№2-5370/16-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре Танцюра Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Петрозаводского городского округа к Управлению ФССП России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее администрация) обратилась в суд с иском по следующим основаниям. В производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится на исполнении исполнительное производство № в отношении должника администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа выданного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № во исполнение решения суда о предоставлении М. в первоочередном порядке земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства в размере и в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, администрации Петрозаводского городского округа установлен срок для добровольного исполнения в течение 5 дней. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного листа. Указывает, что в настоящий момент имеется единственная возможность исполнения решения суда путем предоставления земельного участка в районе <данные изъяты>. Правилами землепользования и застройки <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа (далее – Правила), утвержденными решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, территория в кадастровом квартале № (район <данные изъяты>), определена как зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки) (Жип). Перспективный жилой район <данные изъяты> имеет значительную площадь <данные изъяты> га, транспортные подъезды к жилому району отсутствуют. При отсутствии планировочной схемы жилого района такой площадью, которая бы учитывала перспективное прохождение магистралей общегородского и районного значения с транспортными развязками, разработка схем размещения земельных участков силами специалистов управления архитектуры, не имеющих лицензии на проектную деятельность и соответствующую квалификацию, может привести к значительным ошибкам в планировочных решениях. Кроме того, отсутствие геодезической съемки перспективного жилого района <данные изъяты>, как подосновы будущих планировочных работ, также может привести к планировочным ошибкам. В связи с вышеизложенным, считают, что исполнение решения <данные изъяты> возможно после разработки силами проектных организаций таких разделов проектов планировки, как транспортная схема, инженерная подготовка территории, расчет технико-экономических и эксплуатационных показателей по застройке жилых районов (кварталов). В связи с вышеизложенным, администрация обратилась в <данные изъяты> с просьбой предусмотреть средства в бюджете города для разработки необходимой планировочной документации перспективного жилого района <данные изъяты>. В соответствии с решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на разработку проекта планировки жилого района <данные изъяты> предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> руб. Для разработки проекта планировки перспективного жилого района <данные изъяты>, включающего в себя такие разделы, как транспортная схема, инженерная подготовка территории, расчет технико-экономических и эксплуатационных показателей по застройке жилых районов (кварталов), администрацией Петрозаводского городского округа будут привлечены проектные организации. Администрацией Петрозаводского городского округа в ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru размещен муниципальный заказ на разработку проекта планировки жилого района <данные изъяты>, с ориентировочным окончанием проведения – ДД.ММ.ГГГГ. После этого, необходимо будет утвердить схему и предоставить ее взыскателю для проведения работ по межеванию земельных участков, с целью последующего предоставления по договору аренды. Администрация Петрозаводского городского округа является бюджетным учреждением, доходы которого формируются посредством фискальной функции, в силу своего положения, должник несет на себе значительное количество социальных функций требующих финансирования. Меры по исполнению исполнительного документа в пользу М. предпринимаются, однако исполнение исполнительного документа данной категории в течение 5 дней, установленных судебным приставом-исполнителем, в сложившихся условиях невозможно. Администрация Петрозаводского городского округа просит суд с учетом вины должника уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, на <данные изъяты>%, то есть с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленное требование поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещены о слушании дела.
Судебный пристав-исполнитель Баронова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена о слушании дела, представлен отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, материалы гражданского дела №, материалы исполнительного производства №, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч.6, 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст.401 ГК РФ, согласно которой, должник освобождается от ответственности за неисполнение обязательства, если докажет, что исполнение стало невозможным ввиду чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> находится исполнительное производство в отношении должника администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа №, выданного в соответствии с судебным решением по гражданскому делу № по иску М.. к администрации Петрозаводского городского округа об обязанности совершить действия. В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 дней (п.2 постановления).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Бароновой О.В. вынесено постановление о взыскании с администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Требование от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном исполнении исполнительного документа было получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ, срок для добровольного исполнения, установленный судебным приставом-исполнителем истек ДД.ММ.ГГГГ, указанное судебное решение на момент рассмотрения дела администрацией Петрозаводского городского округа не исполнено. Согласно представленным в материалы дела документам решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на разработку проекта планировки жилого района <данные изъяты> предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> тыс. руб. ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке «Проекта планировки жилого района <данные изъяты>. В Единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru размещен муниципальный заказ на разработку проекта планировки жилого района <данные изъяты>, с ориентировочным окончанием проведения – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, именно ввиду неисполнения требований, установленных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в обозначенный срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Суд полагает, что постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку оно принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного производства, и при отсутствии оснований, свидетельствующих о перерыве в совершении исполнительных действий.
Законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Учитывая принятие мер администрацией для исполнения решения суда, принимая во внимание, что администрация не уклоняется от исполнения судебного решения, неисполнение исполнительного документа вызвано объективной невозможностью исполнения решения в предложенный срок, необходимостью проведения ряда мероприятий, суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора на <данные изъяты> от взысканного размера, т.е. до <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление администрации Петрозаводского городского округа к Управлению ФССП России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации Петрозаводского городского округа по исполнительному производству №, по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, до <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2014.