Дело № 2-3464/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2015 г. г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахрисламовой Г.З.,
при секретаре Курамшиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился с иском к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, указав в обоснование иска, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой с Привлечением специалистов Уфимского территориального управления Минэкологии РБ в период л ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательств об охране окружающей среды ООО «<данные изъяты>» (далее по тексту ООО «<данные изъяты>»).
Установлено, что основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>», согласно утвержденному Уставу, является производство общестроительных работ по возведению зданий на объектах заказчика.
Согласно представленной ООО «<данные изъяты>» информации на балансе предприятия имеются <данные изъяты> сварочных трансформаторов, технологическое оборудование и <данные изъяты> единиц автотранспортных средств.
Для ведения хозяйственно-производственной деятельности предприятием используются три промышленные площадки, находящиеся в аренде.
Площадка № - цех по производству бетонных и арматурных изделий, расположен по адресу: <адрес>.
Площадка № - гараж для стоянки автотехники, расположен по адресу: <адрес>;
Площадка № - участок по производству товарного бетона (РБУ) расположен по адресу: <адрес>.
На момент проверки ООО «<данные изъяты>» ведутся работы по возведению многоэтажных жилых домов (литер <данные изъяты> и литер <данные изъяты>) со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания населения по <адрес> в квартале № в <адрес> районе ГО <адрес> РБ (площадка №), а также возведены пять многоэтажных жилых домов по <адрес>
В ходе строительных работ на строительные площадки на постоянной основе осуществляется завоз строительных материалов (в ДД.ММ.ГГГГ г. на площадку № завезено более <данные изъяты> куб.м. ПГС, на площадку № куб.м. ПГС) При разгрузке и использовании песчано-гравийной смеси на открытой строительной площадке в атмосферный воздух выделяется пыль неорганическая с содержанием двуокиси кремния.
При движении автотранспорта (маневрировании: въезд и выезд) на территории стройплощадки предприятием в воздух производится выброс азота диоксид, азота оксид, углерода (сажи), серы диоксида, углерода оксида, керосина.
Для подготовки (огрунтовки) бетонного основания, цементно-песчаных стяжек перед укладкой наплавляемых и самоклеющихся кровельных, гидроизоляционных материалов ООО «<данные изъяты>» использовался праймер битумный (№) (в ДД.ММ.ГГГГ году на площадке № использовано более <данные изъяты> кг. праймера, на площадке <данные изъяты> кг.) Праймер битумный представляет собой концентрированный раствор высококачественных нефтяных битумов с температурой размягчения не ниже <данные изъяты>°С в специально подобранных органических растворителях. При его нанесении на обрабатываемую поверхность вручную с помощью капроновых кистей и щёток происходит выброс в атмосферный воздух паров органического растворителя (бензина, нафраса (уайт-спирита) или керосина).
При производстве сварочных работ с помощью передвижного сварочного аппарата (в ДД.ММ.ГГГГ году на площадке № использовано более <данные изъяты> кг. электродов, на площадке № использован <данные изъяты> кг. электродов) в атмосферный воздух выделяются диокид железа, марганец и его соединения, оксид азота, фтористый водород.
Проверкой установлено, что при наличии источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (используемые промплощадки, техника, строительное оборудование и др.) предприятием инвентаризация указанных источников выбросов не проведена, проект нормативов выбросов в атмосферный воздух не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.
Кроме того, в ходе производственной деятельности на предприятии образуются отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды:
отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ;
мусор от сноса и разборки зданий несортированный;
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
тара из-под ЛКМ (битумного праймера).
Проверкой установлено, что ООО «<данные изъяты>» паспорта на образующиеся в процессе производственной деятельности отходы I - IV класса опасности не разработаны.
Факты указанных нарушений подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, материалами проверки.
Ответчик обязан провести инвентаризацию источников выбросов, разработать проект нормативов выбросов в атмосферный воздух и представить документы для получения разрешения на выброс, а также разработать паспорта на образующиеся в процессе производственной деятельности отходы I - IV класса опасности на основании следующего.
В связи с тем, что у ответчика отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, а также не разработаны паспорта на образующиеся в процессе деятельности отходы 1-4 класса опасности, им не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.
Истец просит обязать ООО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение и получение разрешения на выбросы в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.
Обязать ответчика разработать паспорта на образующиеся в процессе производственной деятельности отходы 1-4 класса опасности.
Установить, что ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску в течение четырех месяцев со дня принятия судебного решения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика М.Р.Г в судебном заседании исковые требования признал, просил установить срок исполнения решения суда в течение пяти месяцев.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании ст. 11 рассматриваемого закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Частью 3 рассматриваемой статьи предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
На основании ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Согласно ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Установлено, что при наличии источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (используемые промплощадки, техника, строительное оборудование и др.) предприятием инвентаризация указанных источников выбросов не проведена, проект нормативов выбросов в атмосферный воздух в ООО «<данные изъяты>» не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено. Также в ООО «<данные изъяты>» не разработаны паспорта на образующиеся в процессе производственной деятельности отходы I - IV класса опасности.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание ответчиком исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд считает возможным принять признание иска. Последствия признания иска ответчику разъяснены.
В силу ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Оснований для увеличения срок исполнения решения суда до пяти месяцев не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды удовлетворить.
Обязать ООО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение и получение разрешения на выбросы в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.
Обязать ООО «<данные изъяты>» разработать паспорта на образующиеся в процессе производственной деятельности отходы 1-4 класса опасности.
Установить срок исполнения решения суда в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы РБ.
Судья Г.З. Фахрисламова