Судья: Кургузов М.В. Дело <данные изъяты>а-37633/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Елизаровой М.Ю.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2018 года апелляционную жалобу администрации городского округа Серебряные П. М. <данные изъяты> на решение Серебряно-Прудского районного суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению Лисициной С. В. к администрации городского округа Серебряные П. М. <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе в предоставлении Государственной услуги,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Лисициной С.В. – Феофанова В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Лисицина С.В. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Серебряные П. М. <данные изъяты> об оспаривании решения от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена».
Решением Серебряно-Прудского районного суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Серебряные П. М. <данные изъяты> ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходи к следующему выводу.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как видно из материалов административного дела, Лисициной С.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание стройцеха 1900 года постройки, расположенное по адресу: М. <данные изъяты>, Серебряно-<данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 16).
Основанием для регистрации права собственности Лисициной С.В. на нежилое здание стройцеха послужил договор купли-продажи объектов недвижимости от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 13-15).
<данные изъяты> Лисицина С.В. обратилась в администрацию городского округа Серебряные П. М. <данные изъяты> с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность которых не разграничена», а именно предварительно согласовать предоставление без торгов земельного участка, площадью 3 100 кв.м, относящегося к категории земель «земли промышленности и иного специального назначения», с видом разрешенного использования «строительная промышленность», цель использования – обслуживание существующего нежилого здания (стройцеха).
Решением от <данные изъяты> <данные изъяты> администрация городского округа Серебряные П. М. <данные изъяты> отказала Лисициной С.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на несоответствии Схемы расположения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования, проектам планировки и/или межевания территории, а именно истребуемый земельный участок площадью 3 100 кв.м. расположен в зоне СХ-3 – «Зоне сельскохозяйственного производства», данная зона относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения. Основными видами разрешенного использования зоны СХ -3 являются: Растениеводство; Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; Овощеводство; Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; Садоводство; Выращивание льна и конопли; Животноводство; Скотоводство; Звероводство; Птицеводство; Свиноводство; Пчеловодство; Рыбоводство; Научное обеспечение сельского хозяйства; Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; Питомники; Обеспечение сельскохозяйственного производства; Связь; Водные объекты; Земельные участки (территории) общего пользования. В связи с тем, что категория земель испрашиваемого земельного участка: земли промышленности, энергетики, транспорта. связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования строительная промышленность не соответствует документам территориального планирования городского округа, рассмотрение вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка не представляется возможным (л.д. 11-12).
Согласно п.п. 8 п. 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства относится деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Пунктом 4 этой же статьи установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Аналогичные нормы содержит ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что Лисицина С.В. имеет право продолжать использовать земельный участок без ограничений по сроку, препятствий в использовании земельного участка не установлено, учитывая положения п. 3 ст. 35 ЗК РФ утверждение Правил застройки и планировки территории не может лишить собственника здания, находящегося на чужом земельном участке, приобретенного этим собственником до утверждения Правил преимущественного права покупки или аренды земельного участка, занятого этим зданием и необходимого для его обслуживания.
Судебная коллегия согласиться с выводом суда об удовлетворении административного иска не может.
Действительно, в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно договору купли – продажи объектов недвижимости от <данные изъяты> № <данные изъяты>, приобретенные Лисициной С.В. объекты находятся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности (л.д. 13).
Вместе с тем, судом не учтено, что материалы дела не содержат сведений о предоставлении земельного участка под зданием стройцеха правопредшественнику Лисициной С.В.
Согласно положениям подп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Положениями подп. 1-3 пункта 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
(в ред. Федерального закона от <данные изъяты> N 361-ФЗ)
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
(в ред. Федерального закона от <данные изъяты> N 361-ФЗ).
Дальнейшие действия предусмотрены подп. 4-7 данной нормы Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку земельный участок под зданием строительного цеха ранее не был образован, и схема земельного участка, представленная Лисициной С.В. для утверждения и предварительного согласования предоставления ей земельного участка как собственнику данного нежилого строения не соответствует утвержденным Правилам землепользования и застройки городского округа Серебряные П. как в части категории земельного участка, так и вида разрешенного использования, администраций правомерно принято решение <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в оказании государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность которых не разграничена».
В связи с чем судебная коллегия полагает, что вывод об удовлетворении административного иска ошибочен, и считает необходимым отменив решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серебряно-Прудского районного суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении административного иска Лисициной С.В. отказать.
Председательствующий
Судьи