Дело № 2-8(2)/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петуховский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Овчинниковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в с. Частоозерье Курганской области 24 февраля 2014 года по иску прокурора Частоозерского района в интересах Мингалева С.А. к Администрации Частоозерского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Частоозерского района Курганской области, действуя в интересах Мингалева С.А. к Администрации Частоозерского района о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения. После изменения исковых требований указывал, что при проведении проверки соблюдения федерального законодательства, гарантирующего предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были установлены нарушения закона, которые заключаются в том, что родители Мингалева С.А умерли: <данные изъяты> Мингалев С.А. окончил государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» дд.мм.гггг после чего обучение не продолжил. Мингалев С.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей и Постановлением Администрации Частоозерского района от дд.мм.гггг № поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилья под №. Мингалев С.А. регистрационный учет для внеочередного получения жилья, так как не имеет собственное жилье на территории Частоозерского района. Просил обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области предоставить Мингалеву С.А., жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории <адрес> общей площадью не менее <данные изъяты>., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта. Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Частоозерского района Курганской области жилого помещения Мингалеву С.А.
В судебном заседании истец Мингалев С.А.на удовлетворении измененных исковых требований настаивал. <данные изъяты>
В судебном заседании Прокурор Частоозерского района Киселев А.А. на измененных исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы измененного искового заявления.
Представитель ответчика Администрации Частоозерского района в судебное заседание не явился, извещался повесткой, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании указывал, что не оспаривает право Мингалева С.А. на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с учетной нормой в Частоозерском районе - <данные изъяты> Полагал, что жилое помещение может быть предоставлено на территории Частоозерского района. В настоящее время осуществляется строительство домов в с. Частоозерье в котором могут быть приобретены квартиры для лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, данные обязательства являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в связи с чем данные жилые помещения подлежат приобретению за счет средств Курганской области. Собственных средств для приобретения жилья лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Частоозерский район не имеет. В соответствии с Бюджетом Курганской области на дд.мм.гггг Частоозерскому району на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений выделено <данные изъяты>, а также предусмотрено предоставление Частоозерскому району <данные изъяты> на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области. Постановлением Администрации Частоозерского района от дд.мм.гггг № утвержден норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Частоозерскому району на второе полугодие дд.мм.гггг в размере <данные изъяты> что в расчете на норматив предоставления <данные изъяты>. составляет <данные изъяты>. В настоящее время на учете состоит <данные изъяты>, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в получении жилых помещений. Таким образом для приобретения им жилых помещений необходимо не менее <данные изъяты>, то есть предусмотренных Бюджетом Курганской области субвенций недостаточно для предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с чем, просил возложить обязанность по финансированию данных расходных обязательств на Правительство Курганской области.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на иск требования не признал, указал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса, поэтому Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело без участия его представителя, просил в удовлетворений исковых требований отказать. В обоснование указывает, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом необходимо установить, не пребывают ли истцы в учреждениях всех видов профессионального образования а также их соответствие иным критериям, необходимым для отнесения их к категории граждан, имеющих право на предоставлении жилья специализированного жилищного фонда. Указывают, что Мингалев С.А. был поставлен на учет по истечении установленного срока и за ним закреплялось жилое помещение. Кроме того, с дд.мм.гггг изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и жилье предоставляется по сформированным спискам, на основании предоставленных детьми-сиротами заявлений, в связи с чем истцу необходимо обратиться за включением в установленном законом порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение его в список. В связи с этим с дд.мм.гггг право указанных категорий граждан на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует, следовательно исковые требования необоснованны. Прокурор, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, не указал в чем именно выражено нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены, нормативно не обоснованно требование к каждому из ответчиков. Кроме того, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем суд первой инстанции не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений, поэтому иск к Правительству Курганской области по возложению обязанности финансирования мероприятий заявлен за пределами подведомственности суда общей юрисдикции. Также прокурором не указаны суммы финансирования, что делает решение суда неисполнимым.
Представитель органов опеки и попечительства Частоозерского района Курганской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя органа опеки и попечительства, представителя Правительства Курганской области.
Выслушав прокурора, истца и представителя ответчика и изучив представленные письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 в редакции, действовавшей до 01.01.2013 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилым помещением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном Правительством Курганской области, однократно обеспечивается ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, при подготовке их к заселению.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ) с 01.01.2013 предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье» (далее по тексту Закон Курганской области от 31.12.2004 № 6)
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств (п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Начиная с 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (далее Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам).
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ), ни законодательство Курганской области, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Вместе с тем, предоставление жилых помещений детям-сиротам действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в жалобе, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору найма при наступлении 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом наличия у истца не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением обязанности на Администрацию Частоозерского района.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Частоозерской сельской Думы № от дд.мм.гггг установлена норма предоставлении площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Частоозерского сельсовета, в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты>., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзц. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 6 его ст. 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 №1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 № 633 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом предусмотрено выделение субвенций в дд.мм.гггг органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Выделение субвенций предусмотрено также Законом Курганской области от 05.12.2012 № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». При этом указанным законом предусмотрено выделение субвенций Частоозерскому району на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено выделение субвенций в размере 401, 6 тыс. руб. На исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счет предоставления указанных жилых помещений предусмотрено выделение 3 580, тыс. рублей.
Постановлением Администрации Частоозерского района от дд.мм.гггг № Принят норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Частоозерскому району на второе полугодие дд.мм.гггг в размере <данные изъяты>.
При расчете на норматив предоставления жилых помещений <данные изъяты> при стоимости <данные изъяты>. размер субвенции на приобретение одного жилого помещения должен составляет <данные изъяты>.
В материалы дела представлен список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения в дд.мм.гггг, в который включен <данные изъяты>, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений. Таким образом, для приобретения им жилых помещений необходимо не менее <данные изъяты>.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, бюджету Частоозерского района предусмотрено выделение денежных средства в дд.мм.гггг в объеме, недостаточном для приобретения жилого помещения для истца Мингалева С.А.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, которые по уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд.
Также прокурор в соответствии со ст. 10 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вправе обратиться в суд для защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данном случае обращение прокурора в суд с заявлением связано с защитой жилищных прав лица, относящегося к социально незащищенной категории и находящегося в социально опасном положении, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах Мингалева С.А. к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области предоставить Мингалеву С.А. дд.мм.гггг года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты>., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Частоозерского района Курганской области жилого помещения Мингалеву С.А..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы либо представления через Петуховский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2014.
Председательствующий судья: Ю.А.Димова
Решение обжаловалось в Курганский областной суд, оставлено без изменения, вступило в законную силу 13 мая 2014 года.