Дело № 2-2432/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи – Байскич Н.А.,
при секретаре – Анчуковой Н.В.,
с участием представителя истца – Быкасова А.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре нотариуса за №,
представителя ответчика – Николаенко Е.Д., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску Михайлова В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области о признании незаконным решения пенсионного учреждения, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов обучения и прохождения действительной военной службы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Михайлов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области (далее - УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО) о признании незаконным решения пенсионного учреждения, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов обучения и прохождения действительной военной службы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении пенсии по старости по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Из протокола заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается: принимая данное решение, пенсионное учреждение исходило из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения Михайлова В.А. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии - его специальный стаж работы составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней, ввиду чего правовых оснований для установления Михайлову В.А. пенсии не имеется из-за отсутствия требуемого специального стажа в количестве <данные изъяты>-ти лет.
Однако вышеуказанное решение является незаконным по следующим основаниям.
Согласно пенсионному законодательству трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а по общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста <данные изъяты> лет, и женщины, достигшие возраста <данные изъяты> лет.
Между тем трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения этого возраста лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее <данные изъяты> лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее <данные изъяты> лет.
Как видно из диплома и военного билета истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил обучение в <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу.
Согласно протоколу заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО от ДД.ММ.ГГГГ № в его специальный стаж включены периоды работы на <данные изъяты> и после увольнения с военной службы в качестве <данные изъяты>, а также дальнейшие периоды работы на <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, что составило в совокупности <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней.
Таким образом, пенсионное учреждение не включило в специальный стаж, дающий ему право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста <данные изъяты> лет, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время обучения в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии.
Однако, стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсионный орган обязан был исчислить с учётом законодательства, действовавшего на период выполнения истцом соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, которое позволяло засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Действовавшим в спорные периоды законодательством предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР и служба в войсках и органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.
При этом при назначении пенсий по старости периоды обучения в училищах засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, а при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в армии приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период обучения в училище приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из сопоставления сведений, указанных в дипломе, военном билете и трудовой книжке истца, усматривается, что до службы в армии он обучался <данные изъяты> и работал <данные изъяты>, откуда был уволен в связи с уходом в Советскую Армию, а по увольнению с военной службы в запас вновь трудоустроился на <данные изъяты>.
Таким образом, он работал в качестве <данные изъяты> и после окончания обучения в <данные изъяты>, и после прохождения действительной военной службы, а в дальнейшем - в качестве <данные изъяты>.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется соответствующий список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, в котором указаны профессии «горнорабочие подземные» и «электрослесари подземные».
Следовательно, спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (время обучения в <данные изъяты>) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (время прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии) приравниваются к его работе в качестве <данные изъяты> что, в свою очередь, является основанием для их включения в его специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста <данные изъяты> лет.
Таким образом, ответчик незаконно не включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период обучения училище - <данные изъяты>, который составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней, а также период, когда он проходил действительную военную службу, который составил <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней.
Следовательно, оспариваемое им решение пенсионного учреждения принято без учёта законодательства, действовавшего в спорные периоды, позволяющего засчитывать данные периоды в специальный стаж при условии выполнения соответствующей работы, как в период, предшествовавший военной службе, так и следовавший за окончанием обучения в училище и военной службы.
Принимая во внимание, что пенсионное учреждение приняло к зачёту в его специальный стаж период <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней, то с учётом спорных периодов его общий специальный стаж составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца и <данные изъяты> дней, то есть более <данные изъяты> лет.
Наличие у истца превышающего <данные изъяты> лет специального стажа на <данные изъяты> на дату обращения в пенсионный орган является основанием для реализации его права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах данное решение подлежит признанию незаконным, а спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Кроме этого возложению на ответчика подлежит обязанность назначить истцу трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ - дня обращения истца к нему с соответствующим заявлением.
На основании изложенного просит, признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период прохождения действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО назначить досрочно трудовую пенсию по старости соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Михайлов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о получении судебной повестки, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Быкасов А.В., в судебном заседании доводы искового заявления и заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, дополнив, что согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-0, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» даны разъяснения, согласно которым при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учётом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В вышеуказанные спорные периоды времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», подпунктами «з», «и», «к», абзаца 1 пункта 109 положения, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР и служба в войсках и органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.
При этом абзацами 2 и 3 пункта 109 положения, было установлено, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к», а при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из сопоставления сведений, указанных в дипломе, военном билете и трудовой книжке, усматривается, что до службы в армии истец обучался в <данные изъяты> и работал <данные изъяты>, откуда был уволен в связи с уходом в Советскую Армию, а по увольнению с военной службы в запас истец вновь трудоустроился на <данные изъяты>.
Таким образом, он работал в качестве <данные изъяты> и после окончания обучения в училище, то есть периода, указанного в подпункте «з» пункта 109 положения, и после прохождения действительной военной службы, то есть периода, указанного в подпункте «к» пункта 109 положения, а в дальнейшем - в качестве <данные изъяты>.
Подпунктом «е» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, - список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481.
В этом списке указана профессия «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». Следовательно, по смыслу вышеприведенных норм пункта 109 положения спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (время обучения в <данные изъяты>) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (время прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии) приравниваются к работе истца в качестве <данные изъяты>, что, в свою очередь, является основанием для их включения в специальный стаж, дающий право истцу на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста <данные изъяты> лет.
Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО Николаенко Е.Д., заявленные Михайловым В.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указывая на то, что на момент обращения специальный стаж Михайлова В.А. составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Исчисление стажа работы, дающего право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее <данные изъяты> лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481
В силу статьи 19 Федерального закона от17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом, днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поэтому, с учётом положений статьи 19 указанного Закона, пенсионный орган производит оценку пенсионных прав заявителя на дату его обращения за назначением трудовой пенсии.
В соответствии с положениями пунктов 12, 13 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР даёт оценку содержащимся в них сведениям, принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения, принимает решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в её установлении на основании совокупности представленных документов на основе всестороннего, полного и объективного их рассмотрения.
Исходя из изложенного, правовая оценка представленных документов позволила зачесть в специальный стаж Михайлова В.А. только <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Ссылка на Постановления Конституционного суда по вопросам применения нормативно-правовых актов, действующих в спорные периоды трудовой деятельности является безусловной и основополагающей в данном случае, но при этом, истцом не приняты во внимания особенности нормативно-правовых актов. В частности Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-0, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Считает, что истец не учёл данную оговорку, поскольку он претендует на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-Ф3, которая предусматривает наличие <данные изъяты>-летнего специального стажа, рассчитанного по списку № 481 от 13 сентября 1991 года без предъявления требования к возрасту получателя пенсии. А Постановление Совета Министров СССР № 590 от 03 августа 1972 года пункт 16 - не предусматривает назначение льготной пенсии мужчинам ранее достижения возраста <данные изъяты> лет. Михайлов В.А. на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО достиг только <данные изъяты> лет. Постановление Совета Министров РСФСР № 481 вступило в действие 13 сентября 1991 года соответственно, даже с учётом норм ранее действующего законодательства, у истца отсутствовало право для назначения досрочной трудовой пенсии на момент обращения.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав обстоятельства и материалы дела, находит необходимым заявленные требования удовлетворить в связи со следующим.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как следует из положений частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С 01 января 2002 года трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а рабочим ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
На основании статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подпункта «е» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 № 537, было установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481.
Согласно пункту 1 разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
До 01 января 1992 года на территории Российской Федерации действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, которое утратило свою силу в связи с принятием Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Михайлов В.А. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что подтверждается протоколом заседания Комиссии УПФР в г. Киселёвске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), заявлением Михайлова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29).
Комиссией УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано органу ПФР вынести решение об отсутствии правовых оснований для установления пенсии Михайлову В.А. из-за отсутствия требуемого специального стажа в количестве <данные изъяты> лет (л.д. 9-10).
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО № от ДД.ММ.ГГГГ Михайлову В.А. отказано в назначении пенсии по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с тем, что им не выработан специальный стаж требуемой продолжительности, дающий право на досрочную пенсию по старости. При этом ответчик не учёл периоды обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период прохождения истцом действительной военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд считает решение УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным ввиду следующего.
Согласно копии диплома №, регистрационный №, выданный ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), а также копии военного билета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14), Михайлов В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу.
Из трудовой книжки <данные изъяты> № Михайлова В.А. усматривается, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ принят на <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с уходом в Советскую Армию, ДД.ММ.ГГГГ принят на <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведён <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ направлен на учёбу на <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведён <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведён <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведён <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты> (л.д. 15 - 20).
Таким образом, суд полагает согласиться с позицией истца, изложенной в иске, о том, что на момент обучения в <данные изъяты> и прохождения службы в Советской Армии, правовое регулирование предусматривало возможность зачёта в специальный стаж периода обучения и военной службы, в связи с чем, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Ссылку представителя ответчика на то, что периоды обучения <данные изъяты> и прохождения службы в Советской Армии, не подлежат зачёту в стаж на соответствующих видах работ, а также довод о том, что Постановление Совета Министров СССР № 590 от 09 августа 1972 года пункт 16 не предусматривает назначение льготной пенсии мужчинам ранее достижения возраста <данные изъяты> лет, а Михайлов В.А. на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в г. Киселёвске КО достиг только <данные изъяты> лет, суд считает необоснованными.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, пункт 109 подпункт «з», которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях пенсий по старости кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При этом пунктом 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работникам на подземных работах и на других работах с вредными условиями труда (подпункты «а», «б» пункт 16), период, указанный в подпункте «з» приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Также пункт 109 действовавшего в спорный период Положения предусматривал, что служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежит зачёту в стаж работы и при назначении на льготных условиях рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда приравнивается по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положение от 03 августа 1972 года № 590 фактически утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
При этом статья 130 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в отношении указанных в статье категорий лиц Закон вводится в действие с 01 марта 1991 года.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом военной службы, а также его обучения правовое регулирование (пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590) предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления права истца в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (часть 3 статьи 37, часть 1 статьи 41).
По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
Правовая природа данного вида пенсий обусловливала и особенности приобретения права на установление такой пенсии, а также характер и содержание обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на ее получение.
По смыслу положений статей 2, 10, 12, 13, 16, 88 и 92.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на получение пенсии в связи с особыми условиями труда данный Закон (как и ранее действовавшие нормативные правовые акты Союза ССР) связывал с наличием у работника специального трудового стажа (суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности) - в данном случае стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа (выполнением указанных работ), как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Проработав определенный период в производстве с особо вредными условиями труда, и приобретя тем самым специальный трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии на льготных условиях, работник может поменять место работы либо вообще оставить работу, если он имеет необходимый общий трудовой стаж. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, независимо от характера их занятий ко времени обращения. Применительно к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда это означает, что гражданину, у которого есть необходимый для назначения пенсии трудовой стаж (общий и специальный), но который прекратил работу, не достигнув соответствующего пенсионного возраста, она назначается по достижении этого возраста.
Таким образом, суд полагает, что действовавшее в период обучения и прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано.
Периоды обучения и срочной службы истца – Михайлова В.А. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
При этом истец выполнял работу на <данные изъяты> по профессии <данные изъяты> после прохождения обучения в <данные изъяты>, а также до и после призыва на действительную военную службу в Советскую Армию, а в дальнейшем выполнял работу по профессии <данные изъяты>, что подтверждается сведениями из трудовой книжки.
Таким образом, суд полагает, что обучение в <данные изъяты> и служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежит зачёту в стаж работы по специальности, в частности, следует включить в специальный трудовой стаж Михайлову В.А. период его обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период прохождения им действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Поскольку к моменту обращения истца за пенсией с учётом включения спорных периодов в календарном порядке, и ранее исчисленного специального стажа по расчёту пенсионного фонда, стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии к моменту его обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ составил более <данные изъяты> лет, что соответствует требованиям подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Михайлова В.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Михайлову В.А. досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 11 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области зачесть Михайлову В.А. в стаж на соответствующих видах работ период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период прохождения действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области назначить Михайлову В.А. досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 11 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с даты обращения за её назначением с заявлением с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2014 года.
Судья - Н.А. Байскич
Решение в законную силу не вступило
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» установленном порядке