Дело №2-2585/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре судебного заседания – Ведяйкиной О.А.,
с участием:
истца Чуйковой Л. П.,
представителя истца – Мозерова Е. В., представившего доверенность 13 АА 0488106 от 30 июня 2014 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Чуйкова Г. М.,
представителя ответчика Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Ломтевой О. А., представившей доверенность от 01 августа 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске
21 июля 2014 года
гражданское дело по иску Чуйковой Л. П. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Республики Мордовия о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об отказе в признании участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище на 2011 – 2015 годы»,
у с т а н о в и л:
Чуйкова Л.П., Чуйков Г.М. обратились в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Республики Мордовия (далее по тексту – ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об отказе в признании участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище на 2011 – 2015 годы».
В обоснование иска указано, что согласно приказу об увольнении УФСИН России по Республике Мордовия от 09 июня 2012 года №362-лс капитан внутренней службы Чуйкова Л.П., инспектор отдела охраны ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» уволена по статье 58 пункту «з» (по ограниченному состоянию здоровья) 13 июня 2012 года. Выслуга лет по состоянию на 13 июня 2012 года составляет 22 года 1 месяц 6 дней. С 1999 года истица стояла па учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
14 февраля 2014 года Чуйкова Л.П. обратилась по месту бывшей работы (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия) с заявлением о признании ее семьи участницей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Письмом от 04 марта 2014 года № 14/ТО/62/2-1285 Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор №1 сообщило, что согласно протоколу №1 заседания жилищной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 28 февраля 2014 года принято решение об отказе в признании Чуйковой Л.П. участником подпрограммы, кроме того, указано, что семья Чуйковых снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из протокола №1 заседания жилищной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 28 февраля 2014 года в качестве оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий указаны пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. г и. 20 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335)».
Пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает снятие с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, если имели место неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет. Как указано в протоколе Жилищная комиссия посчитала, что постановка ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при проживании в жилом помещении площадью 18,5 кв. м. была незаконной. При этом обстоятельства постановки на учет не исследованы. Комиссией не учтено, что статья 29 Жилищного кодекса РСФСР на момент постановки Чуйковой Л.П. на учет предусматривала несколько оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе и проживание в общежитии (пункт 5). Из указанной нормы следует, что при проживании в общежитии, гражданин может встать на учет как нуждающийся вне зависимости от занимаемой им площади общежития.
Выписка из реестра Муниципальной собственности г.о. Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2000 года подтверждает, что в 2000 году занимаемое Чуйковой Л.П. жилое помещение являлось общежитием.
Указанное письмо свидетельствует о неправомерном уклонении
ответчика от выполнения обязательств перед истцами в рамках
подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Основания для уклонения от признания истцов участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» являются надуманными и противоречащими действующим нормам права.
Просит суд:
- признать незаконным решение Федерального казенного учреждения
«Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Республике Мордовия» об отказе в признании Чуйковой Л.П. и
членов ее семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 -2015 годы».
- признать незаконным решение Федерального казенного учреждения
«Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Республике Мордовия» о снятии с учета в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Чуйковой Л.П.
- обязать Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор №1 признать Чуйкову Л.П. и членов ее семьи Чуйкова Г.М., ФИО2 и ФИО1 участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы».
Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 03 июля 2014 принят отказ истца Чуйкова Г.М. от иска к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Республики Мордовия о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об отказе в признании участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище на 2011 – 2015 годы» и производство по делу в этой части прекращено. Чуйков Г.М. привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца.
В судебном заседании истец Чуйкова Л.П. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме..
В судебном заседании представитель истца Мозеров Е.В. исковые требования своего доверителя Чуйковой Л.П. поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Чуйков Г.М. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия Ломтева О.А. относительно заявленных требований возразила, просила суд оставить их без удовлетворения по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковое заявление, где в частности указывает, что Чуйкова Л.П. в 1999 году была необоснованно поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, было принято решение о снятии истцы с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования Чуйковой Л.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В соответствие с пунктом 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в абзаце шестом подпункта «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в абзаце седьмом подпункта «а» пункта 5 Правил, члены семей сотрудников уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, указанные в абзаце девятом подпункта «а» пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению №1 к Правилам по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее также - поселки), указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил, в учреждение УИС по месту расположения поселка.
Абзац седьмой подпункта «а» пункта 5 Правил предусматривает право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы граждан, уволенных с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Согласно приказа об увольнении № 362 лс от 09 июня 2012 года УФСИН России по Республике Мордовия капитан внутренней службы Чуйкова Л.П. – инспектор отдела охраны федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» уволена из уголовно - исполнительной системы по пункту «з» статьи 58 (по ограниченному состоянию здоровья) 13 июня 2012 года. Выслуга лет по состоянию на 13 июня 2012 года составляет в календарном исчислении 22 года 01 месяц 06 дней, в льготном исчислении 26 лет 02 месяца 19 дней. (л.д. 6).
Как следует из учетного дела, 14 февраля 2014 года истец Чуйкова Л.П. обратилась в суд с заявлением в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия с просьбой включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» составом семьи: супруг Чуйков Г.М., дети – ФИО2, ФИО1
Согласно выписки из протокола заседания жилищно – бытовой комиссии ИЗ-9/1 УИН МЮ России по Республике Мордовия от 17 мая 1999 года Чуйкова Л.Р. на основании п. 7 под. «а» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профессиональных союзов от 13 декабря 1984 года № 518 включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи 1 человек, так как она с 02 марта 1999 года зарегистрирована и проживает в малосемейном общежитии в комнате общей площадью 18, 5 кв. м., жилой площадью 18,5 кв. м., по адресу: <адрес> на каждого проживающего приходится по 18, 5 кв.м. жилой площади.
28 февраля 2014 года Жилищно – бытовой комиссией ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия принято решение об отказе в признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 год и о снятии ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключении ее из списка очередников.
Как следует из выписки из Протокола № 1 заседания Жилищной комиссии ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия) от 28 февраля 2014 года, в признании истца участником указанной подпрограммы отказано по части 1 пункта 9 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267 и снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствие с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. (л.д. 8-9).
Указанное решение суд признает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Согласно сведениям, имеющимся в учетном деле № 204 на Чуйкову Л.П., а также справке от 12 октября 2010 года за № 3125, выданной Ведущим специалистом Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, территория Кирзавода, дом 19 является общежитием (л.д. 15).
Как следует из выписки из протокола № 1 заседания Жилищной комиссии ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия, среди обоснования незаконности постановки Чуйковой Л.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчиком указано на обеспеченность Чуйковой Л.П. жилой площадью на одного члена семьи более 7 кв. м.
Действительно, Постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профессиональных союзов от 03 декабря 1984 года утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР. Согласно указанным правилам, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 12,5 кв. метров (в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 19 февраля 2001 года № 58).
Однако, как указывалось выше, Жилищный кодекс РСФСР предусматривал в качестве основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживание в общежитии.
Доводы представителя ответчика относительно того, что Чуйкова Л.П. не могла быть на тот период времени признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и по указанному основанию, поскольку проживала в общежитии менее 3 лет, то есть, того срока, который был необходим для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно пункту «д» пункта 7 вышепоименованных правил, являются необоснованными.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № КАС 03-413 абзац 2 пункта 7 Примерных правил предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 признан незаконным и не подлежащим применению со дня вынесения настоящего решения и части указания на то, что в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях в случае, указанном в подпункте «д» настоящего пункта.
В связи с этим, в рассматриваемом случае норма, устанавливающая трех годичный срок проживания в общежитии, как дополнительное условие для признания Чуйковой Л.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий с 18 сентября 2003 года применяться не может.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Чуйкова Л.П. имела правовые основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях, последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниях предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекс Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право па получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктам 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилы помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета: и выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городе федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных им документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц орган осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Однако, ни одного из указанных оснований для снятия Чуйковой Л.П. с учета в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не установлено.
Таким образом, у суда имеются основания для признания незаконным решения Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» об отказе в признании Чуйковой Л.П. и ее семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» и о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Чуйковой Л.П.
В связи с этим суд полагает требования истца о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» об отказе в признании Чуйковой Л.П. и ее семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» и о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Чуйковой Л.П., а также о понуждении ответчика признать Чуйкову Л.П. и членов ее семьи Чуйкова Г.М., ФИО2 и ФИО1 участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» подлежащими удовлетворению.
Поскольку в соответствие с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия освобождается от уплаты государственной пошлины, истцу не подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Чуйковой Л. П. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Республики Мордовия о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об отказе в признании участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище на 2011 – 2015 годы» удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального казенного учреждения
«Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Республике Мордовия» об отказе в признании Чуйковой Л. П. и членов ее семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы«Жилище на 2011 -2015 годы».
Признать незаконным решение Федерального казенного учреждения
«Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Республике Мордовия» о снятии с учета в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Чуйковой Л. П..
Обязать Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор №1 признать Чуйкову Л. П. и членов ее семьи Чуйкова Г. М., ФИО2 и ФИО1 участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий – судья
Ленинского районного суда
г.Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 21 июля 2014 года.
Судья - О.Н. Ионова