Дело №2а-4119/2023
73RS0001-01-2023-004237-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Мухаметзянове Р.З.,
с участием административного истца Петрова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Петрова М.В. к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, Администрации города Ульяновска о признании решения комиссии по учёту и распределению жилой площади незаконным, возложении обязанности признать семью, нуждающимися в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Петров М.В. обратился в суд с административным иском к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, Администрации города Ульяновска о признании решения комиссии по учёту и распределению жилой площади незаконным, возложении обязанности признать семью, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что в 2014 году Петров М.В. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в связи с признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий и в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «ФЦП Жилище».
Решением комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 16.06.2023 (протокол №10) отказано в признании Петрова М.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Считает данное решение комиссии незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В собственности членов семьи истца недвижимое имущество отсутствует, что подтверждается информацией в едином реестре прав на недвижимое имущество.
Супруга истца зарегистрирована в квартире ее матери по адресу: <адрес>. Истец с малолетними детьми (сыном и дочерью) зарегистрированы в квартире его родителей по адресу: <адрес>. Фактически семья истца проживает совместно с его родителями по адресу: <адрес>.
Основным доводом комиссии при отказе служила формальная временная регистрация супруги истца с их совместным малолетним ребенком по иному месту жительства, а именно по адресу: г<данные изъяты>
Данная регистрация была необходима для зачисления ребенка в первый класс школы г. Ульяновска исходя из территориального принципа набора детей. По факту в указанной квартире его супруга и их малолетний ребенок не проживали ни одного дня. После зачисления ребенка в первый класс, они были зарегистрированы по предыдущим местам регистрации.
Тем самым, Петров М.В. считает, что его семья не совершали умышленных действий, в результате которых были ухудшены жилищные условия.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище на 2011 - 2015 годы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 1 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на - 2011 - 2015 годы", Приложением N 3 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В соответствии с п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день при органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Исходя из количества зарегистрированных и фактически проживающих с истцом человек, даже с учетом площади квартиры, где зарегистрирована супруга истца, можно сделать вывод о том, что учетная норма на каждого проживающего составляет менее 12 кв.м, что соответствует условиям участия в указанной выше программе.
Просит суд признать решение комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 16.06.2023 (протокол №10), которым отказано в признании Петрова М.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий незаконным; признать Петрова М.В. и его семью, состоящую из супруги Петровой И.А., сына иное лицо, дочери иное лицо нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Административный истец Петров М.В. на доводах административного иска настаивал в полном объеме. Пояснил, что его семья нуждается в улучшении жилищных условий, своего жилья они не имеют.
Административные ответчики- Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска в лице представителя в судебном заседании участия не принимал, в отзыве с административным иском не согласились, указав, что Петров М.В. обеспечен учетной нормой жилья.
Заинтересованные лица Петров В.В., Петрова Н.А., Петров В.В., Петрова И.А., Травина М.Л., Травин С.А., Травин А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (ст. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ)).
КАС РФ устанавливает, что имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 62 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.п. "б", "в" п. 3 и п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из сообщения Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска от 07.08.2023, Петров М.В. не состоит в очереди граждан, нуждающихся в жилье. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска №10 от 16.06.2023 семье Петрова М.В. отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». (л.д.39)
Указанная информация также была доведена до Петрова М.В. письмом от 21.06.2023 №14535-22, в котором сообщено, что его семья не может быть признана нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с совершением действий, в результате которых были ухудшены жилищные условия.(л.д.9)
Полагая, что данные действия административного ответчика являются необоснованными, Петров М.В. обратился в суд с настоящим иском.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований суд не находит в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище на 2011 - 2015 годы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», Приложением № 3 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. В силу частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом статьей 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения отнесены проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу частей 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
При этом ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения отнесены проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Петров М.В. с 04.09.2009 состоит в зарегистрированном браке с Петровой И.А. (л.д. 30).
От брака имеют несовершеннолетних детей - сына иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.28,29).
Петров М.В. и его дети зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение общей площадью 61,5 кв.м на праве общей долевой собственности зарегистрировано за Петровым В.В. (отцом административного истца), Петровым В.В. (братом административного истца), Петровой Н.А. (матерью административного истца).(л.д.82,70-74)
Супруга Петрова М.В.- Петрова И.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение общей площадью 28,91 на праве общей долевой собственности принадлежит ее родителям Травиной М.Л., Травину А.А., брату Травину С.А. (л.д.81,76-79)
Также Травину А.А., отцу Петровой И.А., на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м, где в период с 13.12.2021 по 19.05.2023 были зарегистрированы Петрова И.А. и несовершеннолетняя Петрова А.М.
В указанных жилых помещениях они были зарегистрированы и проживают как члены семьи собственника, что не отрицалось ими в ходе судебного разбирательства.
Определяя уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи Петрова М.В., суд учитывает суммарную площадь всех жилых помещений, право пользования которыми они имеют (30,75 кв.м +14,46), а также принимает во внимание тот факт, что Петрова И.А. и несовершеннолетняя иное лицо в пользовании имели жилое помещение общей площадью 45,2 кв.м, где на каждого члена семьи приходилось по 22,6 кв.м. Таким образом, по состоянию на 16.05.2023 семья Петрова М.В. была обеспечена учетной нормой жилья. Вместе с тем, указанные лица были сняты с регистрационного учета, что в силу ст. 53 ЖК РФ указывает на невозможность приобретения ими права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на момент рассмотрения настоящего дела. Такое право возникает не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая приведенные норма права, установленные судом обстоятельство, в удовлетворении административных исковых требований Петрова М.В. к Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16.06.2023 (░░░░░░░░ №10) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 25.09.2023