Решение
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре Жаруне А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дятлова Евгения Евгеньевича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконными действия (бездействия) органа государственной власти, возмещении вреда,
установил:
истец Дятлов Е.Е., обратился с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указав, что решением Кировского районного суда г. Саратова от 14 октября 2015 года на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. метров в г.Энгельсе Саратовской области по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области. До настоящего времени решение суда не исполнено. В связи с длительным неисполнением ответчиком возложенных на него обязанностей, Дятлов Е.Е. вынужден проживать на съемной квартире, нести убытки в виде расходов по найму жилья. За период вынужденного пользования съемным жильем с января 2020 года по февраль 2020 года, расходы по оплате съемной квартиры составили 20000 рублей. С учетом уточненного искового заявления, просит суд признать незаконными действия (бездействия) министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, взыскать в свою пользу 20000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины, почтовые расходы.
Истец Дятлов Е.Е., представитель истца Лиманский Д.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, о причинах неявки суду не сообщили, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просит отказать, указывает, что министерство от добровольного исполнения решения Кировского районного суда города Саратова не уклоняется, предоставление жилых помещений осуществляется по мере формирования государственного жилищного фонда области. Расходы истца по найму жилого помещения не являются убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ, поскольку наем жилого помещения осуществляется на усмотрение самого истца.
В судебное заседание представитель 3-го лица министерства финансов Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В представленных возражениях на исковое заявление в удовлетворении исковых требований Дятлова Е.Е. просит отказать, указывая на непредставление истцом доказательств противоправности действия либо бездействия министерства, наличия вины в неисполнении решения суда, а также наличие причинной связи между заявленными расходами на коммерческий основе за наем жилого помещения и какими-либо действиями (бездействием) министерства, связанными с исполнением решения суда. Предоставление жилого помещения истцу по существу относится к мерам социальной поддержки. Возмещение расходов на коммерческий основе за наем жилых помещений в качестве мер социальной поддержки для таких лиц законом не предусмотрено.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы данного гражданского дела, гражданское дело № 2-7888/2015 года, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относятся, в том числе возмещение убытков и компенсация морального вреда (статья 12 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО (ред. от 03.03.2014) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.
Согласно ч. 10 ст. 5 указанного Закона, уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом (приложение 7). В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Согласно ч. 11 ст. 5 указанного Закона, граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 г. № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 2 августа 2007 г. № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда г.Саратова от 14 октября 2015 года на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Дятлову Е.Е. благоустроенное жилое помещение в городе Энгельсе Саратовской области общей площадью не менее 30 кв. м. по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (дело № 2-7888/2015 л.д. 25-28).
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 января 2016 года решение Кировского районного суда г.Саратова оставлено без изменения (дело № 2-7888/2015 л.д. 48-51).
На основании указанного решения был выдан исполнительный документ, 02 марта 2016 года возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 129-133).
В судебном заседании также установлено, что указанное решение до настоящего времени не исполнено, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области Дятлову Е.Е. не предоставлено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (п.1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Судом установлено, что ответчик неоднократно обращался в министерство финансов Саратовской области с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для исполнения имеющихся судебных решений о предоставлении жилых помещений в рамках реализации мероприятий «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».
Кроме того, за период с 2014 года по 2019 год регулярно объявлялись аукционы в электронной форме на участие в долевом строительстве жилых помещений, в том числе в г. Энгельс Саратовской области.
Принимая во внимание, что финансирование ответчика осуществляется за счет средств областного бюджета Саратовской области, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что реальное исполнение решения суда об обеспечении Дятлова Е.Е. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области с момента его вынесения, то есть с 14 октября 2015 года было невозможно вследствие объективных обстоятельств.
При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могут быть устранены исключительно действиями должника.
На основании приведенных положений закона и, исходя из установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предпринимает зависящие от него меры в установленном законом порядке для исполнения решения суда от 14 октября 2015 года.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Исходя из положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков, а также компенсацией морального вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, вину ответчика в нарушении права истца, наличие и размер понесенных убытков причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия. Недоказанность одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.
В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, для применения ответственности, предусмотренной приведенными нормами закона, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов, либо их должностных лиц и возникшими убытками, а также размер последних.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, 42 Хлебная база, <адрес> (л.д. 146).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 заключен договор аренды жилого помещения –<адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ с арендной платой 10000 рублей в месяц (л.д. 14-16).
За период с января 2020 года по февраль 2020 года ФИО1 оплачено ФИО4 20000 рублей (л.д. 18-19).
В обосновании необходимости коммерческого найма жилого помещения истец указывает отсутствие у него места для проживания.
В силу пункта 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих необходимость заключения договора найма (аренды) жилого помещения, стороной истца, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При этом, суд также учитывает отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость найма жилого помещения именно с 2020 года, то есть по истечении почти 5 лет с даты вынесения решения суда о предоставлении Дятлову Е.Е. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, принимая во внимание, что истец Дятлов Е.Е. по своему усмотрению принял решение о коммерческом найме жилого помещения в городе Энгельс Саратовской области, оговорив с наймодателем размер стоимости аренды жилья, отсутствие доказательств наличия совокупности указанных элементов деликтной ответственности, предусмотренных положениями ст. 15 и 1064 ГК РФ, необходимых для возложения на ответчика ответственности по возмещению убытков, суд приходит к выводу, что основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 20000 рублей, у суда отсутствуют, а потому требования истца удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков Дятлову Е.Е. отказано, требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины, почтовых расходов также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Дятлову ФИО6 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконными действия (бездействия) органа государственной власти, возмещении вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Е.В. Яремчук