Дело № 2-1409/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации22 июня 2017 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлевских С.В.,
при секретаре Рогалевой Е.А.,
с участием истца Короткова А.Ю.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Короткова Антона Юрьевича к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением,
установил:
Коротков А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением. Свои требования мотивировал следующим.
Жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено семье ФИО14 в период до 1980 г. начальником «<данные изъяты>», где они работали. В 1980 г. в указанном жилом помещении произошел пожар. После чего <данные изъяты> семье ФИО14 предоставлено жилое помещение в 3-хкомнатной квартире по адресу: <адрес> состоящее из двух комнат площадью 15,8 кв.м. и 13,6 кв.м., а также вспомогательных помещений. Площадь вспомогательных помещений на 3 комнаты составляет: кухня 8,1 кв.м., коридор 6,6 кв.м. Его мама ФИО1 – дочь ФИО10 и ФИО11 родилась и проживала вместе с родителями по указанному выше адресу. В период с 1984 по 1987 г.г. ФИО10 и ФИО11 было предоставлено жилье в городе Сарапуле по <адрес>. В квартире по адресу: <адрес> остались проживать его родители. ДД.ММ.ГГГГ родился он. Учился в средней общеобразовательной школе № <адрес>, которая находилась в <адрес>. Далее, после того, как школу закрыли, его перевели на обучение в санаторную школу-интернат. С момента рождения он проживает по адресу: <адрес> имеет прописку по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, но без указания номера квартиры. В 1993 г. ФИО1 вышла замуж и сменила фамилию на ФИО16. Его мать состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В 2015 г. постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было предоставлено жилье в городе Сарапуле на состав семьи – один человек: ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления имущественных отношений <адрес> в его адрес направлено требование о предоставлении каких-либо документов, подтверждающих законность проживания в занимаемом им жилом помещении или освобождении указанного жилого помещения и передаче ключей в УИО <адрес>. Однако правоустанавливающие документы на квартиру у него отсутствуют.
В соответствие с п.24 Постановления Совета Министров СССР от 28.08.1974г. № (далее Постановление) прописка и выписка граждан в городах, а также в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, в которых имеются органы внутренних дел, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, производятся органами внутренних дел, в остальных поселках городского типа и сельских населенных пунктах — лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских поселковых Советов депутатов трудящихся. В соответствии с п.25 Постановления гражданами предоставляются для прописки заявление по установленной форме, содержащее также согласие лица, предоставившего жилую площадь, на прописку. Следовательно, согласно законодательству, действовавшему на момент предоставления им жилого помещения, регистрация Короткова А.Ю. по месту жительства могла быть произведена должностным лицом только при наличии согласия лица предоставившего жилую площадь, т.е. при наличии согласия «Ремонтно-эксплуатационная база», в ведении которого находился жилой дом. Кроме этого, обстоятельства законности вселения и пользования жилым помещением подтверждаются как фактом его регистрации по месту жительства, так и отсутствием каких-либо требований о его выселении как от «Ремонтно-эксплуатационная база», так и от исполнительного комитета городского Совета народных депутатов. Также, его проживание в вышеназванном помещении в течение длительного времени, могут подтвердить свидетели.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поскольку у Короткова А.Ю. возникло право пользования квартирой до введения ЖК РФ, то после введения ЖК РФ его права и обязанности по пользованию квартирой сохраняются.
Просит признать за ним право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес> на условиях социального найма, общей площадью 39,9 кв.м., из них жилой - 29,4 кв.м., в состав которого входят: жилая комната, площадью 15,8 кв.м., жилая комната, площадью 13,6 кв.м., а также, находящиеся в пользовании вспомогательные помещения пропорционально занимаемой жилой площади - кухня и коридор, общей площадью 10,5 кв.м.
В судебное заседание представитель администрации <адрес> не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании истец Коротков А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что его бабушке и дедушке ФИО10 и В.П. было предоставлено жилое помещение по <адрес>, состоящее из двух комнат. Квартиру им предоставили по месту их работы на «<данные изъяты>, в связи с тем, что жилье, в котором они ранее проживали, сгорело. Его мама ФИО12 проживала в квартире сначала со своими родителями, затем с его отцом, потом родился он - Коротков А.Ю. С рождения и до настоящего времени он постоянно проживает в <адрес>, учился в школе в <адрес>. В 2015 году маме предоставили комнату в <адрес>, она выехала из <адрес>. С указанного времени он проживает в квартире один, другого жилья не имеет.
Свидетель ФИО12 суду пояснила, что истец ее сын. Ее родители ФИО10 и В.П. работали в <данные изъяты>, их семья проживала в квартире по адресу: <адрес>. В 1980 году произошел пожар, Порт Сарапул предоставил их семье квартиру на <адрес>, состоящую из двух комнат. В данной квартире она стала проживать с ФИО6 (супругом), родители из квартиры выехали. Потом у нее родился сын Антон. Они были прописаны в квартире по месту жительства. Вместе они проживали в квартире до 2015 г., затем ей предоставили жилье в городе Сарапуле и она выехала. А Антон до настоящего времени проживает в квартире в <адрес>, имеет прописку.
Свидетель ФИО13 суду пояснил, что Коротков А.Ю. ему знаком с детства. Он ему знаком с садика с 1990-х годов. Они проживали в <адрес>. ФИО16 проживал на <адрес> с братом и матерью в <адрес>, состоящей из кухни, коридора, двух комнат. До настоящего времени там проживает Коротков А.Ю. Антон следит за жилым помещением, в квартире печное отопление, ремонтом занимается.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив все доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования надлежит удовлетворить исходя из следующего.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения в квартиру истцов) государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Согласно ст. 10 ЖК РСФСР граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Согласно ст. 43 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В силу ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно Приложению № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты, перечисленные в этом постановлении, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания в законе. К этим объектам относится жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Из паспорта на имя Короткова Антона Юрьевича усматривается, что он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии поквартирной карточки по адресу: <адрес> усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу была зарегистрирована ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения; Коротков А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрирован – ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени.
Из адресной справки, выданной начальником ГУ ММО МВД России «Сарапульский» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Коротков А.Ю. зарегистрирован по месту жительства с 02.11.2000г. по настоящее время по адресу: УР, <адрес>.
Из свидетельства о рождении, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Коротков Антон Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения родился в <адрес>, его матерью является ФИО1, отец – ФИО6.
Из пояснений истца Короткова А.Ю., показаний свидетеля ФИО12, свидетеля ФИО13 в суде следует, что ФИО10 и ФИО11 – родители ФИО12, 1963 г. рождения работали в <данные изъяты>, данное предприятие предоставило им квартиру в <адрес>. ФИО12 со своими родителями проживала в данном жилом помещении до 1980 г., затем произошел пожар и их семье предоставили другое жилье – квартиру по <адрес> в данной квартире ФИО12 стала проживать с ФИО6 (супругом), родители из квартиры выехали. Потом у ФИО12 родился сын Антон. Вместе они проживали в квартире до 2015 г., затем ей предоставили жилье в городе Сарапуле и она выехала. А Антон до настоящего времени проживает в квартире в <адрес>.
Согласно сообщению Управления по делам архивов Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в документах архивных фондов: Управления коммунального хозяйства исполнительного комитета Сарапульского горсовета за 1962-1998 годы, Симонихинского поселкового Совета и его исполнительного комитета за 1962-1992 годы, Открытого акционерного общества «Порт Сарапул» и его предшественников за 1979-1980 годы сведений о выделении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не обнаружено, в виду неполного объема документов, поступивших на хранение.Вместе с тем, из списка домовладений <адрес> за 1983г. усматривается, что в <адрес> указаны в числе прочих ФИО14 с указанием числа проживающих – 4.
Далее, из технического паспорта здания (строения) по адресу: УР, <адрес>, составленного Сарапульским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что <адрес> общей площадью 56,0 кв.м., из них жилой – 41,3 кв.м., в состав которого входят: жилая комната площадью 15,8 кв.м., жилая комната площадью 13,6 кв.м., жилая комната площадью 11,9 кв.м., кухня площадью 8,1 кв.м., коридор площадью 6,6 кв.м.
Исследованными по делу доказательствами судом устанавливается, что жилое помещение в 3-хкомнатной квартире по адресу: <адрес>, состоящее из двух комнат площадью 15,8 кв.м. и 13,6 кв.м., а также вспомогательных помещений, в 1980-х г.г. было предоставлено ФИО10 и ФИО11 предприятием «<данные изъяты>»; на момент его предоставления жилье находилось в ведомственном жилом фонде; каких-либо правоустанавливающих документов на квартиру при ее предоставлении для проживания предприятием не было выдано. Учитывая, что в силу действовавшего законодательства, квартира могла быть предоставлена только по договору найма, ФИО12 (дочь ФИО10 и ФИО11), вселившаяся с родителями в спорное жилое помещение, приобрела равное с ними право пользования спорным жилым помещением; истец Коротков А.Ю., 1984 г. рождения со дня рождения стал проживать в данной квартире со своей матерью ФИО12, с 2015 г. истец проживает в данной квартире один на условиях социального найма жилого помещения. Занимаемое истцом жилое помещение находится в муниципальной собственности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» новый ЖК РФ введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Из ст. 1 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В частности, жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения (ст. 64 ЖК РФ).
В силу ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить его текущий ремонт, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, другими федеральными законами и договором социального найма.
Жилищные правоотношения носят по своей сути длящийся характер.
Судом установлено и ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что истец проживает по месту жительства в спорном жилом помещении, использует жилое помещение по назначению, добросовестно исполняет обязанности нанимателя спорного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что между собственником жилого помещения (МО «<адрес>») и истцом сложились фактические правоотношения по предоставлению истцу жилого помещения на условиях социального найма.
Какого-либо иного жилого помещения на каком-либо ином праве у истца не имеется, спорное жилое является единственным жилищем, которого истец не может быть лишен произвольно.
Следовательно, поскольку установлено, что между сторонами возникли правоотношения по использованию жилого помещения на условиях социального найма, у истца отсутствует иное жилое помещение, то за ним должно быть признано право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
Исходя из изложенного, суд считает, что иск Короткова Антона Юрьевича к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением, надлежит удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Короткова Антона Юрьевича к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением - удовлетворить.
Признать за Коротковым Антоном Юрьевичем право пользования на условиях социального найма жилым помещением общей площадью 39,9 кв.м., из них жилой – 29,4 кв.м., в состав которого входят: жилая комната площадью 15,8 кв.м., жилая комната площадью 13,6 кв.м., места общего пользования: кухня площадью 8,1 кв.м., коридор площадью 6,6 кв.м., расположенным по адресу: УР, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Евлевских С.В.