Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2359/2012 ~ М-1789/2012 от 11.04.2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2012г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Булыгина Р.В.,

при секретаре Ефановой Ю.С.,

с участием заявителей Ходаевой Е.Н., Ходаевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ходаевой Е. Н., Ходаевой М. Н. о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом городского округа Самара, и обязании подготовить проект договора передачи квартиры в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Ходаева Е.Н., Ходаева М.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом городского округа Самара, и обязании подготовить проект договора передачи квартиры в собственность, указав, что 11.11.2011г. они обратились в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» с заявлением о подготовке договора передачи в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Согласно расписке ФГУП «Ростезинвентаризации-Федеральное БТИ» дата готовности документом 13.01.2012г. В конце января 2012г. приехав в ФГУП «Ростехинвентаризация» заявителям был вручен отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара в связи с тем, что согласно Распоряжению администрации г.о.Самара от 09.08.2010г. -р «О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными (непригодными для проживания)» многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 12, признан аварийным и подлежащим сносу. С данным отказом заявители не согласны на том основании, что указанным Распоряжением Администрация г.о.Самара рекомендует Департаменту управления имуществом г.о.Самара предоставить гражданам, занимающим жилым помещения по договорам социального найма в многоквартирных домах, признанных аварийными (непригодными для проживания) и указанных в приложении к настоящему распоряжению, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством. Отселение завершить до конца 2010г., однако до настоящего времени данная рекомендация не исполнена.

В данном Распоряжении идет ссылка на акт от 19.08.2004г. об отнесении жилого дома к категории непригодных для проживания. Согласно данного акта областная межведомственная комиссия по признанию жилых домов непригодными для проживания установила, что с учетом неудовлетворительного состояния конструкций здания и большого процента физического износа дома, проектно-изыскательской организацией, проводившей обследование, дано заключение о нецелесообразности проведения капитального ремонта дома в связи с большим объемом ремонтных работ (усиление конструкций, проведение дополнительных теплоизоляционных мероприятий, устройство инженерных сетей, противопожарные мероприятия), что требует значительных капитальных вложений, сопоставимых с новым строительством. В целях обеспечения безопасности и нормативных условий проживания жильцов эксплуатационной организации необходимо осуществлять поддерживающий ремонт, а также работы по подготовке к эксплуатации здания в зимний период. На основании чего комиссия считает, что жилой <адрес>у в <адрес> является непригодным для проживания по причине ветхого состояния.

Однако Администрация никаких постановлений о признании дома аварийным не выносила. Распоряжение -р носит рекомендательный характер по отселению, никаких обязанностей на Департамент управления имуществом г.о.Самара по немедленному предоставлению жилья не возлагает.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ходаева Е.Н., Ходаева М.Н. просили суд признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о.Самара от 23.12.2011г. об отказе в передачу в собственность <адрес> по ул.<адрес> в <адрес> и подготовить договор передачи в собственность <адрес>у в <адрес>.

В судебном заседании заявители требования полностью поддержали по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав заявителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено на основании постановления <адрес> от 20.06.2001г. на состав семьи: Ходаева В.И., Ходаев Н.Ф. (муж), Ходаева М.Н. (дочь), Ходаева Е.Н., что подтверждается ордером на жилое помещение серия Е от 22.06.2001г. (дочь).

Из свидетельства о смерти следует, что Ходаев Н.Ф. умер 01.06.2011г.

25.10.2011г. Ходаева В.И. дала согласие на приватизацию данной квартиры на имя Ходаевой Е.Н., Ходаевой М.Н.

Согласно уведомлениям из Управления Росреестра по <адрес> от 03.11.2011г., сообщения из ФФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 31.10.2011г., у заявителей Ходаевой Е.Н., Ходаевой М.Н. отсутствует в собственности недвижимое имущество, право на приватизацию не использовала.

Из справки паспортной службы следует, что Ходаева Е.Н., Ходаева М.Н. с 19.11.1996г. по 03.07.2001г. были зарегистрированы в квартире по <адрес>у, 12-1.

Согласно ответу Департамента управления имущества городского округа Самара от 23.12.2011г. на заявление заявителей по вопросу передачи квартиры в собственность (в порядке приватизации), Распоряжением администрации г.о. Самара от 09.08.2010г. -р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим носу», многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. Учитывая изложенное, передать в собственность (в порядке приватизации) жилое помещение Департамент управления имуществом г.о. Самара не имеет законных оснований.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г. предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" следует, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

На основании ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 7 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В силу ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статьей 22 Устава г.о. Самара установлено, что в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят:

а) Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара;

б) Глава городского округа Самара - высшее должностное лицо городского округа Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании на муниципальных выборах;

в) Администрация городского округа Самара - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара;

г) Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля;

д) Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - иные органы местного самоуправления городского округа Самара).

Согласно ч. 1 ст. 27 Устава г.о. Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

В соответствии с п.п. а,б,м,ф ст. 47 Устава г.о. Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:

- представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество;

- осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр;

- в порядке, установленном законодательством, осуществляет приватизацию имущества городского округа Самара;

- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Согласно п. 42. Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции», комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 49. Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции», на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с п. 50. Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

На основании п. 51. Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 в случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.

Из постановления Администрации г.о. Самара от 09.08.2010г. -р «О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными (непригодными для проживания)» следует, что Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирных домах, признанных аварийными (непригодными для проживания) и указанных в приложении к Постановлению, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством. Отселение физических лиц из многоквартирных домов завершить до конца 2010г.

В то же время, суду не предоставлено постановления о признании данного дома по <адрес>у, 12 аварийным и подлежащим сносу, данный дом в установленном законом порядке не был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ .02.2009г. к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что Постановлением Администрации г.о. Самара от 09.08.2010г. -р данный дом заявителей аварийным и подлежащим сносу признан не был, постановление -р носит рекомендательный характер, соответствующего постановления о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным вынесено не было, доказательств обратного суду предоставлено не было, в связи с чем, суд полагает отказ Департамента управления имуществом городского округа Самары является незаконным.

Требования заявителей об обязании подготовить договор передачи квартиры в собственность удовлетворению не подлежат, т.к. признание незаконным отказа в передаче квартиры в собственность заявителей является основанием для рассмотрения Департаментом указанного вопроса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Ходаевой Е. Н., Ходаевой М. Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23.12.2011г. об отказе Ходаевой Е.Н., Ходаевой М.Н. в передаче в собственность (в порядке приватизации) <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление Ходаевой Е. Н., Ходаевой М. Н. по вопросу предоставления в собственность (в порядке приватизации) квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Булыгин

2-2359/2012 ~ М-1789/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ходаева Е.Н.
Ходаева М.Н.
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Булыгин Р. В.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
11.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2012Передача материалов судье
16.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2012Судебное заседание
23.05.2012Судебное заседание
08.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2014Дело оформлено
09.07.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее