Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Давыдовой А.А., с участием представителя административного истца Колодяжного А.В. по доверенности, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области Старковой Ю.К.,
при секретаре Трасковской Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1217/22 по административному исковому заявлению Зубкова Владимира Степановича к Управлению Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного учета и государственной регистрации права, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Зубков В.С. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (Далее по тексту Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа в осуществлении государственного учета и государственной регистрации и о возложении обязанности, указав, что через МФЦ г.Самара обратился к администативному ответчику с заявлением от 13.-01.2022 года № № о государственном учете и государственной регистрации права собственности на здание гаража площадью 18 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Уведомлением от 21.01.2022 года государственный кадастровый учет и регистрация права по заявлению были приостановлены до 17.10.2022 года. Учитывая, что оспариваемое решение об отказе было принято 30.06.2022 года, то есть до истечения указанного срока приостановки, полагает его незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Колодяжный А.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнил, что по заявлению от 13.01.2022 года органом росреестра было принято решение от 21.01.2022 года о приостановке кадастрового учета, в котором не был указан порядок и документы, необходимые для приобщения к возобновлению регистрации, в связи с чем он обратился за консультацией на личный прием в Управление Росреестра по Самарской области, по результатам которого ему было предложено приобщить заключение по инженерно-техническому обследованию гаража. Кроме того, на личном приеме было принято решение о направлении в адрес истца письменного ответа по итогам личного приема. Ответа до настоящего времени не получено. 23.06.2022 года он предоставил дополнительные документы, а именно: заключение кадастрового инженера, однако 30.06.2022 года истцу было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права. Ссылаясь на незаконность вынесения решения до истечения срока приостановления и не направление в адрес истца разъяснений по итогам личного приема, просил признать уведомление от 30.06.20022 года незаконным и обязать Управление Росреестра по Самарской области рассмотреть заявлением от 13.01.2022 года о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области Старкова Б.К., действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому недостатки, указанные в уведомлении о приостановлении кадастрового учета и регистрации права по заявлению истца, не были устранены, что послужило основанием для вынесения 30.06.2022 года оспариваемого решения. Дополнила, что решение о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации по решению административного органа срок приостановления был установлен на 3 месяца, который в последующем по заявлению самого представителя административного истца был приостановлен на 6 месяцев, то есть до 17.10.2022 года. Принимая во внимание, что 23.06.2022 года рассмотрение заявления было возобновлено по инициативе самого представителя административного и в связи не устранением причин, указанных в первоначальном уведомлении, 30.06.2022 года было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и регистрации права. Полагает доводы, изложенные административным истцом, несостоятельными, а принятое в рамках компетенции государственного органа решение законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии со статьей 65 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости и государственной регистрации прав осуществляются органом регистрации - Росреестром и его территориальными органами.
На территории Самарской области таким органом является Управление Росреестра по Самарской области.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистраций недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 упомянутого Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с этим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 7,10,19 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам ( п.10); объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом ( пункт 19).
В силу части 2 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение двенадцати рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом (пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Судом установлено, что 13.01.2022 г. Зубков B.C., в лице представителя по доверенности Колодяжного А.В., обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении нежилого здания, площадью 18,0 кв.м, по адресу: <адрес>.
21.01.2022 г. на основании п.п. 7, 10 и 19 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) осуществление заявленных действий было приостановлено на срок до 21.04.2022 г. Основанием для приостановления кадастрового учета согласно уведомлению послужили следующие обстоятельства: в качестве документа-основания для осуществления заявленных учетно-регистрационных действий был представлен технический план здания от 12.01.2022 г., изготовленный кадастровым инженером ФИО7 В состав указанного технического плана включена Декларация об объекте недвижимости, заполненная в отношении нежилого здания - металлического гаража, год завершения строительства - 1990, по адресу: <адрес>, находящегося на земельном участке, с кадастровым номером: №. Также приложен договор купли-продажи гаража от 15.12.2001 г., согласно которому ФИО1 продал Зубкову Владимиру Степановичу металлический гараж, площадью 18,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, удостоверенный нотариусом г. Самары ФИО8 по реестру №.
В целях выяснения вопроса о том, проводилась ли регистрация прав на вышеуказанное строение по ранее действовавшему порядку, а также получения информации о технической инвентаризации данного строения государственным регистратором был направлен соответствующий запрос в Самарское областное отделение Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
Согласно полученному ответу от 30.08.2021 г. № 07/5520 в данных архивного фонда сведения о металлическом гараже, площадью 18 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют. Таким образом, регистрация права по прежнему порядку не была подтверждена.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, с кадастровым номером: №, на котором располагается согласно техническому паспорту спорный объект, имеет вид разрешенного использования - «под металлический гараж». Комитетом по управлению имуществом г. Самары 26.07.2002 г. Зубкову B.C. был передан на условиях аренды на 3 года земельный участок, площадью 18,00 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, под металлический гараж. Запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ об аренде внесена на основании Договора аренды №з от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения Администрации Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении аренды земельного участка под существующим металлическим гаражом ФИО2 по <адрес>». Указанный договор аренды от 26.07.2022 г. не подтверждает наличие прав заявителя на земельный участок, на котором возведено указанное строение на 1990 год, т.е. на момент его постройки согласно представленному техническому плану от 28.06.2022 г.
Кроме того, при сопоставлении координат характерных точек контура объекта, содержащихся в техническом плане и координат характерных точек границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН, органом росреестра было выявлено, что строение расположено также в границах земельных участков с кадастровыми номерами: № и №, которые не указаны в техническом плане и сведения о зарегистрированных правах заявителя на указанные земельные участки, занимаемые вышеуказанным строением – металлическим гаражом.
Таким образом, регистрирующим органом указано три основания, послужившие приостановлению кадастрового учета.
Из материалов реестрового дела так же следует, что до истечении срока действия приостановления кадастрового учета и регистрации права, представитель административного истца 15.04.2022 года обратился с заявлением о приостановлении осуществлении кадастрового учета в связи с невозможностью устранения причины приостановления в установленный законом срок.
Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области № № в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации по заявлению представителя административного истца было приостановлено на 6 месяцев, то есть 17.10.2022 года.
Судом так же установлено, что в целях устранения одной из причин ( п.19), послуживших приостановлению государственного учета и регистрации от 21.01.2022 года представитель административного истца обратился 23.06.2022 года в органы Росреестра о возобновлении рассмотрения заявления и представил Заключение ООО «Консоль-Проект» по инженерно-техническому обследованию нежилого строения - гаража, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>., по выводам которого нежилое здание - гараж, расположенный по вышеуказанному адресу может быть признано объектом капитального строительства.
Вместе с тем, имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Сведений о том, что земельный участок предоставлялся административному истцу для возведения капитального строения, не имеется.
Для отнесения объекта к недвижимым вещам в материалы дела должны быть представлены доказательства того, что спорный объект создавался именно как объект недвижимости в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и соблюдением градостроительных норм и правил.
Установление характеристик объекта капитального строительства, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, руководствуясь положениями федеральных законов, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей. Данных сведений заключение ООО «Консоль-Проект» не содержит, и в управление Росреестра таких документов не представлено.
Кроме того, судом установлено, и не оспаривается представителем истца, что документов, свидетельствующих об устранении иных причин, послуживших приостановлению государственного учета с заявлением от 23.06.2022 года, он не предоставлял, ссылаясь на то, что срок приостановления, установленный до 17.10.2022 года не истек, а принятие решение об отказе 30.06.2022 года, то есть до истечения указанного срока нарушает его право и возможность устранить причины приостановления в срок до 17.10.2022 года.
Однако доводы представителя административного истца по мнению суда основаны на неверном толковании норм Закона № 218-ФЗ.
Так, Законом № 218-ФЗ не предусмотрена возможность приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав одновременно и по решению государственного регистратора прав, и по заявлению лица, указанного в статье 15 Закона № 218-ФЗ, в связи с чем при предоставлении лицом, указанным в ст. 16 Закона № 218-ФЗ, заявления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав прекращается течение срока приостановления, указанного в ст. 26 Закона № 218-ФЗ, и начинает течь срок, приостановления, установленный ст. 30 Закона № 218-ФЗ.
В силу ч.3 ст. 30 Закона № 218-ФЗ поступление в органы регистрации прав заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав прерывает течение соответствующего срока, установленного ч.1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ за исключением случае, установленных Законом № 218-ФЗ. Указанный срок, истекший до поступлении данного заявления, не засчитывается в новый срок.
В этой связи, в случае поступления в орган регистрации прав заявления лица, указанного в ст. 15 Закона № 218-ФЗ о возобновлении осуществления государственного учета и (или) государственной регистрации прав, ранее приостановленных на основании его заявления, заново начинает течь установленный ст. 16 закона № 218-ФЗ срок осуществления государственной регистрации й срок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть принято не позднее последнего дня начавшего течь заново срока осуществления государственного учета и (или) государственной регистрации прав. Данные разъяснения нашли свое отражение в Письме заместителя руководителя департамента недвижимости Минэкономразвития России от 26.05.2017 года № Д23н-3060; № 14-06199-ГЕ/17 от 17.05.
Принимая во внимание истечение срока, установленного по решению государственного регистратора прав от 21.01.2022 года (три месяца); дату обращения с заявлением о возобновлении рассмотрения заявления – 23.06.2022 года; обоснованности приостановления кадастрового учета и не устранения причин, послуживших основанием для приостановления, суд полагает, что органом реестра обосновано принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права административного истца в срок 30.06.20022 года в соответствии с действующим законодательством.
Довод представителя административного истца о не по итогам личного приема письменных разъяснений, суд находит несостоятельными пол следующим основаниям.
Согласно пп.4.8.8 Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденной Приказом Росреестра от 15.09.2016 N П/464 запись граждан на личный прием к должностному лицу центрального аппарата Росреестра производится в журнале личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (приложение N 44).
В ходе личного приема гражданина должностным лицом, осуществляющим прием, заводится карточка личного приема (приложение N 45), которая по итогам приема передается в отдел по организации работы с обращениями и приема граждан.
В случае если в ходе личного приема гражданину были даны устные разъяснения и письменного ответа не требуется (о чем делается отметка в карточке личного приема), карточка личного приема не регистрируется, а подшивается в соответствующее номенклатурное дело отдела по организации работы с обращениями и личного приема граждан.
Если гражданин оставил письменное или устное обращение (краткое содержание которого отражается в карточке личного приема) и им проставлена отметка о необходимости предоставления ему письменного ответа, карточка личного приема и письменное обращение (при наличии) передаются в отдел по организации работы с обращениями и приема граждан для регистрации (пункты 4.8.5 - 4.8.7).
Представленная суду карточка личного приема граждан от 08.06.2022 года, где отражены сведения о приеме представителя истца – Колодяжного А.В. не содержит сведений и соответствующих отметок о необходимости заявителю письменного ответа.
Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Соответственно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Зубкова Владимира Степановича к Управлению Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного учета и возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 19.08.2022.
Судья А.А.Давыдова.