Дело № 2-332/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2014 года г. Лобня Московской обл.
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Платовой Н.В.
при секретаре: Мальцевой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова М.О. к Администрации г. Лобня о признании решения незаконным, обязании организовать публичные слушания,
у с т а н о в и л:
Емельянов М.О. обратился в суд с иском к Администрации г. Лобня о признании решения незаконным, обязании организовать публичные слушания, поясняя следующее. 19.06.2013г. Министерством физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013 -2015 годы» принято решение, согласно которому главы муниципальных образований обязаны организовать проведение общественных обсуждений вариантов физкультурно-оздоровительных комплексов и представить в Министерство отчет о результатах данных обсуждений, а также подготовить и предоставить в Минстрой и ЖКХ Московской области документы для заключения соглашений о предоставлении субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований в соответствии с требованиями долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013 -2015 годы» 8.07.2013г. Администрацией г. Лобня проведена встреча по вопросу обсуждения вариантов физкультурно-оздоровительного комплекса с размещением на территории муниципального образования. По итогам встречи составлен отчет, подписанный ВрИО Руководителя Администрации г. Лобня Кумановой А.А., согласно которому принят вариант физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом, тренажерным залом на 1 этаже и залом для единоборств на 2 этаже с размещением на земельном участке по адресу: ................. Полагает, что данное решение нарушает его права, а также права жителей г. Лобня на осуществление местного самоуправления, гарантированное ст. 32 Конституции РФ; на прямое волеизъявление посредством публичных слушаний, гарантированное Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; на участие граждан в осуществлении градостроительной деятельности и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В нарушение законодательства РФ вопрос о выборе земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования не был вынесен на публичные слушания. Информация о проведении встречи по вопросу выбора земельного участка для строительства спортивного комплекса не была заблаговременно размещена в установленном законом порядке. Отчет о результатах общественных обсуждений не соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам. Просит признать решение о размещении физкультурно-оздоровительного комплекса, изложенное в отчете о результатах общественных обсуждений от 8.07.2013г., незаконным и подлежащим отмене и обязать Администрацию г. Лобня организовать по данному вопросу публичные слушания.
Представители ответчика Администрации г. Лобня (по доверенности Абрамова И.В., Афанасьев А.С. л.д.19, 20) иск не признали и пояснили, что оспариваемый истцом отчет о результатах общественных обсуждений вариантов проектов физкультурно-оздоровительного комплекса от 8.07.2013г. не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца, так как Емельянов М.О. не является жителем г. Лобня. Данный отчет не является муниципальным правовым актом, подлежащим оспариванию, так как не создает каких-либо правовых последствий. Данный отчет составлен по итогам встречи, проведенной 8.07.2013г. с жителями города Лобня во исполнение решения Минспорттуризма Московской области от 19.06.2013г. О данном мероприятии жители города были заблаговременно извещены в городской газете «Лобня» № 27/990 от 5.07.2013г., а также 2.07.2013г. на общедоступном интернет-форуме «Лобня». При этом никаких решений об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка по адресу: ................ на другой вид такого использования, а также о предоставлении земельного участка под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса не принималось, в связи с чем оснований для проведения публичных слушаний не имелось. Каких-либо требований к документам, фиксирующим итоги общественных обсуждений, законодательством не установлено.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что 19.06.2013г. Министерством физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013 -2015 годы» принято решение, согласно которому главы муниципальных образований обязаны организовать проведение общественных обсуждений вариантов физкультурно-оздоровительных комплексов и представить в Министерство отчет о результатах данных обсуждений, а также подготовить и предоставить в Минстрой и ЖКХ Московской области документы для заключения соглашений о предоставлении субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований в соответствии с требованиями долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013 -2015 годы» (л.д.8-9, 10).
Во исполнение данного решения для обсуждения вариантов проекта физкультурно-оздоровительного комплекса Администрацией г.о.Лобня организована встреча жителей г. Лобня, которая была запланирована на 8.07.2013г. в 17.00 час. в здании школы № по адресу: ................. О данном мероприятии жители города были заблаговременно извещены в городской газете «Лобня» № 27/990 от 5.07.2013г., а также 2.07.2013г. на общедоступном интернет-форуме «Лобня» (л.д.25, 26).
По итогам встречи ВрИО Руководителя Администрации Кумановой А.А. составлен отчет от 8.07.2013г. о результатах общественных обсуждений вариантов проектов физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013-2015 годы» (л.д.11-12, 67-68). Согласно отчету, на встрече присутствовали Глава г. Лобня, муниципальные служащие, депутаты Совета депутатов г. Лобня, представители общественности и жители города. По итогам голосования принято решение выбрать вариант физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом, тренажерным залом на 1 этаже и залом для единоборств на 2 этаже с размещением на земельном участке по адресу: ................. (л.д.11-12).
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Как указано в п.2 ст. 1 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как указано в ст. 5, ст. 8 Устава муниципального образование «Город Лобня» Московской области, местное самоуправление осуществляют граждане РФ, проживающие на территории г. Лобня, то есть граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального образования (л.д.27-50).
Установлено, что Емельянов М.О. не является жителем г. Лобня, так как имеет регистрацию по месту жительства в ................ (л.д.21-22). При таких обстоятельствах он не является лицом, которое в силу ч.1 ст. 3 ГПК РФ вправе обращаться в суд за защитой нарушенных прав на участие в местном самоуправлении на территории г. Лобня. Доводы истца о том, что он фактически проживает в г. Лобня, не имеют значения, поскольку фактическое нахождение гражданина не в месте его постоянной регистрации не означает изменение им своего места жительства. В данном случае именно регистрация гражданина по месту жительства свидетельствует о выбранном им месте жительства и имеет значение при реализации гражданином своих политических прав и свобод.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления предусмотрены гл. 5 указанного Федерального закона. К ним относятся референдум, муниципальные выборы, сход граждан, публичные слушания, собрание граждан, опрос граждан и др.
Как указано в ст. 33 указанного Федерального закона, наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ.
Организация общественных обсуждений по вариантам проектов физкультурно-оздоровительного комплекса не противоречит Конституции РФ, указанному Федеральному закону и Уставу г. Лобня.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый истцом отчет о результатах общественных осуждений вариантов проектов физкультурно-оздоровительного комплекса от 8.07.2013г. не является муниципальным правовым актом, понятие которого содержится в абз. 16 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так как сам по себе не является обязательным для исполнения на территории г. Лобня, не устанавливает и не изменяет общеобязательные правила и не создает юридических последствий, а лишь является выражением мнения жителей г.о.Лобня по поставленному на обсуждение вопросу и носит рекомендательный характер.
Отчет от 8.07.2013г. не нарушает права и свободы гражданин, не создает им каких-либо препятствий к осуществлению своих прав и свобод и не возлагает на них какую-либо обязанность.
В силу ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» публичные слушания с участием жителей муниципального образования проводятся главой муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013г. № 653/33 «об утверждении государственной программы Московской области «Спорт Подмосковья» реализация долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013 – 2015 годы» с 1.01.2014г. прекращена (л.д.81). Из объяснений представителей ответчика следует, что каких-либо решений об утверждении документации по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса, о выборе земельного участка под его строительство Администрацией г. Лобня принято не было. При данных обстоятельствах оснований для обязания Администрации г. Лобня организовать публичные слушания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований о признании решения незаконным, обязании организовать публичные слушания Емельянову М.О. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение месяца.
Судья- Н.В. Платова