Решение по делу № 33-3806/2019 от 13.09.2019

Гражданское дело №2-263/2019

УИД: 68RS0018-01-2019-000440-53

Дело № 33-3806/2019

Судья: Логутов К.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 14 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Кочергиной Н.А.

судей: Александровой Н.А., Чербаевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниченко Е.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) на решение Первомайского районного суда Тамбовской области от 6 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мельниченко Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в Первомайском районе) о включении периодов в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости и признании незаконным решения пенсионного органа. В обоснование требований привел, что 6 февраля 2019 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Первомайском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением названного пенсионного органа от 12 апреля 2019 года *** в Мельниченко Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду того, что у него отсутствует требуемый трудовой стаж. При этом период работы в должности тренера-преподавателя *** детско-юношеской спортивной школы с 31 августа 1993 года по 31 декабря 2018 года не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по причине отсутствия условий, предусмотренных пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Полагая данный отказ незаконным Мельниченко Е.В. обратился в суд с настоящим иском, в котором просил включить период с 31 августа 1993 года по 31 декабря 2018 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признать незаконным решение ответчика от 12 апреля 2019 года *** и назначить выплату пенсии с момента обращения – с 6 февраля 2019 года.

Решением Первомайского районного суда Тамбовской области от 6 августа 2019 года исковые требования Мельниченко Е.В. удовлетворены. Суд признал незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении Мельниченко Е.В. страховой пенсии по старости досрочно. При этом суд включил Мельниченко Е.В. в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости период работы в должности тренера-преподавателя *** детско-юношеской спортивной школы с 31 августа 1993 года по 31 декабря 2018 года, обязав пенсионный орган назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 6 февраля 2019 года.

С постановленным решением не согласилось ГУ УПФ РФ в Первомайском районе, подав апелляционную жалобу. В обоснование жалобы представитель ответчика приводит доводы о том, что на момент 1 января 2001 года у Мельниченко Е.В отсутствовал требуемый стаж в размере 16 лет 8 месяцев, в связи с чем, право на пенсию до достижения предельного возраста не возникло. Кроме того, отмечает, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 28 января 2019 года за указанный период отсутствует отметка о льготной работе. Более того, согласно сведениям, содержащимся в наблюдательных делах страхователей, МБОУ ДО «***» отчитывалось о Мельниченко Е.В. как за льготного работника только в период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2000 года. Таким образом, сам работодатель не признает факт льготной работы Мельниченко Е.В. Кроме того, автор жалобы отмечает, что назначить пенсию с 6 февраля 2019 года не представляется возможным ввиду внесения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изменений, согласно которым возраст, по достижению которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в 2019 году, отложен на 6 месяцев.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Первомайском районе Мельниченко Е.В. просит решение Первомайского районного суда Тамбовской области от 6 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу пенсионного органа - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что 6 февраля 2019 г. Мельниченко Е.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) N 64 от 12 апреля 2019 г. Мельниченко Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, дающего право на пенсию по нормам подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции включил в специальный стаж истца период педагогической деятельности с 31 августа 1993 г. по 31 декабря 2018 г., обязав при этом ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию.

С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Право на страховую пенсию по старости, как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложения к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И предусматривали включение в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью работу в качестве тренера-преподавателя во внешкольных детских учреждениях, к каковым в частности относились детско-юношеские спортивные школы.

Ранее действовавшим Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, были предусмотрены наименование учреждения - внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы, наименование должности - тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель.

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067" работа в должности тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01.01.2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г.

Для граждан, которые в период до 31.12.2000 г. занимали должности тренеров-преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 01.01.2001 г. в этой должности.

Из трудовой книжки Мельническо Е.В. усматривается, что 31 августа 1993 г. он назначен на должность тренера – преподавателя в *** детско – юношескую спортивную школу, которая в настоящее время переименована в МБОУ ДО «***» ***, где работает по настоящее время.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в указанные периоды осуществлялась во внешкольных детских учреждениях в течении полного рабочего дня, его трудовые функции были связаны с педагогической деятельностью, что подтверждается записями в трудовой книжке, которые никем не оспорены и должностной инструкции тренера – преподавателя, в связи с чем пришел к выводу, что истец работал в учреждениях, деятельность которых связана с воспитанием детей, и спорные периоды подлежат включению в специальный стаж педагогической работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, поэтому ответчиком ему необоснованно отказано в установлении пенсии. С учетом этого суд признал за Мельниченко Е.В. право на досрочную страховую пенсию по старости и обязал ГУ УПФР назначить ее истцу с 6 февраля 2019 года. При этом суд первой инстанции указал на то, что в рассматриваемом споре применяется п.3 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при наличии непрерывного стажа истца в должности тренера – преподавателя.

При этом в силу п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067", включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Положения Правил (п. 12) были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в определениях от 17.11.2011 N 1535-О-О, от 18.10.2012 N 1881-О, 16.07.2013 N 1143-О высказана позиция о том, что само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Таким образом, для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство РФ в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности при наличии определенных условий. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Указанные условия п. 12 Правил в рассматриваемом случае не соблюдены, поскольку на 01.01.2001 истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, 8 лет 4 месяца, что менее требуемой продолжительности стажа 16 лет 08 месяцев, в отсутствуют оснований для обязания ответчика назначить Мельниченко Е.В. досрочную пенсию по старости.

Таким образом, на момент обращения истца за назначением пенсии стаж педагогической деятельности Мельниченко Е.В. на соответствующих видах работ составил менее 25 лет педагогической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то, что МБОУ ДО «***» за спорный период, (за исключением периода с 01.01.1999 по 31.12.2000г) не отчитывалась за Мельниченко Е.В. как за льготного работника.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Мельниченко Е.В. о признании незаконным решения ГУ - УПФР в Первомайской районе Тамбовской области (межрайонное) об отказе во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 31.08.1993 г. по 31.12.2018 г. в качестве тренера-преподавателя детско – юношеской спортивной школы, а также о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 06.02.2019 г. нельзя признать законным. Оно принято в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в этой части и вынесения нового решения об отказе в удовлетворении названных исковых требований.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда Тамбовской области от 6 августа 2019 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Мельниченко Е.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе (межрайонное) о признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи:

33-3806/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельниченко Евгений Владимирович
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Первомайском районе Тамбовской области
Другие
Мельниченко Л.А.
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Александрова Наталия Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
14.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее