РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2023 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1106/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Кузьмину Вячеславу Геннадьевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика – Кузьмина В.Г. недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени за 2018 год в размере 22006 рублей 56 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование: 2018год пеня в размере 2534 рубля 35 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2017 год: пеня 12886 рублей 08 копеек; транспортный налог за 2016 год: пени 156 рублей 49 копеек; налог на имущество физических лиц ОКТМО 36701330: 2017ГД01 налог в размере 235 рублей, пени – 52 рубля 93 копейки; налог на имущество физических лиц ОКТМО 36701345: 2016 год налог в размере 400 рублей, пени – 54 рубля 07 копейки, а всего взыскать 38815 рублей 87 копеек.
В обоснование административного иска указано, что административный ответчик – Кузьмин В.Г. с <дата> по <дата> являлся индивидуальным предпринимателем, а также собственником объектов недвижимости и транспортного средства, в связи с чем, являлся плательщиком единого налога на вмененный доход, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
В связи с неуплатой обязательных платежей в установленный срок административному ответчику направлялись требования, в котором сообщалось о наличии у него задолженности, которая не была погашена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с требованиями о взыскании с административного ответчика указанной задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который <дата> отменен, в связи с поступившим возражением ответчика.
Учитывая, что сумма налоговой задолженности в бюджет не поступила, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание административный истец не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по адресу постоянной регистрации: <адрес> (отправление получено <дата>), уважительных причин неявки и ходатайств об отложении не представлено.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, индивидуальные предпринимали, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налогов, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период Кузьмин В.Г. являлся индивидуальным предпринимателем, и, следовательно, плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Помимо этого, административный ответчик являлся собственником транспортного средства «Тайота Камри» государственный регистрационный знак № №, квартир, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, что подтверждается сведениями из ГИБДД и Росреестра.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>.
В связи с неуплатой в установленный срок обязательных платежей в адрес налогоплательщика направлены требования: № по состоянию на <дата> об уплате налога на имущество ОКТМО 367013<дата> год в размере 235 рублей, пени – 10 рублей 17 копеек, со сроком исполнения до <дата>; № по состоянию на <дата> об уплате налога на имущество ОКТМО 36701345 в размере 400 рублей, пени – 14 рублей 53 копейки со сроком исполнения до <дата>; № по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога: пени – 156 рублей 49 копеек, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени – 22006 рублей 56 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование: пени 2534 рубля 35 копеек, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: пени – 12886 рублей 08 копеек, пени по налогу на имущество ОКТМО 36701345 – 39 рублей 54 копейки, пени по налогу на имущество ОКТМО 36701330 – 42 рубля 76 рублей, предоставлен срок для уплаты до <дата>.
В установленный срок административным ответчиком задолженность не погашена, в связи с чем, административный истец <дата> обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который <дата> отменен, в связи поступившими от административного ответчика возражениями.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020 года), заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
С <дата> минимальный размер задолженности, предусмотренный ст.48 НК РФ, увеличен с 3 до 10 тысяч рублей.
Вместе с тем, в течение трех лет со дня исполнения самого раннего требования (№) сумма задолженности превысила минимально предусмотренный ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ) 10000 рублей, в связи с чем, налоговый орган на основании ст.48 НК РФ обязан был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня исполнения требования № (<дата>), т.е. до <дата>.
Административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа <дата>, то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.
В районный суд налоговый орган обратился <дата>, то есть в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа <дата>, в связи с чем, административные исковые требования в части взыскания налога на имущество ОКТМО 36701330 за 2017 год и ОКТМО 36701345 за 2016 год подлежат удовлетворению.
Согласно представленной суду административным истцом карточки расчёта с бюджетом по состоянию на <дата>, взыскиваемая задолженность по налогам не погашена, сведений об уплате не имеется.
Отказывая в удовлетворении административных требований в части взыскания недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени за 2018 год в размере 22006 рублей 56 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование: 2018 год пеня в размере 2534 рубля 35 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2017 год: пеня 12886 рублей 08 копеек; транспортный налог за 2016 год: пени 156 рублей 49 копеек, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25 и 26.1 Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Требований о взыскании страховых взносов, транспортного и единого налога на вмененный доход, административный ответчик не заявляет. Доказательств подтверждения уплаты административным ответчиком указанной задолженности или её взыскания, налоговым органов не представлено. Более того, согласно карточке расчета с бюджетом задолженность по налогам и сборам административным ответчиком не погашена.
Разрешая заявленные требования о взыскании пени, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, так как сумма налогов не уплачена и не взыскана в установленном порядке, а пени не могут взыскиваться самостоятельно без взыскания (уплаты) налогов и страховых взносов.
С учетом изложенного, заявленный административный иск подлежит удовлетворению частично.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворённым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Кузьмину Вячеславу Геннадьевичу, - удовлетворить частично.
Взыскать с Кузьмина Вячеслава Геннадьевича (ИНН №), зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701330: 2017 год налог в размере 235 рублей, пени – 52 рубля 93 копейки; налог на имущество физических лиц ОКТМО 36701345: 2016 год налог в размере 400 рублей, пени – 54 рубля 07 копейки, а всего взыскать 742 рубля.
В удовлетворении требований о взыскании недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени за 2018 год в размере 22006 рублей 56 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование: 2018 год пеня в размере 2534 рубля 35 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2017 год пеня 12886 рублей 08 копеек; транспортный налог за 2016 год: пени 156 рублей 49 копеек, - отказать.
Взыскать с Кузьмина Вячеслава Геннадьевича (ИНН №), зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 10.05.2023.