения работника её квалификации в данной местности, страховщик не предложил в связи с тем, что по информации Министерства труда и занятости Самарской области в рамках закреплённых предметов ведения и полномочий, определённых Постановлением Правительства Самарской области от 19.06.2012 года №278, в компетенцию министерства не входит организация статистического наблюдения за оплатой труда работников различных должностей и профессий.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) документов (их заверенных копий), в том числе справки о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчёта ежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом. Факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и (или) необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом (п.5 ст.15 Закона).
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что при наступлении страхового случая после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. В этом случае под обычным размером вознаграждения следует понимать размер заработка, который выплачивается работникам его профессии (квалификации) при аналогичных условиях труда. Разрешая споры, связанные с определением среднемесячного заработка пострадавшего, получившего повреждение здоровья вследствие профессионального заболевания и не состоявшего к моменту наступления страхового случая в трудовых отношениях с работодателем по той профессии, по которой им получено профессиональное заболевание, суд вправе учесть обычный размер вознаграждения работника ко времени обращения за страховыми выплатами по его профессии.
Согласно Федеральному плану статистических работ выборочное обследование организаций о заработной плате работников по профессиям и должностям проводится органами государственной статистики 1 раз в 2 года за октябрь месяц. На её запрос из САМАРАСТАТ поступила информация, что средняя заработная плата по профессиональной группе «профессии рабочих хлебопекарно-макаронного производства, кондитерского производства и производства сахара», в которую согласно Общероссийского классификатора занятий включена профессия «кондитер») в <адрес> за октябрь 2013 года составила 16 853 руб.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 года №2 при разрешении спора, возникшего по поводу размера ежемесячной страховой выплаты, надлежит учитывать, что в связи с повышением стоимости жизни сумма заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, подлежит увеличению до того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты истцом профессиональной трудоспособности, в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно пункту 10 статьи 12 Закона при назначении ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, полученные за период до дня проведения индексации размеров ежемесячных страховых выплат в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, увеличиваются с учётом соответствующих коэффициентов, установленных для индексации размера ежемесячной страховой выплаты. При этом коэффициенты, применённые к суммам заработка к назначенному размеру ежемесячной страховой выплаты не применяются.
Учитывая, что утрата профессиональной трудоспособности установлена в период с ДД.ММ.ГГГГ года, обычный размер вознаграждения работника ко времени обращения за страховыми выплатами по её профессии «кондитер» в Самарской области, возможно определить следующим образом:
<данные изъяты>05 (коэффициент установленный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1179)=<данные изъяты> коп. (размер заработка с ДД.ММ.ГГГГ на момент назначения страховой выплаты).
Ежемесячная страховая выплата с ДД.ММ.ГГГГ будет составлять: <данные изъяты> что для неё наиболее полно компенсирует утраченный заработок. В дальнейшем индексации подлежит исчисленная ежемесячная страховая выплата.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила установить обычный размер вознаграждения работника её квалификации «кондитер» в данной местности на ДД.ММ.ГГГГ годав сумме <данные изъяты> коп. и признать за ней право на исчисление ежемесячной страховой выплаты с ДД.ММ.ГГГГ исходя из сведений об обычном размере вознаграждения работника её квалификации в данной местности с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – «ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ», действующий на основании доверенности, иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 05.02.2015 года истица обратилась к страховщику (Филиал №7) для назначения страхового возмещения.
В соответствии с п.22 Постановления Правительства РФ от 15.12.2000 года №967 «Об утверждении Положения о расследовании и учёте профессиональных заболеваний» расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.
Согласно Актам о случаях профессиональных заболеваний № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Х. Х.М. повредила здоровье в результате двух профессиональных заболеваний, полученных в период работы в <данные изъяты>» в должности кондитера с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года. На момент проведения расследования случаев профессиональных заболеваний Халитовой Х.М. организация <данные изъяты>» ликвидирована.
Установлено, что для определения размера утраченного заработка Халитовой Х.М., Филиалом № в ГБУСО «СОГАДЛС» произведён запрос сведений о размере заработной платы Х.й Х.М. в период работы в <данные изъяты> должности кондитера.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ №Х-12334 ГБУСО «СОГАДЛС» следует, что документы по личному составу АООТ ресторан «Жигули» на хранение в госархив не поступали.
Согласно п.5 ст.12 Федерального Закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон № 125-ФЗ), если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.
Установлено, что расчёт ежемесячной страховой выплаты из обычного размера вознаграждения кондитера в данной местности и из тарифной ставки (должностного оклада), установленного в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами не представляется возможным в связи с отсутствием сведений САМАРАСТАТ и в Министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
Установлено также, что Халитовой Х.М. согласно её заявлению произведён расчёт и назначены ежемесячные страховые выплаты из прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в целом по РФ на момент обращения за страховыми выплатами - на февраль 2015 года. Величина прожиточного минимума на III квартал 2014 года утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в размере <данные изъяты>., в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячных страховых выплат Х.й Х.М. составил <данные изъяты> коп. по профзаболеванию бронхиальная астма (40% утраты профтрудоспособности) и <данные изъяты>. по профзаболеванию нейросенсорная тугоухость (20% утраты профтрудоспособности).
Оснований для производства истице расчёта ежемесячных страховых выплат из среднего размера заработной платы работников организаций Самарской области по профессиональной группе «Профессии рабочих хлебопекарно-макаронного производства, кондитерского производства и производства сахара» не имеется, поскольку, законом не предусмотрено, что данные сведения могут послужить основанием для перерасчёта ежемесячных страховых выплат.
В силу положений п.5 ст.12 Закона №125-ФЗ, если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года) под обычным размером вознаграждения работника следует понимать заработок работника по однородной (одноименной) профессии, квалификации в одной и той же местности с профессией пострадавшего (квалификацией застрахованного лица).
В предоставленном Самарастат письме №ДБ-64-2.7/597-ДР от 13.02.2015 года содержатся сведения о среднем заработке профессиональной группы, в которую согласно «Общероссийского классификатора занятий. ОК 010-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 года №298, дата введения 01.01.1995 горда) включаются следующие профессии: пекарь, тестовод, прессовщик полуфабрикатов макаронных изделий, формовщик теста и укладчик хлебобулочных изделий, бисквитчик, карамелыцик, кондитер, конфетчик, резчик свеклы, раздельщик рафинада, клеровщик сахара. Таким образом, вышеуказанная информации не позволяет определить размер заработка в однородной (одноименной) профессии, квалификации с профессией истицы.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истицей требования не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Халитовой Х.М. к «ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о перерасчёте ежемесячных страховых выплат в связи с повреждением здоровья – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в течение 30 дней.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья