Дело №2-596/2012
(Мотивированное решение составлено 01 октября 2012 года)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2012 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Гальберг Г.Ю.,
при секретаре Пономаревой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Талицкого района в интересах Предтеченской М.П., Предтеченской Т.А., Козлова А.П. к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор Талицкого района Свердловской области в интересах Предтеченской М.П., Предтеченской Т.А., Козлова А.П. обратился в суд с иском к ответчику об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании предоставить жилое помещение, мотивируя тем, что Предтеченская М.П., 1999 г.р. имеет повторно установленную категорию «ребенок- инвалид», согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ Свердловской области «Талицкая ЦРБ» имеет диагноз <данные изъяты> по состоянию здоровья нуждается в предоставлении дополнительной жилой площади согласно постановлению Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.
В соответствии со справкой, выданной Управлением городского хозяйства г. Талица, Предтеченская М.П. проживает по <адрес> в доме общей площадью 17, 3 кв.м. совместно с матерью- Предтеченской Т.А., братом Козловым А.П., правом собственности на данное жилое помещение ни один из членов семьи не обладает.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, за Предтеченскими М.П., Предтеченской Т.А., Козловым А.П. прав собственности на какое- либо недвижимое имущество не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно пункту 2 перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817, такими заболеваниями являются, в том числе, <данные изъяты>
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, такими заболеваниями являются <данные изъяты>
Согласно п. 2 Постановления Главы Талицкого городского округа № 245 от 25.12.2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования Талицкий городской округ», норма предоставления площади жилого помещения предусмотрена в количестве 18 квадратных метров на одного человека.
В соответствии с п.3.33, 3.34 Положения об Управлении ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО, к его полномочиям относится учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном Жилищным кодексом РФ порядке малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, создание условий для жилищного строительства.
Согласно Верховенствующему Закону Российской Федерации, имеющему прямое действие, а именно статье 39 и 40 Конституции РФ, каждому гражданину в РФ гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; каждый гражданин имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Прокурор Талицкого района просит обязать Управление топливно-энергетического комплекса ЖКХ и строительства Талицкого городского округа принять Предтеченскую М.П., членов ее семьи - мать Предтеченскую Т.А., брата Козлова А.П. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
После принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обязать УТЭК ЖКХ и строительства ТГО предоставить Предтеченской М.П. и членам ее семьи- Предтеченской Т.А. и Козлову А.П. жилое помещение на территории г. Талица на условиях социального найма, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных законом норм.
Позже от прокурора поступило уточненное исковое заявление, в котором в качестве истцов указаны: Предтеченская М.П., Предтеченская Т.А., Козлов А.П.
Просит обязать УТЭК ЖКХ и строительства ТГО предоставить Предтеченской Марии Павловне и членам ее семьи- Предтеченской Татьяне Алексеевне и Козлову Андрею Павловичу жилое помещение на территории г. Талица на условиях социального найма, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных законом норм.
В ходе судебного заседания от истца - Предтеченской Т.А. поступило письменное заявление об отказе от исковых требований к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа принять Предтеченскую М.П., членов ее семьи - мать Предтеченскую Т.А., брата Козлова А.П. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма (л.д.92).
Отказ от иска в этой части судом принят.
В судебном заседании помощник прокурора Демешкина Н.Д. истец Предтеченская Т.А. на заявленных требованиях настаивали, подтвердив изложенные в исковом заявлении доводы.
Представитель ответчика - МирашвилиЕ.А., действующая на основании доверенности (л.д.40) с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на уче и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в следующем порядке:
- Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
- Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
- Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях " в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о, принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
- С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
- Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
- Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
- Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.33, 3.34 Положения об Управлении ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО одним из полномочий Управления является: Учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. А также Предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, создание условий для жилищного строительства.
В Управление ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО Предтеченская М.П. в установленном законом порядке заявление и соответствующий пакет документов не предоставляла (л.д.38-39).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона РФ N 189 от 29.12.2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно статье 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании, истец Предтеченская М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации от 16.06.2006 года за №378.
Семья истцов из трех человек проживает в съемном жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, площадью 17 кв.м., что ответчиками не оспаривается.
Учитывая, что учетная норма площади жилого помещения на территории Талицкого городского округа исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Постановлением главы Талицкого городского округа от 25.12.2006г. №245 составляет 15 кв.м., доход истцов составляет <данные изъяты> на 3 человек, что составляет менее прожиточного минимума по Свердловской области, установленного на 3 квартал 2012 года в размере: для трудоспособного населения - 7123 рубля в месяц, для детей - 6219 рублей в месяц (Постановление Правительства Свердловской области №619-ПП от 06.06.2012г.), что подтверждается информацией по выплате за 2009г., 2010г., 2011г. (л.д.12-13), что позволяет придти к выводу, что семья является малоимущей и нуждается в улучшении жилищных условий.
Семья истцов в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма на территории Талицкого городского округа по тем основаниям, что относится к числу малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не состоит.
При этом Предтеченская М.П. страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, что дает им право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), заключением ГБУЗ СО «Талицкая ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ за № о наличии у Предтеченской М.П. заболевания (л.д.18), копиями свидетельства о рождении Предтеченской М.П., Козлова А.П. (л.д.9,10), справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что Предтеченская Т.А. проживает по адресу: <адрес>, совместно с ней проживают: дочь - Предтеченская М.П., 1999 года рождения, сына - Козлов А.П., 2000 года рождения (л.д.4), Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (л.д.14-15), справкой филиала СОГУП ОГЦТИ и РН «Талицкое бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (л.д.15).
Как следует из Уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, из справки филиала СОГУП ОГЦТИ и РН «Талицкое бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (л.д.14-15), жилых помещений на праве собственности за членами семьи истца, не зарегистрировано.
Как следует из копии справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, Предтеченской М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность категория «ребенок-инвалид» сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Как следует из заключения ГБУЗ СО «Талицкая ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ за №, Предтеченская М.П. имеет заболевание с диагнозом <данные изъяты> по состоянию здоровья нуждается в предоставлении дополнительной жилой площади согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 за №378 (л.д.18).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года за №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» в указанный перечень входит заболевание с кодом заболеваний <данные изъяты>
По смыслу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь.
Кроме этого, данной категории граждан не предусмотрено обязанности встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, истцы имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
При определении размера подлежащего предоставлению жилого помещения, суд учитывает, что Предтеченская М.П. является несовершеннолетней, в силу возраста и состояния здоровья не может проживать без родителей.
При указанных обстоятельствах, жилое помещение должно быть предоставлено с учетом матери ребенка Предтеченской Т.А.
Поскольку семья истцов не состоит на учете для получения жилого помещения, суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено семье истцов Предтеченских, состоящей из трех человек: Предтеченской м.П., Предтеченской Т.А., Козлову А.П., признанных малоимущими.
Иного суду не доказано.
В соответствии с ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные законодательные нормы, обеспечение детей-инвалидов вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно ч.7 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Согласно ч.2 ст.58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, поскольку Предтеченская М.П. страдает тяжелым хроническим заболевание, то жилая площадь должна быть предоставлена семье с учетом ее права на дополнительную площадь.
Согласно Положению об Управлении топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, к его полномочиям относится учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, создание условий для жилищного строительства (пункты 3.33, 3.34 Положения).
При указанных обстоятельствах, требования заявлены обоснованно.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При указанных обстоятельствах, требования заявлены обоснованно.
Руководствуясь ст.ст.12,56, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Талицкого района в интересах Предтеченской М.П., Предтеченской Т.А., Козлова А.П. к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предоставить Предтеченской Т.А., законному представителю Предтеченской М.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Козлова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и членам ее семьи Предтеченской М.П., Козлову А.П. жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья, на трех членов семьи, с учетом права Предтеченской М.П. на дополнительную жилую площадь на территории г. Талица благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Гальберг Г.Ю.