ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
29 апреля 2015 года г. Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Минеевой И.А., с участием представителя заявителя Тютиной О.А., представителей органа, чье решение обжалуется, -
Киселевой И.В., Любимцевой Е.Ю., Бессережновой Н.С., заинтересованных лиц Зайцевой Г.Е., Барляевой Н.В., представителя заинтересованного лица Уткиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания Квасовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Постниковой Л.П. (орган, чье решение обжалуется, - администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, заинтересованные лица - председатель Комитета архитектуры и градостроительства г. Павлово Зайцева Г.Е., Барляева Н.В., Канукова А.Г., Постников И.Ю.) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Постникова Л.П. обратилась в Павловский городской суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Павловского муниципального района Нижегородской области в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома. В обоснование заявленных требований указано следующее:
17.02.2015 года Постникова Л.П. направила в адрес Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: г. Павлово, ул. Красный Металлист. Земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности.
К заявлению о выдаче разрешения приложены: нотариально удостоверенная копия свидетельства серии 52-АЕ №546335 о праве
собственности на вышеуказанный земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка.
17.03.2015 года заявителем поучено письмо Администрации №36 от 27.02.2015 года, которым Постниковой Л.П. отказано в выдаче разрешения на строительство.
Согласно письма, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явились: несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка № RU52531 101-002; несоответствие схемы планировочной организации земельного участка Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а именно:
-согласно п.3.1 градостроительного плана земельного участка содержит информацию о расположении в границах участка объекта капитального строительства;
-согласно Постановления схема планировочной организации земельного участка должна отображать места размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;
-здания и сооружения объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии) и т.д.;
-на представленной схеме планировочной организации земельного участка обозначен объект капитального строительства - индивидуальный жилой дом без указания подъездов и подходов; в результате визуального осмотра земельного участка было установлено наличие возведенного объекта капитального строительства.
Отказ Администрации обоснован нормами ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, п.2.10 Административного регламента администрации Павловского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного Постановлением администрации Павловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №47.
Однако указанные администрацией нормы права не содержат требований, предъявляемых ею к заявителю, что подтверждается содержанием ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ:
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 1.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Более того, ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ содержит закрытый перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Все, указанные в ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, документы были представлены заявителем в администрацию.
Требования администрации, связанные с отсутствием на схеме планировочной организации земельного участка подъездов и подходов не содержатся в законе.
Как указано в ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, для получения разрешения на строительство необходимо представить схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Указанная схема с обозначением объекта индивидуального жилищного строительства, площади застройки и была представлена заявителем в администрацию.
Требование же администрации о несоответствии схемы Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ также не соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ, поскольку такое требование отсутствует в законе.
Требования Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ должны быть соблюдены при подготовке проектной документации в соответствии со ст.48 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно же ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Кроме того, в соответствии с п.2 ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления должен провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В связи с тем, что проектная документация в соответствии с законом в данном случае не требуется, Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» применению не подлежит.
Следовательно, заявителем представлены все требуемые законом документы.
Согласно ч.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Отказ Администрации не соответствует закону и нарушает право заявителя на своевременное получение разрешения на строительство.
Просит признать отказ Администрации Павловского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство Постниковой Л.П. индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать Администрацию Павловского муниципального района <адрес> выдать разрешение на строительство Постниковой Л.П.
индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, в установленные законом сроки.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены председатель Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> Зайцева Г.Е., Барляева Н.В., Канукова А.Г., Постников И.Ю.
В судебном заседании представитель заявителя Постниковой Л.П. – Тютина О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениям к заявлению. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель органа, чье решение обжалуется, - администрации Павловского муниципального района <адрес> Киселева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением Постниковой Л.П. не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель органа, чье решение обжалуется, - администрации Павловского муниципального района <адрес> Любимцева Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением Постниковой Л.П. также не согласилась, поддержав позицию, изложенную Киселевой И.В. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель органа, чье решение обжалуется, - администрации Павловского муниципального района <адрес> Бессережнова Н.С. в судебном заседании с требованиями Постниковой Л.П. также не согласилась, указав, что документы, предоставленные Постниковой Л.П., для получения на разрешение на строительство не соответствуют требованиям действующего законодательства. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо Зайцева Г.Е. в судебном заседании с заявлением Постниковой Л.П. также не согласилась, указав, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Постникова Л.П. подала заявление на выдачу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса РФ, для получения разрешения необходимо подготовить градостроительный план, что и было предложено сделать заявителю. После выполнения данного плана заявитель имеет право обратиться с заявлением на выдачу разрешения на строительство в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Недалеко от Администрации в 2014 году началось строительство объекта. К ним стали поступать обращения жителей по поводу данного строительства. В результате всех обращений жителей к ним, в прокуратуру, была проведена проверка госстройнадзором. Надзор имеет право выходить на объект и вести контроль за строительством. По результатам данной проверки было подготовлено заключение. Есть ответ главы Администрации Фокина на обращение граждан по поводу данного строительства. Данный вопрос обсуждался, так как жители видели, что обрывается электрокабель, перекрывается дорога. По данному адресу направлялись письма. Однако они возвращались, поскольку никто там не живет. Несколько раз на стройке появлялся прораб, рабочие не могут дать пояснения о том, что именно они строят. В ходе осмотра земельного участка, принадлежащего Постниковой Л.П., было установлено, что жилой дом до получения разрешительной документации возведен до стропильной части кровли. ДД.ММ.ГГГГ заявитель непосредственно обратилась с заявлением на получение разрешения на строительство. ДД.ММ.ГГГГ заявителю был выдан мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Часть 9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ содержит закрытый перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Однако схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, представленная заявителем, не соответствует градостроительному плану. В представленной Постниковой Л.П. схеме планировочной организации земельного участка не указаны назначение, параметры размещаемого объекта капитального строительства, а также максимальный процент застройки в границах земельного участка, не указаны отступы от границ земельного участка. Согласно Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ п.12. раздела 2, схема планировочной организации земельного участка должна содержать текстовую и графическую части. В графической части должны указать места размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним, а так же зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу. Так же в схеме неполно указана площадь, есть несоответствия: 694, 81 кв.м. не соответствует 695 кв.м. В соответствии с п.2.10 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. В случае выявления фактов самовольного строительства Комитет вправе отказать заявителю в предоставлении муниципальной услуги. На сегодняшний день этот объект является самовольной постройкой. Он построен без разрешения. Кроме того, по сведениям ГП НО «Нижтехинвентаризация», по документам на данном земельном участке числится жилой дом. Фактически этого дома не существует. Просит суд в заявленных требованиях отказать.
Заинтересованное лицо Барляева Н.В. в судебном заседании пояснила, что документы, предоставленные Постниковой Л.П., для получения на разрешение на строительство не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку на градостроительном плане не указаны здания, расположенные по близости, не указан подвальный этаж, имеется перепад грунта, окна над забором расположены на высоте более двух метров. При визуальном осмотре видно, что это здание является четырехэтажным. По ее мнению данное здание подлежит экспертизе при оформлении документов.
Представитель заинтересованного лица Барляева Н.В. – Уткина Н.В. в судебном заседании с требованиями Постниковой Л.П. также не согласилась, указав, что Постникова Л.П. осуществила строительство многоэтажного индивидуального жилого здания площадью 1 050 кв.м. <адрес> и этажность здания не соответствуют площади и этажности, указанным в документах, представленных в администрацию. В материалах дела имеется письмо администрации Павловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым, указанное здание подлежит экспертизе. В данном случае экспертиза не была проведена, выстроенное здание не соответствует требованиям градостроительного Кодекса РФ.
Заявитель Постникова Л.П., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась.
Заинтересованные лица Канукова А.Г., Постников И.Ю., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд также не явились. В материалах дела имеется заявление Канукова А.Г. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с п.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Устиновой Н.А. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
При этом, суд исходит из следующего.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.п.1,2 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п.2 ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Постниковой Л.П. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальным жилым домом, общей площадью 695 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок принадлежит ей на основании решения собственника об объединении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года. Право собственности в, установленном законом, порядке зарегистрировано в УФСГР, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АЕ № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Доказательств обратного суду не представлено, материалы дела не содержат.
В судебном заседании установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ Постникова Л.П. направила в адрес Администрации Павловского муниципального района <адрес> заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. К заявлению о выдаче разрешения приложены: нотариально удостоверенная копия свидетельства серии 52-АЕ № о праве собственности на вышеуказанный земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем поучено письмо Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым Постниковой Л.П. отказано в выдаче разрешения на строительство. Согласно указанного письма, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явились: несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка №RU52531 101-002; несоответствие схемы планировочной организации земельного участка Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а именно:
-согласно п.3.1 градостроительного плана земельного участка содержит информацию о расположении в границах участка объекта капитального строительства;
-согласно Постановления схема планировочной организации земельного участка должна отображать места размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;
-здания и сооружения объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии) и т.д.;
-на представленной схеме планировочной организации земельного участка обозначен объект капитального строительства - индивидуальный жилой дом без указания подъездов и подходов; в результате визуального осмотра земельного участка было установлено наличие возведенного объекта капитального строительства;
-в результате визуального осмотра земельного участка было установлено наличие возведенного объекта капитального строительства.
Постникова Л.П. с данным отказом не согласилась и обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома.
В соответствии со ст.53 Градостроительного Кодекса РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.52 Градостроительного Кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для
государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к
назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического
обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.5 ст.44 Градостроительного кодекса РФ, форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
Кроме того, пункт 3 раздела 3.3 главы 3 части 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утвержденных Решением от ДД.ММ.ГГГГ № определяет, что назначение и содержание градостроительных планов определяется ст.44 Градостроительного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что в порядке части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании обращения Постниковой Л.П., приказом Департамента градостроительного развития территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №05-09-34ГП был утвержден градостроительный план. Форма и содержание градостроительного плана соответствует статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О форме градостроительного плана земельного участка" и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министра регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №93.
Указанный градостроительный план Постниковой Л.П. оспорен не был, сведений о том, что данный план был признан недействительным, в материалах дела не содержится.
Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ Постникова Л.П. направила в адрес Администрации Павловского муниципального района <адрес> заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. К заявлению о выдаче разрешения приложены: нотариально удостоверенная копия свидетельства серии 52-АЕ № о праве собственности на вышеуказанный земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 14 п.1 п.п.20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выдача разрешения на строительство относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п.4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
На основании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче администрации Павловского муниципального района отдельных полномочий администрацией муниципального образования <адрес> полномочия администрации муниципального образования <адрес> по решению вопросов местного значения - выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения переданы администрации Павловского муниципального района.
В соответствии с п.2.2. административного регламента администрации Павловского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного Постановлением администрации Павловского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляется администрацией Павловского муниципального района в лице Комитета архитектуры и градостроительства администрации Павловского муниципального района.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с пакетом документов, указанных в пункте 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части:
-характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
-обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка – в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении него не устанавливается градостроительный регламент);
-технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
-обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе, решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;
-описание организации рельефа вертикальной планировкой;
-описание решений по благоустройству территории;
-зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства – для объектов производственного назначения;
-обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе, межцеховые) грузоперевозки – для объектов производственного назначения;
-характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) – для объектов производственного назначения;
-обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства – для объектов непроизводственного назначения;
в графической части:
-схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке;
-план земляных масс;
-сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
-ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест и их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям – для объектов производственного назначения.
В соответствии с п.11 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
-проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
-проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы
планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
-выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого
разрешения с указанием причин отказа.
Как установлено в судебном заседании, администрацией Павловского муниципального района <адрес> была проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче Постниковой Л.П. разрешения на строительство, а также проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам указанной проверки Постниковой Л.П. был выдан мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Как указывалось выше, согласно п.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
Градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 52:33:60000042:5589 (п.2), утвержденным приказом Департамента градостроительного развития территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №05-09-34ГП предписано застройщику жилого дома Постниковой Л.П. определить в схеме планировочной организации земельного участка для индивидуального жилищного строительства назначение, параметры и размещение объекта капитального строительства, а также максимальный процент застройки в границах земельного участка. Пунктом 5 Градостроительного плана также предусмотрены требования соблюдения строительных и санитарных нормативов и правил, ведомственных нормативных правовых актов при размещении и определении параметров объектов капитального строительства, предоставление схемы планировочной организации в соответствии с Градостроительным планом земельного участка, согласно Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и градостроительной документацией, а также согласование сноса существующей застройки с комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и <адрес>, а также согласование нового строительства с филиалом ОАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» в <адрес>, предусмотреть благоустройство прилегающей территории.
Однако, как установлено в судебном заседании, в, представленной Постниковой Л.П., схеме планировочной организации земельного участка не указаны назначение, параметры размещаемого объекта капитального строительства, а также максимальный процент застройки в границах земельного участка, не указаны отступы от границ земельного участка в соответствии со СНиП 2.07.01-89 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не указано, каким образом будет осуществляться благоустройство прилегающей территории, нет согласования размещения жилого дома со службами, указанными в Градостроительном плане.
Кроме того, при осуществлении проверки, представленной Постниковой Л.П. документации, был осуществлен выход на место. В ходе осмотра земельного участка, принадлежащего Постниковой Л.П., было установлено, что жилой дом до получения разрешительной документации возведен до стропильной части кровли с нарушением требований СНиП 2.07.01-89.
С учетом изложенного, суд находит установленным тот факт, что, представленная Постниковой Л.П., схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям Градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п.2.10 Административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. В случае выявления фактов самовольного строительства Комитет вправе отказать заявителю в предоставлении муниципальной услуги.
В связи с изложенным, в выдаче разрешения на строительство жилого дома заявителю было отказано на законных основаниях, уполномоченным органом и в установленный законом срок.
Доводы представителя заявителя Постниковой Л.П. – Тютиной О.А. о том, что градостроительный план, подготовленный комитетом архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района, не соответствует закону, в связи с чем, орган местного самоуправления не вправе требовать соответствия схемы планировочной организации земельного участка заявителя части градостроительного плана земельного участка, не соответствующего закону, суд находит несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, градостроительный план Постниковой Л.П. оспорен не был, сведений о том, что данный план был признан недействительным, в материалах дела не содержится. Кроме того, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение тот факт, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям Градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с частью 6 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного липа, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При указанном, суд приходит к выводу, что требования, заявленные Постниковой Л.П., являются необоснованными, недоказанными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Постниковой Л.П. (орган, чье решение обжалуется, - администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, заинтересованные лица - председатель Комитета архитектуры и градостроительства г. Павлово Зайцева Г.Е., Барляева Н.В., Канукова А.Г., Постников И.Ю.) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А. Минеева