Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-1060/2021 от 26.10.2021

                                                                                                                      № 5-1060/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Енисейск                                                      26 ноября 2021 года

        Судья Енисейского районного суда Красноярского края Бондаренко Ж.Я.,

изучив административный материал по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Красноярскнефтепродукт», юридический адрес: <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

    На основании решения о проведении плановой выездной проверки Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.07.2021. № Р-360-47, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов д.Абалаково (филиал Северный) эксплуатируемая Акционерного общества «Красноярскнефтепродукт» (далее АО «КНП») по адресу <адрес>.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно пунктам 1-19, 22, 24 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ АО «КНП» допущены следующие нарушения, а именно АО «Красноярскнефтепродукт»:

1. Численность работников, которого оставляет 1673 человека, не создана служба производственного контроля, чем нарушило: п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.7 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168.

    2. Не назначены в установленном порядке лица, ответственные за организацию и осуществление производственного контроля, чем нарушило: п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 7, 10 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168.

    3. Не имеют аттестации в области промышленной безопасности вТерриториальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору: главный инженер АО «КНП» ФИО2; директор филиала «Северный» АО «КНП» ФИО3; инженер по ОТ, ТБ и ГО и ЧС филиала «Северный» АО «КНП» ФИО4, чем нарушило: п.п. 1, 2 ст. 9, п.п. 1, 10 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; п/п «а» п. 4 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    4. У лица, ответственного за осуществление производственного контроля наопасном производственном объекте - главного инженера филиала «Северный» АО «КНП» ФИО6, отсутствует профильное образование, соответствующее профилю опасного производственного объекта, стаж работы в соответствующей профилю опасного производственного объекта отрасли трех лет, чем нарушило : п.п. 1, 2 ст. 9, п. 1 ст. 14_1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168.

    5.Помещение насосной не оснащено в установленном порядке средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) у входа в помещение насосной при достижении концентрации горючихгазов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП не обеспечено включениеаварийной вентиляции при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50%объемных от НКПРП, с автоматическим отключением насосных агрегатов дляперекачки нефтепродуктов с регистрацией приборами с автоматической записью идокументированием, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;пункт 168 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    6.Вентиляционные системы насосной не оснащены в установленномпорядке: автоматическим включением аварийной вентиляции при достижении впомещении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных отНКПРП; сигнализацией о работе вентиляционных систем с подачей сигнала в помещение управления;    автоматическим отключением вентиляционных систем при пожаре впомещении, оборудованном системой автоматического пожаротушения илисигнализации; автоматическим включением резервного вентилятора вентиляционных системпри выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 219 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    7.Опасный производственный объект не оснащен в установленном порядкетехническими средствами, обеспечивающими оповещение об обнаружении аварийныхвыбросов горючих паров или разливов нефтепродуктов, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    8.Резервуарные парки не оснащены в установленном порядке средствами тематического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров (газоанализаторы частично сняты, и фактически находятся в работоспособном состоянии). Не обеспечена регистрация приборами с выводом показаний в помещение управления (операторной) и документирование, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    9. Сливо-наливные железнодорожные эстакады не оснащены в установленном порядке техническими средствами, прекращающими сливо-наливные операции в автоматическом режиме при достижении загазованности воздушной среды выше 50% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529

    10.    Трубопроводы не оснащены в установленном порядке подводом инертного газа или пара с использованием оборудования и (или) стационарных линий, предназначенных для удаления из этих систем горючих веществ, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 18 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    11. Резервуарные парки не оснащены в установленном порядке приборами обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в районе запорно-регулирующей арматуры узлов подключений складов (парков), расположенного за пределами обвалования, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 100 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    12. Насосные агрегаты для перекачки нефтепродуктов не оснащены в установленном порядке средствами автоматического отключения при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 168 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    13. Сливные железнодорожные эстакады не оснащены в установленном порядке специально оборудованными местами для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн от нефтепродуктов, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    14. Насосные установки не оснащены в установленном порядке приборами регистрации с автоматической записью и документированием всех случаев загазованности, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 168 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    15. Не предусмотрена и отсутствует по факту блокировка по прекращению операций налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей, при превышении концентрации паров на пункте налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны более 20% объемных от НКПРП, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 48 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и ому надзору от 15.12.2020 № 529.

    16. Не оборудован пункт налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, огранивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных    нефтепродуктами    автомобильных    цистерн    с    опущенными    в    их винами наливных устройств, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 50 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила    промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    17. Не предусмотрено и отсутствует по факту оборудование, приборы контроля, сигнализации и защиты, обеспечивающие безопасную эксплуатацию резервуаров при наполнении, хранении и опорожнении, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 81, 83 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    18. Отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций в резервуарном парке № 1 светлых нефтепродуктов в камерах задвижек, чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 47, 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.

    19. Отсутствуют контрольно-измерительные приборы контроля уровня в резервуарах:

резервуарный парк - резервуары РВС 5000 №, №, РВС 3000 ; резервуарный парк - резервуары РВС 1000 №, РВС 2000 №; резервуарный парк - резервуары РВС 5000 №, 41 - 42, РВС 1000 №,; торговый резервуарный парк - резервуары РВС 400 №, чем нарушено: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 94, 98 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, биологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ .

20. Не выполнены мероприятия по приведению в соответствие требованиям промышленной безопасности по итогам заключений экспертиз промышленной безопасности: РВС-1000, ст. (заключение per.: предельные отклонения наружного контура днища резервуара превышают допустимые значения); РВС-1000, ст. (заключение per. : предельные отклонения наружного контура днища резервуара превышают допустимые значения), чем нарушило: п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 111, 242, 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ .

21. Не разработана документация системы управления промышленной безопасностью в соответствии с установленными требованиями, а именно: документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах (план мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах не содержит мероприятий на срок один календарный год; план мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах не содержит мероприятий на срок более 1 календарного года), чем нарушило: пункты 1, 2 статьи 9, пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п/п «г» пункта 4, пункты 10, 11 «Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    Представитель АО «Красноярскнефтепродукт» Гарманова И.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признала частично, указав, что действительно в ходе проверки контрольно-надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ на Площадке нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов д.Абалаково (филиал Северный) были выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, которые указаны в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений, срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время    резервуары № выведены из эксплуатации, поставки топлива в данные резервуары не производятся, установлены заглушки на технологический трубопровод, выкачаны невыбираемые остатки, что подтверждается Приказом по Обществу № ПС-140 от ДД.ММ.ГГГГ, актами вывода резервуаров из эксплуатации. В настоящее время осуществляется поиск подрядной организации для выполнения работ по устранению замечаний согласно п. 22 предписания Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ В случае административного приостановления деятельности данного оборудования, при осуществлении действий, предусмотренных ст. 32.12 КоАП (наложение пломб, опечатывание и т.д.), исполнение требований предписания Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (ремонт и восстановление резервуаров) станет невозможным. В связи, с чем просила отказать в удовлетворении требований Ростехнадзора о приостановлении деятельности по эксплуатации резервуаров №,. Кроме того, они не согласны с вмененным нарушением, указанным в п.4 Акта, а именно то, что «у лица, ответственного за осуществление производственного контроля наопасном производственном объекте - главного инженера филиала «Северный» АО «КНП» ФИО6, отсутствует профильное образование, соответствующее профилю опасного производственного объекта, стаж работы в соответствующей профилю опасного производственного объекта отрасли трех лет», так как     п.11 Постановления Правительства РФ от 18,12.2020г не содержит в себе требования    к профильному образованию. Дополнительное    профессиональное образование в области промышленной безопасности главный инженер ФИО6 прошел в период с 30.04.2021г. по 21.05.2021г., и аттестацию прошел в территориальной аттестационной комиссии Енисейского управления Ростехнадзора 06.07.2021г.

Представитель Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, о причине неявки не уведомил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Состав правонарушения является формальным, административная ответственность наступает при наличии угрозы жизненно важным интересам личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, вне зависимости от наступления вредных последствий в виде причинения ущерба конкретным лицам.

В соответствии с положениями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. Деятельность опасного производственного объекта должна осуществляться в условиях максимальной гарантии безопасной эксплуатации, предупреждения аварий и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации их последствий.

Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ( далее ФЗ № 116 ) определено, что производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.

Частью 1,2 статьи 9 ФЗ №116 установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно пп.5 п. 11 ФЗ № 116 требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со пп.1 п. 14.1 ФЗ № 116 работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах. ( ч.10 ст. 14.1 ФЗ № 116)

В соответствии с п. 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 г. № 2168 функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются: на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, - если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 человек; на специально назначенного работника, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет от 150 до 500 человек; на руководителя службы производственного контроля, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.

Согласно п.10. Правил от 18.12.2020 г. № 2168, ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), индивидуальный предприниматель. Ответственность за осуществление производственного контроля несут лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля подведомственными им эксплуатирующими организациями.

Из содержания п.11 Правил от 18.12.2020 г. № 2168 следует, что работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I - III класса опасности, должны: иметь высшее техническое образование; иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет; не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности; не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.

В соответствии с п.а ч. 4 постановления Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" (вместе с "Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики") В ведомственных аттестационных комиссиях проходят первичную и периодическую аттестацию: члены аттестационных комиссий организаций и иные указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения работники организаций, в отношении которых специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, безопасности в сфере электроэнергетики осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации либо Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации

В соответствии с п. г пп. 4 Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1243 "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью" документация системы управления промышленной безопасностью содержит документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах. В эксплуатирующих организациях оформляются документально и утверждаются руководителями эксплуатирующих организаций: планируемые мероприятия по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более 1 календарного года; планы мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на календарный год.( п.10 указанных требований) Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах должны охватывать необходимые мероприятия в области промышленной безопасности, проводимые в рамках системы управления промышленной безопасностью, и обеспечивать эффективный внутренний контроль за деятельностью всех структурных подразделений эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности.( п.11 указанных требований)

Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 " утверждены "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" которые устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов - площадках нефтебаз по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, резервуарных парках и наливных станциях магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, товарно-сырьевых парков центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих производств, а также складах горюче-смазочных материалов, входящих в состав промышленных предприятий и организаций, в том числе тепло- и электроэнергетики, на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В соответствии с требованиями Федеральным норм для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн от нефтепродуктов должны быть предусмотрены специальные места для их освобождения ( п.11.)

Для исключения образования взрывоопасных смесей в системах трубопроводов и коллекторов слива и налива нефтепродуктов при проведении ремонтных работ в проектной документации (документации на техническое перевооружение) следует предусматривать подвод к ним инертного газа или пара с использованием оборудования и (или) стационарных линий, предназначенных для удаления из этих систем горючих веществ. Данное требование не распространяется на склады авиатоплив. ( п.18.)

На сливоналивных железнодорожных эстакадах, предназначенных для слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов, должны быть установлены датчики загазованности рабочей зоны. Слив и налив должен автоматически прекращаться при достижении загазованности воздушной среды выше 50 процентов объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее - НКПРП). Установка датчиков загазованности подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в соответствии с техническими характеристиками приборов, указанных в паспортах организации-изготовителя. ( п.30.)

На сливоналивных станциях и пунктах слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов должны быть установлены сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов. ( п.47.)

При превышении концентрации паров нефтепродуктов на площадках сливоналивных станций и пунктов слива-налива более 20 процентов объемных от НКПРП должны быть установлены блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей. ( п.48.)

Автомобильные наливные станции должны быть оборудованы специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автомобильных цистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами. ( п.50.)

Стальные вертикальные резервуары в зависимости от их назначения должны быть оснащены: приемо-раздаточными патрубками с запорной арматурой; дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; приборами контроля и сигнализации;устройствами для подогрева высоковязких и застывающих нефтей и нефтепродуктов; системами противопожарной защиты; вентиляционными патрубками; устройствами молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества. (

Полный комплект устанавливаемых на резервуаре устройств и оборудования, а также схема их расположения подлежат обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение)( п.81.)

Устанавливаемое на резервуарах для хранения нефти и нефтепродуктов оборудование, арматура и приборы контроля, сигнализации и защиты должны обеспечивать безопасную эксплуатацию резервуаров при наполнении, хранении и опорожнении; зачистке и ремонте; отстое и удалении подтоварной воды; отборе проб; замере уровня, температуры, давления.( п.83.)

Резервуары для нефти и нефтепродуктов должны быть оснащены контрольно-измерительными приборами в соответствии с проектной документацией (документацией на техническое перевооружение). (п.94.)

98. Контроль уровня нефтепродуктов в резервуарах должен осуществляться контрольно-измерительными приборами. (п.98.)

Резервуарные парки хранения нефти и светлых нефтепродуктов должны оснащаться средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров. Все случаи обнаружения утечек в обваловании резервуаров нефтепродуктов и (или) их паров должны регистрироваться приборами с выводом показаний в помещение управления (операторную) и документироваться. Технические решения, количество и порядок размещения приборов обнаружения в обваловании резервуаров нефтепродуктов и (или) их паров должны устанавливаться в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в зависимости от вида хранящихся нефтепродуктов, условий их хранения, объема единичных емкостей резервуаров и порядка их размещения в составе склада. (п.99.)

На площадках резервуарных парков хранения светлых нефтепродуктов в районе запорно-регулирующей арматуры узла подключения склада (парка), расположенного за пределами обвалования, должны устанавливаться приборы обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров.

Количество приборов обнаружения нефтепродуктов и (или) их паров должно выбираться в зависимости от площади, занимаемой узлом, и устанавливаться в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в соответствии с техническими характеристиками приборов, указанными в паспортах организации-изготовителя. (п.100.)

В процессе эксплуатации резервуаров необходимо обеспечивать осмотр их технического состояния, техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование в соответствии с требованиями организации-изготовителя, указанными в технической документации и определенными проектной документацией (документацией на техническое перевооружение), с учетом требований настоящих Правил. (п.111)

В насосных установках (станциях) закрытого и открытого типа следует устанавливать средства автоматического контроля загазованности помещения в здании насосной и рабочей зоне открытых насосных установок (станций) по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) в помещение управления (операторную) при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 процентов объемных от НКПРП. В насосных закрытого типа сигнал о загазованности помещения дополнительно размещается у входа в здание насосной. Выбор места установки и количества датчиков загазованности помещения в здании насосной и рабочей зоне открытых насосных установок (станций) подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение). В насосных закрытого типа включение аварийной вентиляции осуществляется при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 20 процентов объемных от НКПРП. При достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50 процентов объемных от НКПРП следует предусмотреть автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов. Все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться. (п.168.)

На всех площадках опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов должны быть предусмотрены технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефти и нефтепродуктов. (п.210.)

Для вентиляционных систем следует предусматривать: автоматическое включение аварийной вентиляции при достижении в помещении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 процентов объемных от НКПРП; сигнализацию о падении давления, обеспечивающего гарантированный подпор воздуха в помещение и подпор воздуха в тамбур-шлюз; сигнализацию о работе вентиляционных систем с подачей сигнала в помещение управления; автоматическую защиту калориферов от замораживания; автоматическое отключение вентиляционных систем при пожаре в помещении, оборудованном системой автоматического пожаротушения или сигнализации; автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва. (п.219.)

Работы восстановительного характера, включающие строительные, монтажные, пусконаладочные, а также работы по диагностированию оборудования должны проводиться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также документации по организации безопасного проведения ремонтных работ, разработанной эксплуатирующей организацией. (п.242.)

Технические устройства, оборудование и резервуары, отработавшие срок службы, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Эксплуатация технических устройств, оборудования, резервуаров с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается. (п.261.)

При этом, следует отметить, что несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Как установлено судом и следует из материалов дела на основании решения о проведении плановой выездной проверки Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.07.2021. № Р-360-47, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов д.Абалаково (филиал Северный) эксплуатируемая Акционерного общества «Красноярскнефтепродукт» (далее АО «КНП») по адресу <адрес>.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены вышеуказанные нарушения обязательных требований промышленной безопасности и контрольным органом на основании установленных нарушений в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.

Вина АО «КНП» в совершении правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении плановой выездной проверки Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ; Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ .; сведениями ЕГРЮЛ.

Акт проверки и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, полномочными должностными лицами, оснований не доверять отраженным в них сведениям, не имеется.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Изученные материалы дела свидетельствуют о том, что АО «КНП» имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы защитника о не согласии с четвертым пунктом результатов проверки, утверждая, что главный инженер по промышленной безопасности ФИО6 обладает необходимой дополнительной квалификацией и аттестацией, судом не принимаются. Так документы, подтверждающие квалификацию инженера (как в части основного образования, стажа работы) на момент проверки должностному лицу Обществом предоставлены не были.

Исследовав все доказательства по делу и дав им оценку, суд находит их относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении, в связи с чем, приходит к выводу о виновности юридического лица и квалифицирует действия АО «КНП» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Решая вопрос о наказании, судья, руководствуясь положениями главы 4 КоАП РФ, учитывает характер допущенных нарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, все юридически значимые обстоятельства дела.

К числу смягчающих наказание обстоятельств суд относит добровольное и оперативное устранение части нарушений, в соответствии с п.22 предписания Ростехнадзора    от ДД.ММ.ГГГГ резервуары выведены    из эксплуатации ( прекращены поставки нефтепродуктов в резервуары , произведена откачка невыбираемого остатка нефтепродуктов и произведено отключение РВС от технологического трубопровода, с установкой заглушек).

Отягчающих обстоятельств не установлено.

Разрешая требования Общества о применении ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд не находит каких-либо исключительных обстоятельств для этого.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, а также ст. 4.1.1. КоАП РФ, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Акционерное Общество «Красноярскнефтепродукт» (юридический адрес: <данные изъяты>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа.

Банк получателя <данные изъяты>

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен им как лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти (60) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента получения (вручения) постановления в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий                                                                             Ж.Я.Бондаренко

Мотивированное постановление изготовлено 29 ноября 2021 года

Судья:                                                                                                                  Ж.Я.Бондаренко

Копия верна

Судья:

5-1060/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
АО "Красноярскнефтепродукт"
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Бондаренко Ж.Я.
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
26.10.2021Передача дела судье
08.11.2021Подготовка дела к рассмотрению
26.11.2021Рассмотрение дела по существу
29.11.2021Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
03.12.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
06.12.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
13.12.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
03.02.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее