Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-386/2016 ~ М-344/2016 от 30.03.2016

Дело № 2-386/2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск                                                                                                          14 апреля 2016 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи                Петрушенко А.И.

при секретаре                                               Усовой Д.Н.

с участием: прокурора                                Диский А.А.

представителя ответчика – муниципального казенного образовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа»    Костиной О.Н.

    рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района Воронежской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципального казенного образовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Новохоперского района Воронежской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципального казенного образовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации по тем основаниям, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа (СОШ)» Новохоперского муниципального района, расположенном по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с.Троицкое, ул.Советская, д.10, в котором обучается и воспитываются 95 детей и работают 25 сотрудников, в ходе которой выявлены нарушения, подлежащие устранению.

        Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Троицкая СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

        Согласно информации КУ Воронежской области «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает 3862 инвалида, из них – 391 дети-инвалиды.

        Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Троицкая СОШ».

        20 августа 2015 года прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

          Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

          В соответствии с частью 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

         Согласно Уставу МКОУ «Троицкая СОШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области.

        Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

        Указанный факт подтверждается справкой муниципального образовательного учреждения и другими материалами.

         Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.

        Просит суд признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ», расположенное по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с.Троицкое, ул.Советская, д. 10, в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

       Прокурор Диский А.А. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил суд признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по не исполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ» в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

     Представитель ответчика – муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Костина О.Н. с указанным нарушением согласна, иск признала. В настоящее время ведутся работы по сооружению пандуса при входе в здание школы и пандус будет установлен.

    Представитель ответчика – администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии с ч. 4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области.

      Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:

      В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

     Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

       Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

      В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

      В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

      Согласно ст. 9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

    В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

     В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

     Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-0З «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17.12.2012 № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

      Статьей 5 Закона от 17.12.2012 № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

      В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования.

      Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

       Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

       Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

       Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

      Как следует из материалов дела в августе 2015 года и в марте 2016 года прокуратурой Новохоперского района Воронежской области в МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа (СОШ)» Новохоперского муниципального района, расположенном по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Троицкое, ул. Советская, д.10 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

      В ходе проверки установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Троицкая СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

         Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает 3862 инвалидов, из них - 391 дети-инвалиды.

        20 августа 2015 года прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

         Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Троицкая СОШ».

        Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

        Указанный факт подтверждается справкой муниципального образовательного учреждения и другими материалами.

          Как видно из материалов в дела, МКОУ «Троицкая СОШ» и администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области до настоящего времени меры по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, не приняли.

         Согласно п.1.7. Устава МКОУ «Троицкая СОШ» учредителем образовательного учреждения является Новохоперский муниципальный район Воронежской области.

         В случае отсутствия в МКОУ «Троицкая СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области.

         Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.

      В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

         Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что исковое заявление прокурора Новохоперского района подлежит удовлетворению, поскольку исковые требования обоснованны и не противоречат закону, следует признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ», расположенное по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Троицкое, ул. Советская, д. 10, в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», поскольку это будет способствовать осуществлению прав неопределенного круга, как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

           Согласно ч. 1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем МКОУ «Троицкая СОШ» и администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации».

      Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с.Троицкое, ул.Советская, д. 10, в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание данного общеобразовательного учреждения маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание школы в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

      При недостаточности денежных средств у муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» для оборудования пандуса при входе в здание школы, возложить субсидиарную ответственность на муниципальное образование - Новохоперский муниципальный район Воронежской области в лице администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области за счет средств муниципальной казны.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

                   Судья                                                                                                А.И. Петрушенко

Дело № 2-386/2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск                                                                                                          14 апреля 2016 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи                Петрушенко А.И.

при секретаре                                               Усовой Д.Н.

с участием: прокурора                                Диский А.А.

представителя ответчика – муниципального казенного образовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа»    Костиной О.Н.

    рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района Воронежской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципального казенного образовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Новохоперского района Воронежской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципального казенного образовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации по тем основаниям, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа (СОШ)» Новохоперского муниципального района, расположенном по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с.Троицкое, ул.Советская, д.10, в котором обучается и воспитываются 95 детей и работают 25 сотрудников, в ходе которой выявлены нарушения, подлежащие устранению.

        Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Троицкая СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

        Согласно информации КУ Воронежской области «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает 3862 инвалида, из них – 391 дети-инвалиды.

        Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Троицкая СОШ».

        20 августа 2015 года прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

          Нарушение перечисленных требований закона является недопустимым. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

          В соответствии с частью 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

         Согласно Уставу МКОУ «Троицкая СОШ» учредителем образовательного учреждения является администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области.

        Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

        Указанный факт подтверждается справкой муниципального образовательного учреждения и другими материалами.

         Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.

        Просит суд признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ», расположенное по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с.Троицкое, ул.Советская, д. 10, в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

       Прокурор Диский А.А. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил суд признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по не исполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ» в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

     Представитель ответчика – муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Костина О.Н. с указанным нарушением согласна, иск признала. В настоящее время ведутся работы по сооружению пандуса при входе в здание школы и пандус будет установлен.

    Представитель ответчика – администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии с ч. 4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области.

      Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:

      В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

     Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

       Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

      В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Кроме того, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

      В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

      Согласно ст. 9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

    В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

     В силу ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

     Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-0З «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» (далее - Закон от 17.12.2012 № 172) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

      Статьей 5 Закона от 17.12.2012 № 172 установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

      В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены в том числе объекты образования.

      Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01.09.2001 (далее - СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

       Из п. 5.1 СП 31-102-99 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

       Кроме того, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 установлено, что открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

       Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.

      Как следует из материалов дела в августе 2015 года и в марте 2016 года прокуратурой Новохоперского района Воронежской области в МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа (СОШ)» Новохоперского муниципального района, расположенном по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Троицкое, ул. Советская, д.10 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

      В ходе проверки установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства, вход в здание МКОУ «Троицкая СОШ» не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

         Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» на территории муниципального района проживает 3862 инвалидов, из них - 391 дети-инвалиды.

        20 августа 2015 года прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.

         Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Троицкая СОШ».

        Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

        Указанный факт подтверждается справкой муниципального образовательного учреждения и другими материалами.

          Как видно из материалов в дела, МКОУ «Троицкая СОШ» и администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области до настоящего времени меры по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, не приняли.

         Согласно п.1.7. Устава МКОУ «Троицкая СОШ» учредителем образовательного учреждения является Новохоперский муниципальный район Воронежской области.

         В случае отсутствия в МКОУ «Троицкая СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области.

         Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд, а также неопределенного круга лиц.

      В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

         Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что исковое заявление прокурора Новохоперского района подлежит удовлетворению, поскольку исковые требования обоснованны и не противоречат закону, следует признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ», расположенное по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Троицкое, ул. Советская, д. 10, в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», поскольку это будет способствовать осуществлению прав неопределенного круга, как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

           Согласно ч. 1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем МКОУ «Троицкая СОШ» и администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района «Троицкая средняя общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации».

      Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с.Троицкое, ул.Советская, д. 10, в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание данного общеобразовательного учреждения маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание школы в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

      При недостаточности денежных средств у муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» для оборудования пандуса при входе в здание школы, возложить субсидиарную ответственность на муниципальное образование - Новохоперский муниципальный район Воронежской области в лице администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области за счет средств муниципальной казны.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

                   Судья                                                                                                А.И. Петрушенко

1версия для печати

2-386/2016 ~ М-344/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новохоперского района
Ответчики
МКОУ "Троицкая средняя общеобразовательная школа"
Администрация Новохоперского муниципального района
Суд
Новохоперский районный суд Воронежской области
Судья
Петрушенко Алексей Иванович
Дело на сайте суда
novohopersky--vrn.sudrf.ru
30.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2016Передача материалов судье
30.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2016Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее