№2-3835/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2013 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Савиной Е.В.,
при секретаре Соломатиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цветкова ФИО6 о признании незаконными действий (отказов) Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании мест размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты о выборе земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,
Установил:
Цветков О.В. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указал, что 21.03.2013 г. он обратился в уполномоченный орган исполнительной власти г.Москвы - Департамент городского имущества г.Москвы (далее по тексту Департамент) с заявлениями в порядке ст.31 ЗК РФ о выборе 9-ти земельных участков для целей строительства на праве аренды сроком на 49 лет и предварительном согласовании мест размещения объектов (с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения земельного участка). Предполагаемое место размещения объектов капитального строительства указано относительно ориентиров:
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№;
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
<адрес>, вблизи участка с кадастровым №№
По результатам рассмотрения заявлений Департаментом дан ответ 20.05.2013г. №№ о невозможности произвести процедуру выбора испрашиваемых земельных участков по причине отсутствие в пакете документов заявителя положительных решений Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы, без которых у Департамента не имеется полномочий принимать решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также принимать решения о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Одновременно заявителю было разъяснено, что в обязанности Департамента не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов выбора участков для строительства.
По мнению Цветкова О.В., данным ответом Департамент незаконно уклонился от исполнения возложенных на него ст.31 ЗК РФ обязанностей и отказал ему в принятии решения о предварительном согласовании мест размещения объекта, утверждении актов выбора и схем расположения испрашиваемых земельных участков. Путем истребования дополнительного документа, не предусмотренного п.1 приведенной нормы, в рамках процедура выбора заинтересованное лицо преждевременно создало заявителю препятствия к получению в дальнейшем в установленном порядке земельных участков в аренду. На основании положений п.2 ст.3, п.5 ст.30, ст.ст.31,32 ЗК РФ, ст.ст.1-6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", и ст.ст.254-256 ГПК РФ просит суд:
- признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) Департамента в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, испрашиваемых в отношении вышеуказанных территорий;
- признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) Департамента от утверждения Актов о выборе земельных участков от 21.03.2013 г. для строительства объекта в отношении вышеуказанных территорий;
- признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) Департамента от утверждения Схем расположения земельных участков от 21.03.2013 г. в отношении вышеуказанных территорий;
- обязать Департамент утвердить Акты о выборе земельных участков для строительства от 21.03.2013 г. посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов (п.6 ст.31 ЗК РФ), о чем издать распорядительные документы в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу, и выдать копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по вышеуказанным территориям относительно ориентиров);
- обязать Департамент утвердить Схемы расположения земельных участков от 21.03.2013 г. посредством издания распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу, и выдать копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по вышеуказанным территориям относительно ориентиров).
В судебное заседание заявитель Цветков О.В. не явился, извещен. Его представитель по доверенности Цветков И.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, просил удовлетворить в полном объеме. Представитель заинтересованного лица – Департамента городского имущества г.Москвы – Николаев А.А. в удовлетворении заявленных требований просил отказать по доводам письменных возражений /л.д.117-119, 126/, указав на то, что оспариваемое решение не нарушает прав заявителя и он не имеет права требовать процедуры предварительного согласования размещения объекта, поскольку он не является субъектом права – права требовать предоставление участка под строительство в аренду без проведения торгов, т.е. в порядке предварительного согласования места размещения объекта. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст.30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Из пункта 5 данной нормы следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 21.03.2013 года Цветков О.В. обратился в Департамент городского имущества г.Москвы (далее по тексту Департамент) с заявлениями о выборе 9-ти земельных участков для целей строительства на праве аренды сроком на 49 лет и предварительном согласовании мест размещения объектов (с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения земельного участка). Предполагаемое место размещения объектов капитального строительства указано относительно ориентиров: <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№; <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ <адрес>, вблизи участка с кадастровым №№ На указанное обращение Департаментом дан ответ 20.05.2013г. за №1 о невозможности произвести процедуру выбора испрашиваемых земельных участков по причине отсутствия решения Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы. Согласно ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года №137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации. На основании п.1.1 ст.30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Свободные от застройки земельные участки в соответствии с законами города Москвы предоставляются на конкурсной основе. Часть 3 статьи 8 Закона города Москвы от 19 декабря 2007г. №48 «О землепользовании в городе Москве» содержит открытый перечень оснований для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Так приведенной нормой права предусмотрено, что земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов): 1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы; 2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы; 3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации; 4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством. В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов. Одновременно, действующее земельное законодательство, не исключает возможности предоставления Правительством Москвы земельных участков в аренду под строительство в городе Москве без проведения торгов - на основании ранее полученного предварительного согласования места размещения объекта, что является иным случаем, предусмотренным законом. Наличие у Цветкова О.В. права на заключение договора аренды земельного участка без проведения соответствующих торгов (конкурсов, аукционов) по основаниям, указанным в ч.3 ст.8 Закона города Москвы от 19.12.2007г. № «О землепользовании в городе Москве» заявителем доказано не было. Принимая во внимание, что субъектом РФ при предоставлении земельных участков для строительства в аренду установлена обязательность проведения торгов, за исключением случаев, к которым испрашиваемые Цветковым О.В земельные участки не относятся, у заявителя отсутствует право требовать предоставления ему этих земельных участков для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов честного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка. Применительно к настоящему делу действия заинтересованного лица, оформленные ответом 20.05.2013г. за №№, не нарушают прав и охраняемых законом интересов Цветкова О.В., поскольку в итоге испрашиваемые земельные участки не могли быть предоставлены заявителю. Ссылка заявителя на то, что в ответе Департамента от 20.05.2013г. такого основания для отказа в проведении процедуры выбора земельных участков не было, суд находит несостоятельным, поскольку при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч.2 ст.246 ГПК РФ). При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований. С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199, 254-258 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении требований Цветкова ФИО7 о признании незаконными действий (отказов) Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании мест размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты о выборе земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,– отказать. На решение в апелляционном порядке может быть подана жалоба в Московский областной суд, через Щелковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Федеральный судья Е.В.Савина |