РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2012 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3757/12 по иску Новиковой Н.И. к Министерству имущественных отношений Самарской области о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Новикова Н.И. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что дата обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка под индивидуальных жилой дом с приусадебным участком, расположенного по адресу: адрес. Решением Министерства имущественных отношений Самарской области от дата ей было отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены жилые дома лит. В и лит. Е, являющиеся самовольными постройками. Истец также указывает, что на испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом лит. *** 1941 года постройки, в котором 1/2 доля принадлежит истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата и свидетельства на наследство по закону от дата Другая доля в размере 1/2 принадлежит соседям – ВАГ, ВИЛ, ВДА, ВРА, которые ранее уже воспользовались своим правом на приватизацию земельного участка, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю. Распоряжением Департамента управления имуществом г.Самара от дата, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен номер №... В границах указанного земельного участка расположены еще два жилых дома – лит.В и лит. Е, построенные истцом без получения разрешения на строительство, т.е. самовольно возведенные объекты недвижимости. Считает что она, будучи собственником жилого дома лит. ***, имеет исключительное право на приватизацию спорного земельного участка и просит обязать Министерство имущественных отношений Самарской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью ***кв.м относящегося к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: адрес, занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, имеющего кадастровый номер №..., и направить его истцу с предложением о его заключении.
В судебном заседании представители истца Емельянова Д.В., Новиков В.В., действующие на основании доверенности от дата, исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили, что земельный участок истец не смогла приобрести в собственность за плату в связи с тем, что Министерство имущественных отношений Самарской области увидело два самовольных строения, однако на участке также имеются и сооружения, находящиеся в собственности истца. Сам спорный земельные участок поставлен на кадастровый учет на основании распоряжения от 2009 года, поставлен был на кадастровый учет второй раз в 2012 году, участок первоначально имел один кадастровый номер, но в связи с тем, что носил временный характер, дата участок был поставлен на кадастровый учет в тех же границах на основании того же самого распоряжения.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области Жалин С.Н., действующий на основании доверенности №... от дата, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с п.2 ст.222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольные постройки подлежат сносу осуществившим ее лицом за его счет, кроме случае, предусмотренных п.3 указанной статьи. Таким образом, у истца отсутствует право на получение в собственность земельного участка, расположенного под самовольно возведенными постройками. Считает, что для того, чтобы понудить Министерство имущественных отношений Самарской области совершить какие-либо действия, необходимо сначала признать отказ Министерства незаконным и ссылка истца на ст.36 Земельного Кодекса РФ в данном случае не применима.
Выслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что дата согласно свидетельства о праве на наследство по закону №..., после смерти АВК, наследники Новикова Н.А. и АСИ вступили в права наследования на 1/2 доли жилого дома, находящегося по адресу: адрес, №..., состоящего из одноэтажного деревянного дома с 3-мя пристроями, ж/пл. ***кв.м, полезной пл. ***кв.м., служб и сооружений, расположенный на земельном участке ***кв.м., принадлежащего наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Первой Куйбышевской государственной нотариальной конторой дата (л.д. )
дата на основании договора мены адрес на 1/2 долю жилого дома, СВА обменял принадлежащую ему 1/2 долю жилого дома, находящегося в адрес на квартиру расположенную в адрес, принадлежащую ВАГ, ВИЛ, ВДА, ВРА (л.д. )
дата согласно свидетельства на право собственности на землю и на основании договора мены №... от дата ВАГ приобрел право общей совместной собственности на земельный участок под кадастровым номером №..., находящийся в землях городской – застройки под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: адрес общей площадью ***кв.м Ограничений и обременений нет. (л.д. )
дата ВАГ, ВИЛ, ВДА, ВРА заключили договор №... на право аренды земельного участка с правом выкупа в собственность земельного участка площадью ***кв.м на срок с дата по дата по адресу: адрес, зона 42, на основании которого было получено свидетельство о праве на наследство по закону от дата после смерти АСИ наследник Новикова Н.И., являющаяся сестрой покойного, вступила в права наследования на 1/4 доли жилого одноэтажного деревянного дома, с 4-мя пристроями, службы, сооружений, общей площадью ***кв.м, жилой площадью ***кв.м расположенного по адресу: адрес, принадлежащего наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверенного дата, нотариусом адрес, ИНЮ, реестр №... (л.д. )
дата между Новиковой Н.И., правообладателем земельного участка расположенного по адресу: адрес, ВАГ, ВИЛ, ВДА, ВРА правообладателями земельного участка расположенного по адресу: адрес, МАИ, правообладателем земельного участка расположенного по адресу: адрес, был составлен акт согласования границ земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 22).
ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на дата был составлен технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: адрес, согласно которого объект состоит из жилого дома ***, общей площадью ***кв.м жилой площадью ***кв.м подсобной площадью ***кв.м крыльца площадью ***кв.м гаража площадью ***кв.м погреба площадью ***кв.м туалета деревянного площадью ***кв.м сарая площадью ***кв.м а также имеет объект незаконного строительства (Б1) (л.д.25-36)
дата Новикова Н.И. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью ***кв.м, используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, с прилагаемыми к нему и предоставленными дополнительно документами.
дата Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Новиковой Н.И. в предоставлении земельного участка, поскольку в прилагаемых к вышеуказанному заявлению документах имеется дубликат свидетельства о праве на наследство по закону от дата №..., согласно которому Новикова Н.И. унаследовала от АВК, 1/4 доли в праве общей долевой собственности на одноэтажный деревянный дом с тремя пристроями, полезной площадью ***кв.м жилой площадью ***кв.м., находящийся на земельном участке мерою ***кв.м. При этом унаследованная на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата от АСИ 1/4 доля в праве общей долевой собственности на одноэтажный деревянный жилой дом с четырьмя пристроями, общей площадью ***кв.м жилой площадью ***кв.м. не зарегистрирована в установленном порядке. Кроме того, часть земельного участка занята двухэтажным кирпичным жилым строением площадью 159,40 кв.м., при этом по сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в Едином государственном реестре прав записи о регистрации права на данный объект отсутствуют. Таким образом, в границы испрашиваемого земельного участка входят самовольно возведенные объекты недвижимости. Закон определяет возможность предоставления земельных участков, занятых объектами недвижимости, исключительно собственникам таких объектов. Тем самым на приобретение таких земельных участков иными лицами федеральный закон налагает прямой запрет (л.д.7-11).
Как следует из ч.1 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ч.1 ст.36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст.10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1.1. Постановления Правительства Самарской области № 79 от 20.06.2007 года «Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области» Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. В силу п.1.2 названного Постановления на Министерство, в том числе, возлагается обеспечение в пределах своей компетенции осуществления прав граждан и юридических лиц в отношении земельных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указано выше, Министерством имущественных отношений Самарской области отказано Новиковой Н.И. в предоставлении земельного участка за выкуп.
В Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года № 187-О указано, что «из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Таким образом, вышеуказанными нормами установлен административный порядок предоставления земельных участков, а обязанность направить истцу проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка может быть возложена на Министерство имущественных отношений Самарской области лишь после признания незаконным отказ Министерства в предоставлении этого земельного участка, вследствие чего, суд приходит к выводу, что истцом не верно выбран способ защиты права, что не лишает истца на судебную защиту путем обжалования решения Министерства имущественных отношений Самарской области, при этом Новикова Н.И. не лишена возможности повторно обратиться в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, что нашло отражение и в отказе министерства от дата
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новикова Н.И. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2012 года.
Судья И.Н. Доценко