дело № 2-1525/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 марта 2014 г. г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре Альмеевой Ю.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3 2007 года рождения и ФИО4 2012 года рождения, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь ФИО9 1999 года рождения к Правительству Республики Башкортостан и Администрации Советского района городского округа город Уфа об оспаривании постановления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3, 2007 года рождения и ФИО4, 2012 года рождения, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 действующей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь ФИО9 1999 года рождения обратились в суд с заявлением к Правительству Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа об оспаривании постановления Правительства Республики Башкортостан в части.
В обосновании заявленных требований истцы указали, что являются сособственниками жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: город Уфа, <адрес>. Указанный жилой дом включен в перечень аварийных и подлежащих сносу постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 год» и постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений…» в вышеуказанное постановление.
Считают, что включение жилого дома, в котором расположено принадлежащее им жилое помещение в перечень аварийных и подлежащих сносу является незаконным, поскольку нарушен порядок признания жилого дома аварийным, сам многоквартирный жилой дом аварийным не является, поскольку процент физического износа не позволяет сделать вывод о его аварийности, исполнение обжалуемого постановления приведет к их выселению из жилого помещения. Просят признать незаконным постановление Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения жилого <адрес> города Уфы в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и отменить его в указанной части.
ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, представили заявление, в котором просили судебное заседание провести без их участия, заявленные требования поддержали.
Правительство Республики Башкортостан, извещенное о времени и месте рассмотрения иска, явку своего представителя не обеспечило, письменных доводов относительно существа заявленных требований не представило.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании ФИО2, одновременно являющийся представителем ФИО10, ФИО6 ( доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ), ФИО1 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.), заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Советского района городского округа город Уфа ФИО14, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие Договаривающие Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан ФИО2 является собственником 1/6 доли в праве собственности на жилое помещение - <адрес>, расположенную по адресу: город Уфа, Советский район, бульвар Ибрагимова, <адрес>.
Собственниками общей долевой собственности по 1/6 доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру, согласно свидетельств о государственной регистрации права, также являются ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ФИО10, ФИО8, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справки о регистрации, выданной МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № истцы являются зарегистрированными в <адрес> города Уфы.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год и об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 год» утверждены адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год и адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год и об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 год» в вышеуказанное постановление внесены изменения, в частности в приложение № к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, где в графе № в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу включен жилой <адрес> города Уфы. Документ, подтверждающий признание МКД аварийным №б/н от ДД.ММ.ГГГГ
Целью программы явилось организационное и финансовое обеспечение выполнения обязательств органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений и граждан, выселяемых из занимаемых по договору социального найма жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах, путем переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных образований Республики Башкортостан.
Основной задачей программы является решение вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно пункта 4.4. постановления Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ изъятие жилых помещений, находящихся в признанных аварийными многоквартирных домах, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ (в отношении собственников).
В соответствии частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
При приятии решения о включении жилого дома в Адресную программу аварийных домов, подлежащих сносу орган, принимающий решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным должен руководствоваться Жилищным кодексом РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).В ходе рассмотрения дела судом приняты меры к получению документа – основания признания жилого дома аварийным, путем направления запросов.
По сообщению Администрации городского округа город Уфа (ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №01-02-2598/13) документы были изъяты на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ по РОПД ГСУ МВД по РБ о производстве выемки от 2ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно приложенного к ответу протокола выемки от ДД.ММ.ГГГГ о/д по ОВР УЭБ и ПК МВД по РБ ст. л-та полиции ФИО15 по адресу: г. Уфа, <адрес>, произведена выемка ряда документов, в том числе постановления Главы администрации Советского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов межведомственной комиссии о признании жилых домов непригодными для проживания».
Акт межведомственной комиссии о признании <адрес> г. Уфы непригодным для проживания в перечне изъятых документов не содержится.
Указанный акт ответчиками по делу суду не представлен. Как следует из ответа Управления делами Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ г.акт МВК к постановлению приложен не был, отдельно в архивный отдел Администрации ГО г. Уфа не передавался.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию является документ, подтверждающий факт признания многоквартирного жилого дома аварийным. В нарушение вышеуказанных норм, такой документ Правительством РБ не представлен.
При этом, наличие постановления Главы администрации Советского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов межведомственной комиссии о признании жилых домов непригодными для проживания» не может служить доказательством признания жилого дома аварийным, как того требует действующее законодательство.
Порядок признания жилого дома аварийным регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (далее по тексту – Положение).
Согласно пункта 7 Положения признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии со статьями 289, 290 Гражданского кодекса РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно технического паспорта жилого помещения – <адрес> г. Уфы, указанный жилой <адрес> года постройки, состоит из двух этажей, фундамент – бутовой ленточный, стены кирпичные, отопление, водопровод – центральные, имеется газоснабжение, электроосвещение, канализация, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ строения – 49%.
Указанное не позволяет сделать суду вывод о том, что жилой <адрес> города Уфы является аварийным.
Ответчиками по делу результат обследования межведомственной комиссии либо заключение соответствующей экспертизы о состоянии жилого дома, проценте износа несущих конструкций в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как установлено судом, порядок признания дома аварийным осуществлен с нарушениями действующего законодательства, фактический физический износ свидетельствует о том, что дом аварийным не является, доказательств обратного не представлено.
Суд принимает доводы истца о том, что исполнение оспариваемого постановления приведет к изъятию жилого помещения путем выкупа или предоставления иного жилого помещения (статья 32 ЖК РФ). С учетом вышеуказанных обстоятельств таковое может нарушить права и законные интересы истцов.
При подготовке дела к судебному разбирательству нарушения истцами соблюдение срока обращения с заявлением в суд не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 год» в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год и об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 год» в части включения жилого <адрес> города Уфы в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и отменить его в указанной части.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд города Уфы.
Судья: А.С. Шакиров