Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6828/2020 ~ М-7373/2020 от 29.10.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием истца Захарова С.А., его представителя Лушина В.В. и третьих лиц Мореходовой Е.П., Мореходова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6828/2020 по иску Захарова С.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о восстановлении в очереди на предоставление жилого помещения,

установил:

Захаров С.А. обратился в суд с требованиями к Администрации Петрозаводского городского округа о восстановлении в очереди на предоставление жилого помещения. Иск мотивирован позицией о нуждаемости Захарова С.А. в жилье и о нарушении его прав оформленным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика об исключении истца из списка лиц, претендующих в порядке очередности на улучшение своих жилищных условий.

В судебном заседании Захаров С.А., его представитель, а также третьи лица Мореходова Е.П. и Мореходов С.В. заявленные требования поддержали. Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в суд не направила.

Заслушав пояснения стороны истца и третьих лиц, исследовав представленные письменные материалы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но несвязанных с разрешаемым спором случаев. При этом согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; эти лица снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, кроме того, указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодеком Российской Федерации, с учетом положений ч. 2 ст. 6 данного Федерального закона.

Захаров С.А. ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке был принят по месту жительства в г.Петрозаводске на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ он снят с данного учета (в текущем правовом режиме – учета нуждающихся в жилых помещениях) на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как выявилось по делу, это оспоренное истцом решение ответчика законно и базируется на подтвердившихся при судебном разбирательстве обстоятельствах.

Как указано, и это Конституционным Судом Российской Федерации признано состоятельным (Определение от 01 декабря 2009 года № 1549-О-П), снятие граждан с рассматриваемого учета, если они были поставлены на него до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается в случае утраты этими лицами оснований, которые до введения в действие этого кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Среди таких оснований – актуальное и в действующем законодательстве (ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) правило ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР о том, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Основанием признания Захарова С.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий в 1993 году явилось его проживание в составе семьи из 9 человек по адресу: <адрес> – в жилом помещении жилой площадью 49 кв. м, что составляло меньше действовавшей с 1988 года нормы 9 кв. м жилой площади на одного человека. Эти основания сохранились и после переезда истца в 2010 году в двухкомнатную квартиру <адрес>, где он проживал с семьей (всего 3 чел. – истец, его супруга Мореходова Е.А. и её сын Мореходов С.В.) на 28,5 кв. м общей площади, что также не превышало уже изменившийся в 2005 году норматив – 10 кв. м общей площади на одного человека.

С 2016 года Захаров С.А. и Мореходовы Е.А., С.В. зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире <адрес> общей площадью 48,3 кв. м (в том числе жилая площадь 30 кв. м), то есть истец в настоящее время обеспечен жилой и общей площадью, соответствующей нормам предоставления как Постановления Совета Министров Карельской АССР от 04 апреля 1988 года № 83, так и Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256. Более того, планировка этого жилья согласуется с требованием обеспечения разнополых членов семьи (за исключением супругов) отдельными комнатами (ст.ст. 41 Жилищного кодекса РСФСР, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), а сама квартира предоставлена Мореходовой Е.П. совместно с Захаровым С.А. и Мореходовым С.В. Администрацией Петрозаводского городского округа на условиях социального найма и в последующем в порядке приватизации передана в собственность Мореходовой Е.П.

Обосновывая свою позицию по спору, истец и его представитель фактически ссылается на широко известный в юридическом сообществе судебный прецедент, что, однако, не может служить удовлетворению иска и в силу ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и из-за неуместности усеченного цитирования стороной подходов высшей судебной инстанции.

Действительно, предоставление истцу и третьим лицам квартиры по адресу: <адрес> имело место в связи со сносом дома <адрес>, а по общему правилу ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 этого кодекса, носит компенсационный характер, гарантируя им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и не является формой улучшения жилищных условий граждан. Однако, последнее обусловлено лишь необходимостью принимать во внимание в таком случае индивидуальный размер нового жилья, не связанного с нормами предоставления, и факт его предоставления вопреки очередности.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.т. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, если предоставленное при указанном выселении другое жилье, с одной стороны, отвечая условиям, перечисленным в ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, с другой стороны, превосходит эти условия своими конкретными характеристиками (площадь квартиры, количество комнат в ней), по смыслу закона, предоставление переселяемому лицу дополнительного жилого помещения не предполагается – применяются правила ст.ст. 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случаях, указанных в ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», – и ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР о снятии этого лица с соответствующего учета.

Из содержания ч. 2 ст. 6 названного вводного закона во взаимосвязи с перечисленными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что указанная норма не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с действиями органов местного самоуправления, осуществивших их переселение в другое жилое помещение в порядке, предусмотренном ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть не с целью улучшения жилищных условий, и при этом жилищные условия таких граждан с учетом норм жилищного законодательства фактически улучшены не были. Касательно Захарова С.А. приведенное условие о неулучшении жилищных условий не соблюдено. Истец именно предоставлением в 2016 году его семье занимаемой в текущее время квартиры достиг уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения. Основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, утрачены, в связи с чем оспариваемое решение ответчика от 03 июля 2020 года правомерно. Упущения Администрации Петрозаводского городского округа в более оперативном разрешении вопроса Захарова С.А., объективное введение его в заблуждение (перепиской с истцом) относительно своего правового статуса собственно право на обеспечение жильем не порождают.

При таких обстоятельствах заявленные Захаровым С.А. требования признаются необоснованными, в удовлетворении его иска следует отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Захарова С.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о восстановлении в очереди на предоставление жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.

Судья К.Л.Мамонов

2-6828/2020 ~ М-7373/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Захаров Сергей Александрович
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Мореходова Елена Петровна
Мореходов Сергей Владимирович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Мамонов К.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
29.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2020Передача материалов судье
30.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2021Дело оформлено
16.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее