Дело № 2 - 172/2021
11RS0005-01-2020-006465-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием истца Фомичева А.А., представителя истца Снетковой Д.В., представителя ответчика Рочевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 18.02.2021 гражданское дело по иску Фомичева А.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включить период в специальный стаж, назначить пенсию,
установил:
Фомичев А.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включить периоды службы в Советской Армии с 12.12.1990 по 12.10.1992, обучения с <...> г. в стаж на соответствующих видах работ, произвести перерасчет стажа на соответствующих видах работ на 15.08.2018, в обоснование требований указав, что 15.08.2018 обратился к ответчику за установлением досрочной трудовой пенсии по старости, решением ответчика от 25.10.2018 в этом было отказано, так спорные периоды не включены в специальный стаж истца, что незаконно. До службы и после прохождения обучения истец работал на подземных работах, при исчислении стажа на соответствующих видах работ возможно применение правил подсчета стажа, предусмотренных законодательством, действовавших в период выполнения этих работ.
В последующем исковые требования неоднократно изменял, в окончательной редакции просил обязать ответчика зачесть период прохождения военной службы с 12.12.1990 по 31.12.1991 в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст.39 Федерального закона «О страховых пенсиях», назначить страховую пенсию по старости досрочно с <...> г. (по достижении возраста 50 лет).
В судебном заседании истец, представитель истца по устному заявлению, занесенному в протокол судебного заседания, Снеткова Д.В., на измененных исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика по доверенности Рочева О.И. возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв, в котором указала, что ранее действующее законодательство предусматривало возможность включения службы в армии в стаж работы на подземных работах, но только до 31.12.1991 и не более суммарной продолжительности работы на подземных работах, без учета возможности снижения возраста выхода на пенсию при не полностью выработанном специальном стаже; за периодом обучения следовала работа, не предусмотренная соответствующими Списками, по состоянию на 01.01.2002 продолжительность общего трудового стажа истца составляет 11 лет 1 месяц 11 дней; дополнила, что ранее действующее законодательство предусматривало возможность исчисления стажа в полуторном размере только при заключении договоров о работе в районах Крайнего Севера; законодатель связывает возможность применения ранее действующего законодательства с достижением необходимого стажа для назначения пенсии на момент изменения законодательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
На основании ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет. В соответствии с п.п.1 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года (60 лет), на один год за каждый полный год такой работы. В силу ч.2 ст.33 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Частью 2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании абзаца третьего пп. «а» п.1, п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее Положение) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Как следует из материалов отказного дела № 142170, истец повторно обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 и ч.2 ст.33 Федерального закона «О страховых пенсиях» 30.10.2020, то есть по достижении возраста 49 лет 10 месяцев. Решением ответчика об отказе в установлении пенсии от 23.11.2020 № 200000064686/320524/20 в установлении пенсии истцу отказано в связи с тем, что у истца отсутствует требуемый стаж работы с вредными условиями труда не менее 6 лет, при этом определен стаж работы истца с вредными условиями труда (с учетом льготного исчисления) – 03 года 11 месяцев 29 дней, страховой стаж 21 год 05 месяцев 22 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 15 лет 22 дня.
В соответствии с п.109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Не оспаривается ответчиком, следует из материалов отказного дела, что период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, имевший место до 01.01.1992, общей продолжительностью 1 год 20 дней, которому непосредственно предшествовал период работы истца на подземных работах, с учетом общей продолжительности работы на подземных работах до 01.01.1992 – 1 год 4 месяца, в нарушение прямого указания нормативных актов в стаж работы истца на подземных работах ответчиком не включен.
С учетом включения спорного периода в стаж работы истца на подземных работах такой стаж истца (с учетом льготного исчисления) превышает пять лет, и право истца на назначение страховой пенсии по старости досрочно образуется по достижении истцом 50 лет - <...> г..
Доводы представителя ответчика о невозможности исчисления стажа работы на подземных работах, имевшего место до 01.01.2002, в льготном (полуторном) размере, так как это не было предусмотрено Положением, а также что до указанной даты необходимый для назначения пенсии по старости досрочно стаж истца не был выработан, судом не принимаются ввиду следующего.
Действительно, в соответствии с п.110 Положения работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывался в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, N 7, ст. 45), то есть являлся работником, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет.
Однако Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п. «а» ч.1 ст.12, ч.1 ст.94) предусматривалось назначение пенсии мужчинам по достижении 50 лет, если они трудились не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеющим не менее половины стажа на подземных работах - с уменьшением возраста, необходимого для назначения пенсии на общих основаниях (60 лет), на один год за каждый полный год такой работы, а также исчисление такого стажа в полуторном размере, если он приобретен в период работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, прекращая работу на подземных работах в период действия Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с учетом продолжительности стажа на подземных работах, исчисленного по правилам Положения и указанного Закона, более 5 лет, истец правомерно рассчитывал на то, что такой подсчет стажа будет использован при достижении им необходимого для назначения пенсии возраста, общего трудового (страхового) стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом доводы ответчика, что истец должен был выработать весь необходимый для назначения пенсии стаж до изменения законодательства, не основаны на требованиях законодательства и не принимаются судом.
Исходя из изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования Фомичева А.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) зачесть период прохождения военной службы по призыву с 12.12.1990 по 31.12.1991 в стаж работы с вредными условиями труда Фомичеву А.А., назначить ему страховую пенсию по старости досрочно с <...> г..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 26.02.2021.
Судья Е.Г.Берникова