Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1095/2019 ~ М-945/2019 от 14.05.2019

Дело № 2-1095/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2019 года г.Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре Исаковой А.Д.,

с участием истца Болговой В.А.,

её представителя Дворяновой Л.А., действующей на основании ордера,

представителя администрации г.Орла Лоскутовой Е.И., действующей на основании доверенности,

представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Михалиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1095/19 по иску Болговой В.А. к Департаменту строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации г.Орла, третье лицо – администрация Троснянского района Орловской области, о предоставлении вне очереди жилого помещения,

установил:

Истец Болгова В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, о предоставлении ей вне очереди жилого помещения. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечены администрация г.Орла, администрация Троснянского района Орловской области; в ходе судебного разбирательства, определением суда от ДД.ММ.ГГ администрация г.Орла привлечена к участию в деле в качестве соответчика. В обоснование исковых требований истцом указано следующее.

Она является инвалидом с детства, имеет первую группу инвалидности бессрочно, пользуется инвалидной коляской, нуждается в постоянном постороннем уходе. В настоящее время проживает по адресу: <...>, квартира расположена на втором этаже многоквартирного жилого дома.

ДД.ММ.ГГ администрацией Троснянского района Орловской области было проведено обследование квартиры истца и общего имущества в многоквартирном доме в целях приспособления их для нужд инвалида и было установлено, что отсутствует такая техническая возможность без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций дома, реконструкция дома невозможна, изменение несущих конструкций дома может привести к разрушению всего дома, так как в рамках ремонта проводилась стяжка дома металлическим тросом. Истец указала, что в доме отсутствуют пандусы, грузопассажирский лифт, в связи с чем она лишена возможности спускаться на улицу, пользоваться душевой и туалетной комнатой она не имеет возможности из-за узких дверных проёмов. Таким образом, жилое помещение в котором проживает истец, не приспособлено для нужд инвалида-колясочника. Истец указала, что на территории <...> отсутствуют жилые помещения, специально оборудованные для инвалидов-колясочников, в связи с чем просила суд обязать ответчиков предоставить ей соответствующее её нуждам жилое помещение на территории <...>.

Истец Болгова В.А. явилась в судебное заседание, подержала заявленные требования, дополнительно пояснила, что по состоянию здоровья ей требуется посещение узких специалистов – вертибролога, нейрохирурга – которые имеются только в медицинских учреждениях г.Орла, в медицинских учреждениях Троснянского района таких специалистов не имеется. На вопрос суда пояснила, что посещает врачей в г.Орле для плановых осмотров, приезжает <данные изъяты>

Представитель администрации г.Орла Лоскутова Е.И. явилась в судебное заседание, возражала относительно удовлетворения иска, указала, что жилым помещением семья истца подлежит обеспечению по месту постоянной регистрации – на территории Троснянского района Орловской области, также указала, что закон не связывает возможность предоставлении жилого помещения в конкретном населённом пункте с наличием в нём медицинских специалистов, в которых по состоянию здоровья может нуждаться лицо; просила в удовлетворении иска отказать в полном объёме.

Представитель Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамента ЖКХ Михалина Е.В. поддержала позицию представителя администрации г.Орла.

Представитель администрации Троснянского района Орловской области в судебное заседание не явилась, была опрошена ранее оставила разрешение вопроса на усмотрение суда; дополнительно пояснила, что квартира, в которой на настоящий момент проживает истец, была предоставлена ей в ДД.ММ.ГГ, на тот момент Болгова В.А. не являлась <данные изъяты>; в ДД.ММ.ГГ в доме был произведён капитальный ремонт; в ДД.ММ.ГГ был произведены работы по замене труб отопления, оконных блоков на блоки их ПВХ-профиля, был проверен дымоход, было подключено газоснабжение, установлен электросчётчик и заменена электропроводка; с ДД.ММ.ГГ доход семьи превысил прожиточный минимум; в ДД.ММ.ГГ квартира истцом была приватизирована; в ДД.ММ.ГГ по заявлению супругов Болговых квартира была деприватизирована, с ними был заключён договор социального найма; по состоянию на ДД.ММ.ГГ истец на состояла в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем может быть обеспечена жилым помещением лишь в порядке ст.49 Жилищного Кодекса РФ (на общих основаниях - признание малоимущей, в порядке очереди), однако, семья Болговых малоимущей не признана, так как доход семьи превышает прожиточный минимум; также указала, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено по месту постоянной регистрации (для истца – <...>), однако, истец настаивает на предоставлении жилого помещения в <...>; ей неоднократно предлагались жилые помещения в <...>, от предложенных вариантов истец отказывалась, ДД.ММ.ГГ истец написала заявление, в котором она отказывалась от любого вида предлагаемого ей жилья в <...>.

Согласно Конвенции о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГ, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению (здания сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: и на жилые дома (ст.9).

С учетом требований Конвенции Правительством Российской Федерации принята долгосрочная программа «Доступная среда», определившая приоритетным направлением государственной политики формирование доступной среды для инвалидов определяется как приоритетное направление государственной политики.

Государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных с другими гражданами возможности участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище, которое может быть реализовано в том числе путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).

Среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п.11 Положения).

Согласно п. 1.6 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года и введенного в действие с 1 января 2013 года, проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Данный Свод правил предусматривает конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.Так, помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты (п.5.1.9).

Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (п.1.6) (сооружении).

Жилые многоквартирные дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая:

доступность квартиры или жилого помещения от уровня земли перед входом в здание;

доступность из квартиры или жилого помещения всех помещений, обслуживающих жителей или посетителей;

применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов;

обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами (п.6.1.4).

Размеры в плане санитарно-гигиенических помещений для индивидуального пользования в жилых зданиях должны быть не менее, м:

- ванной комнаты или совмещенного санитарного узла. 2,2 x 2,2;

- уборной с умывльником (рукомойником) 1,6 x 2,2;

- уборной без умывальника 1,2 x 1,6.

Ширина дверного проема в санитарно-гигиенические помещения жилых домов должна быть не менее 0,8 м, ширину проема в чистоте межкомнатных дверей в квартире следует принимать не менее 0,8 м (п.6.1.7).

Из анализа норм разделов 2 и 3 Положения, которыми определены требования к жилому помещению, а также основания, по которым оно признается непригодным для проживания, следует, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным в пункте 11 раздела 2 приведенного Положения, не предполагает обязательного признания такого жилого помещения непригодным для проживания, а потому не порождает право для внеочередного обеспечения жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма.

Однако, в силу пункта 54 Положения для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Совокупностью условий для признания нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма является признание жилого помещения непригодным для постоянного проживания и невозможность ремонта и реконструкции.

Из материалов дела усматривается, что Болгова В.А. проживает по адресу: <...>, данная квартира предоставлена ей на основании договора социального найма №***от ДД.ММ.ГГ.

В настоящее время на учёте нуждающихся в жилых помещениях истец не состоит.

ДД.ММ.ГГ комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, в составе работников администрации Троснянского района Орловской области произведено обследование жилого <...>, а также квартиры истца. В ходе обследования было установлено, что данный дом является многоквартирным, число жилых квартир – <данные изъяты>; <...>, в которой проживает истец, имеет общую площадь <данные изъяты>, состоит из <данные изъяты> жилых комнат и кухни, водоснабжение и водоотведение отсутствуют; ширина лестничного марша, пространство перед пандусом не соответствует нормативу, санузел отсутствует. На основании обследования дома комиссия пришла к выводу, что существует необходимость приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества дома для нужд инвалида, в то же время комиссия установила, что отсутствует техническая возможность такого приспособления без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций дом (части дома), а изменение несущих конструкций дома (части дома) также невозможно, поскольку может привести к разрушению до всего дома, так как в рамках ремонта проводилась стяжка дома металлическим тросом.

Однако суд также исходит из следующего.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. В силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Из указанных правовых норм следует, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам по месту их жительства, при этом учитываются состояния здоровья и других заслуживающие внимания обстоятельства.

На вопрос суда истец пояснила, что приезжает в медицинские учреждения г.Орла на консультации и плановые осмотры врачей один раз в месяц или один раз в полтора месяца.

В связи с этим суд приходит к выводу, что по состоянию здоровья Болговой В.А., учитывая необходимость обеспечения ей должного ухода, обеспечения особых нужд и потребностей, обеспечения её развития и интеграции в общество, социальной адаптации, факт объективной нуждаемости в постоянном проживании в г.Орле не находит подтверждения.

При этом суд также признаёт несостоятельным довод истца о невозможности предоставления ей жилого помещения на территории Троснянского района Орловской области, поскольку, как следует из письменных пояснений представителя администрации Троснянского района Орловской области и не оспаривалось истцом, ей неоднократно предлагались жилые помещения на территории Троснянского района, от них она отказывалась, письменным заявлением от ДД.ММ.ГГ истец отказалась «вообще от всего жилья в селе Тросна и Троснянского района».

Установив изложенное, суд приходит к выводу, что фактических и правовых оснований для удовлетворения исковых требований и обязании администрацию г.Орла предоставить истцу жилого помещения на территории г.Орла не имеется.

При этом суд также исходит из того, что истец не лишена возможности и права ставить вопрос о предоставлении его семье жилого помещения по месту постоянного проживания, поскольку дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в муниципальном жилищном фонде по месту регистрации (постоянной) жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Болговой В.А. к Департаменту строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации г.Орла, третье лицо – администрация Троснянского района Орловской области, о предоставлении вне очереди жилого помещения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Судья                                  Т.А. Михеева

2-1095/2019 ~ М-945/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Болгова Валентина Алексеевна
Ответчики
Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Другие
Администрация г.Орла
Администрация Троснянского района Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Михеева Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
14.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2019Подготовка дела (собеседование)
04.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2019Судебное заседание
27.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее