Дело № 2-1157/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2017 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре Дорожкиной Н.А.,
с участием исполняющего обязанности Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> Петрову В.Ю. об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к <данные изъяты> Петрову В.Ю., в котором просил возложить на ответчика обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства.
В обоснование иска указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации автозаправочной станции по розничной продаже моторного топлива, расположенной по адресу: <адрес> установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> располагается автозаправочная станция по розничной продаже автомобильного топлива марки <данные изъяты>, эксплуатируемая <данные изъяты> Петровым В.Ю. Автозаправочная станция представляет собой емкость для хранения топлива, топливно-раздаточной колонки «<данные изъяты>», помещение разметом 2 на 3 метра, используемое как операторская. Территория АЗС не имеет твердого покрытия, системы канализационной - обеспечивающей отвод и сбор загрязненными нефтепродуктами ливневых и талых вод поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов. Кроме того, на территории указанной АЗС места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также места для установки мусоросборников и мусоросборники отсутствуют. Место расположения АЗС не обозначено дорожным знаком «АЗС».
Кроме того, в ходе проверки установлено, что на вышеуказанную автозаправочную станцию отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу. Так же отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе эксплуатации АЗС образуются отходы производства. На момент проверки инвентаризация отходов не проведена, паспорта отходов не разработаны, класс опасности отходов не установлен.
Таким образом, на основании изложенного установлено, что автозаправочная станция по розничной продаже моторного топлива, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатируется без соблюдения требований природоохранного законодательства, что создает препятствия праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения ущерба окружающей среде и здоровью граждан.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага. В то время как несоблюдение <данные изъяты> Петровым В.Ю. требований в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности создает препятствие праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.
Часть 2 ст. 45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст.12 ГК РФ.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно, причем эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор обращается в суд в связи с защитой прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, по выявленным нарушениям закона в сфере экологических правоотношений.
В связи с указанными обстоятельствами межрайонный природоохранный прокурор просил суд:
1. Признать деятельность <данные изъяты> Петрову В.Ю. по эксплуатации автозаправочной станции по розничной продаже моторного топлива, расположенной по адресу: <адрес> не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствии: инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекта Российской федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством РФ; дорожного знака обозначающего расположение АЗС; твердого покрытия проезжей части территории АЗС; канализационной системы, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов; мест сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также мусорозборников; твердого водонепроницаемое покрытия, огражденного по периметру бортиком высотой 200 мм, с уклоном в сторону лотков или колодцев в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов, а также отсутствие инженерных устройств (сооружений) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны; отнесения образующихся в результате деятельности по эксплуатации АЗС отходов к конкретному классу опасности и разработанных паспортов отходов.
2. Приостановить эксплуатацию автозаправочной станции по розничной продаже моторного топлива, расположенной по адресу: <адрес> до устранения нарушений требований природоохранного законодательства, а именно до: инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух; получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекта Российской федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством РФ; установки дорожного знака обозначающего расположение АЗС; оборудования территории проезжей части территории АЗС твердым покрытием; оборудования территории АЗС канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов; оборудования на территории АЗС мест сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также мусоросборников; оборудования территории АЗС твердым водонепроницаемым покрытием, огражденного по периметру бортиком высотой 200 мм, с уклоном в сторону лотков или колодцев в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов; оборудования территории АЗС инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны; отнесения образующихся в процессе эксплуатации АЗС отходов к конкретному классу опасности и в случае наличия отходов 1-4 класса опасности разработки на них паспортов отходов.
В судебном заседании И.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковский А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд обязать <данные изъяты> Петров В.Ю. устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.
Ответчик <данные изъяты> Петров В.Ю.в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ №-7) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
На основании ч. 2 ст. 39 ФЗ № 7 юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
На территории Российской Федерации действуют Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229 (далее Правила РД).
Правила РД устанавливают требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
Положения и требования Правил РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.
Требования Правил РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Согласно п. 18.1 Правил РД при эксплуатации автозаправочных станций должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ № 7 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ст. 1 ФЗ № 7 - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 22 ФЗ № 7 предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду в том числе: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и нормативы образования отходов производства и потребления, и лимиты на их размещение.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ № 96) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 18.1 Правил РД основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются:
- резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - «большие и малые дыхания»);
- топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей);
- объекты очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс остатков (после очистки) в систему канализации);
- аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов на территории АЗС;
- неплотности технологического оборудования и коммуникаций;
- вентиляционные устройства производственных помещений АЗС и пунктов технического обслуживания, размещенных на территории АЗС;
- выбросы отработавших газов автотранспорта;
- отходы при очистке резервуаров.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются полномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должны осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно разделу 19 Правил РД территория АЗС должна регулярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке.
В соответствии с п. 4.2 Правил РД место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком «АЗС».
На основании п. 4.3 Правил РД проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.
Согласно п. 4.4 Правил РД территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.
Пунктом 4.5 Правил РД предусмотрено, что на территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.
Также п. 18.7 Правил РД предусмотрено, что территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами.
Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлический или иной тип затворы.
Площадка АЗС должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела подтверждается, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации автозаправочной станции по розничной продаже моторного топлива, расположенной по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> располагается автозаправочная станция по розничной продаже автомобильного топлива марки <данные изъяты>, эксплуатируемая индивидуальным предпринимателем Петровым В.Ю. Данный земельный участок находится в пользовании <данные изъяты> Петрова В.Ю. на основании договора аренды от 03.01.2017 заключенного последним с гражданином Крымским В.И.. Согласно указанному договору ФИО7 Петрову В.Ю. передан в аренду земельный участок площадью 20 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в целях хранения.
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности <данные изъяты> Петрову В.Ю. является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.
В ходе осмотра земельного участка расположенного по адресу: <адрес> произведенного 16.03.2017 заместителем Орского межрайонного природоохранного прокурора установлено, что на указанном земельном участке расположена автозаправочная станция по розничной продаже автомобильного моторного топлива марки <данные изъяты>. Автозаправочная станция представляет собой емкость для хранения топлива, топливно-раздаточной колонки «<данные изъяты>», помещение размером 2 на 3 метра, используемое как операторная. Территория АЗС не имеет твердого покрытия, системы канализационной - обеспечивающей отвод и сбор загрязненными нефтепродуктами ливневых и талых вод поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов. Кроме того, на территории указанной АЗС места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также места для установки мусоросборников и мусоросборники отсутствуют. Место расположения АЗС не обозначено дорожным знаком «АЗС».
Кроме того, в ходе проверки установлено, что на вышеуказанную автозаправочную станцию отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу. Так же отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе эксплуатации АЗС образуются отходы производства. На момент проверки инвентаризация отходов не проведена, паспорта отходов не разработаны, класс опасности отходов не установлен.
Таким образом, на основании изложенного установлено, что автозаправочная станция по розничной продаже моторного топлива, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатируется без соблюдения требований природоохранного
законодательства, что создает препятствия праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения ущерба окружающей среде и здоровью граждан.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Суд считает, что указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем выполнении ответчиком требований природоохранного законодательства, что может повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Учитывая установленные обстоятельства, суд считает требования прокурора обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> Петрову В.Ю. об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить.
Признать деятельность <данные изъяты> Петрову В.Ю. по эксплуатации автозаправочной станции по розничной продаже моторного топлива, расположенной по адресу: <адрес> не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствии: инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекта Российской федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством РФ; дорожного знака обозначающего расположение АЗС; твердого покрытия проезжей части территории АЗС; канализационной системы, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов; мест сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также мусорозборников; твердого водонепроницаемое покрытия, огражденного по периметру бортиком высотой 200 мм, с уклоном в сторону лотков или колодцев в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов, а также отсутствие инженерных устройств (сооружений) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны; отнесения образующихся в результате деятельности по эксплуатации АЗС отходов к конкретному классу опасности и разработанных паспортов отходов.
Приостановить эксплуатацию автозаправочной станции по розничной продаже моторного топлива, расположенной по адресу: <адрес> до устранения нарушений требований природоохранного законодательства, а именно до: инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекта Российской федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством РФ; установки дорожного знака обозначающего расположение АЗС; оборудования территории проезжей части территории АЗС твердым покрытием; оборудования территории АЗС канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов; оборудования на территории АЗС мест сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также мусоросборников; оборудования территории АЗС твердым водонепроницаемым покрытием, огражденного по периметру бортиком высотой 200 мм, с уклоном в сторону лотков или колодцев в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов; оборудования территории АЗС инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны; отнесения образующихся в процессе эксплуатации АЗС отходов к конкретному классу опасности и в случае наличия отходов 1-4 класса опасности разработки на них паспортов отходов.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьского районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 03 июля 2017 года.