Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-698/2021 ~ М-197/2021 от 25.01.2021

63RS0007-01-2021-000288-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» февраля 2021 года              г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бредихина А.В.,

при секретаре Делия И.О.,

с участием:

административного истца Гурьяновой Г.А.,

Харасова Д.Ю., действующего в качестве представителя административных ответчиков - Администрации муниципального района Волжский Самарской области, и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело          № 2а-698/2021 по административному иску Гурьяновой Г. А. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Гурьянова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Волжский Самарской области, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, признании права собственности на земельный участок.

В обоснование иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику Администрации муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о передачи в собственность ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный участок находится в ее фактическом владении и пользовании около 30 лет. Однако ей было отказано, в связи с тем, что ей уже предоставлялся земельный участок в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям Управления Росреестра земельный участок предоставлялся не ей, а ее полной тезке. Ею предоставлялись сведения из ЕГРН о том, что информация о предоставлении каких-либо земельных участков отсутствует. С указанным решением административного ответчика она не согласна.

Ссылаясь на изложенное, административный истец Гурьянова Г.А. просит суд признать незаконным решение Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ; признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

В процессе рассмотрения дела в качестве административного соответчика привлечено МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области».

Административный истец Гурьянова Г.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.

В судебном заседании Харасов Д.Ю., действующий в качестве представителя административных ответчиков - Администрации муниципального района Волжский Самарской области, и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», возражал против удовлетворения административного иска,считал отказ администрации законным и обоснованным.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица - СНТ «Росторгмонтаж»явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, заявлений и ходатайств не представило.

Заслушав административного истца и представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд полагает административный иск Гурьяновой Г.А. подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействие) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам; нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гурьянова Г.А. через МБУ «МФЦ» муниципального района Волжский обратилась в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью                      и.о. руководителя МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» Гурьяновой Г.А. отказано в предоставлении земельного участка, со ссылкой на пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, а именно на то, что согласно сведениям из архива правоудостоверяющих документов Управления Росреестра по Самарской области по состоянию на 1992-1998 гг. содержится информация о предоставлении Гурьяновой Г.А. земельного участка для коллективного садоводства, площадью 0,08 га, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, на основании решения Администрации Волжского района от ДД.ММ.ГГГГ - свидетельство             от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, органом уполномоченным принимать решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является орган местного самоуправления.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Из системного толкования данных норм законодательства следует, что уполномоченным органом по вынесению решения о заключении соглашения о перераспределении земельных участков либо об отказе в заключении соответствующего соглашения на территории муниципального района Волжский Самарской области является Администрация муниципального района Волжский Самарской области в лице её Главы.

Судом установлено, что решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Гурьяновой Г.А. в предоставлении земельного участка подписано и.о. руководителя МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» Мамаевским А.Ю.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с положением о МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», утвержденным Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ             , данное казенное учреждение является отдельным юридическим лицом, учредителем которого является администрация муниципального района Волжский Самарской области.

К полномочиям МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» относится организация и обеспечение реализации полномочий администрации муниципального района Волжский Самарской области по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Волжский.

Таким образом, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» не входит в структуру органа местного самоуправления и не вправе самостоятельно осуществлять полномочия по управлению и распоряжением имуществом, а лишь организует и обеспечивает реализацию таких полномочий.

Кроме того, административными ответчиками в подтверждение позиции об отказе в предоставлении земельного участка не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что административному истцу Гурьяновой Г.А. ранее бесплатно предоставлялся земельный участок в собственность.

Является несостоятельной ссылка в оспариваемом решении об отказе на сведения из архива правоудостоверяющих документов Управления Росреестра по Самарской области о том, что по состоянию на 1992-1998 гг. содержится информация о предоставлении Гурьяновой Г.А. земельного участка для коллективного садоводства, площадью 0,08 га, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, на основании решения Администрации Волжского района от ДД.ММ.ГГГГ - свидетельство           от ДД.ММ.ГГГГ.

Из приложенной к указанному ответу Управления Росреестра по Самарской области заверенной копии свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Администрации Волжского района от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что указанный в свидетельстве участок предоставлен в собственность Гурьяновой Г. А., зарегистрированной по адресу: <адрес>. Между тем, согласно архивной справке , выданной МП г.о. Самара «Единый информационно-расчётный центр» Гурьянова Г. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (административный истец) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>

При таких обстоятельствах, суд усматривает основания, предусмотренные ст. 227 КАС РФ, для признания решения МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» незаконным, поскольку нарушаются права и законные интересы административного истца, а именно, принятым решением создаются необоснованные препятствия в реализации права на предоставление земельного участка в собственность, и также данное решение принято не уполномоченным органом (должностным лицом).

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика - Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление Гурьяновой Г.А. о предоставлении в собственность земельного участка, не предрешая существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

Частично удовлетворить административное исковое заявление Гурьяновой Г. А..

Признать незаконным решение МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ             об отказе Гурьяновой Г. А. в предоставлении в собственность земельного участка.

Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возобновить работу по рассмотрению заявления Гурьяновой Г. А. вх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                  А.В. Бредихин

В окончательной форме решение изготовлено 05.03.2021 года.

2а-698/2021 ~ М-197/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гурьянова Г.А.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области
Другие
СНТ "Росторгмонтаж"
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Бредихин А. В.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
25.01.2021Регистрация административного искового заявления
26.01.2021Передача материалов судье
26.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2021Предварительное судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее