Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1369/2019 ~ М-789/2019 от 27.05.2019

УИД 24RS0-20

2-1369/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского крав в составе:

председательствующего судьи Большаковой А.В.,

при секретаре судебного заседания Гальковой Н.И.,

с участием представителя истца Емельяновой И.И.,

представителя ответчика Журовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова ФИО7 к администрации города Лесосибирска о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    Емельянов И.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом II группы, согласно справки администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ он признан малоимущим, состоит в очереди на получение жилья. Он прописан и имеет право общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, в которой кроме истца, еще имеется 3 собственника. Состояние здоровья истца в последнее время ухудшилось, что крайне негативно сказывается на физическом и психическом состоянии членов семьи. Администрация города отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, предоставление которого предусмотрено действующим законодательством. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», истец, страдающий указанным в перечне заболеванием, имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья. Истец Емельянов И.И. просит возложить на администрацию г. Лесосибирска обязанность внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца Емельянова И.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержала в полном объёме, на основаниях, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Лесосибирска Журова М.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ) исковые требования не признала в полном объёме по тем основаниям, что администрация г. Лесосибирска не имеет финансовой возможности за счет собственных средств бюджета обеспечить приобретение во внеочередном порядке жилого помещения для истца, свободного муниципального жилья также не имеется.    

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 40 Конституции РФ предусматривает право каждого на жилище, указывая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда, улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилое среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10, 13, 14 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищном кодекса РФ.

В силу ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 года утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в качестве нуждающихся, в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договора социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании установлено, что Емельянов И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает хроническим заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 года, зарегистрированный в Минюсте России 18 февраля 2013 года № 27154 (л.д. 6,7).

Согласно справке серии МСЭ-2017 от ДД.ММ.ГГГГ, Емельянову И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была установлена инвалидность второй группы на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, Емельянов И.И. является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, жилой площадью 29,8 кв.м., а также состоит на регистрационном учете по данному адресу (л.д. 5). Кроме того, собственниками оставшихся трех долей являются ФИО5, ФИО1, ФИО1

Как следует из финансово-лицевого счета, помимо истца ФИО1, страдающего хроническим заболеванием, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в указанной вышеуказанной квартире зарегистрированы и постоянно проживают ФИО1, ФИО5, ФИО1

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщения ведущего инженера отдела ЖКХ МКУ «УГХ» Журовой М.С., Емельянов И.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан малоимущим, в очереди на улучшение жилищных условий в администрации г. Лесосибирска состоит с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под (л.д. 8,15).

Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается стороной ответчика, до настоящего времени жилое помещение ФИО1 предоставлено не было.

Оценивая представленные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что истец ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отдельной жилой площадью на момент рассмотрения дела не обеспечен, суд находит заявленные ФИО1 требования подлежащими удовлетворению.

Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 марта 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая, в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в п.. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 198-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 2.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Предоставление гражданам жилых помещений в соответствии со ст. 5 Закона Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется путем приобретения жилого помещения в собственность, строительство индивидуального жилого дома, участие в долевом строительстве многоквартирного дома, в то время как вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма относятся к компетенции органов местного самоуправления.

На основании п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляет органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 (ред. от 08.02.2018) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» граждане считаются принятыми на учет, со дня принятия органом, осуществляющим принятие на учет, решения о принятии на учет.

В силу частей 1 и 2 ст. 10 Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 (ред. от 08.02.2018) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» учет граждан ведется по единому списку в Книге учета по утвержденной форме (приложение 3). Если гражданин имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в случаях, установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края, то оргна, осуществляющий принятие на учет, принимает решение о включении гражданина в список на внеочередное предоставление жилого помещения, о чем напротив фамилии этого гражданина в графе 8 «Номер по списку на внеочередное предоставление жилого помещения, основание внеочередного предоставления жилого помещения» книги учета проставляется порядковый номер, соответствующий времени принятия на учет по основанию, дающему право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с указанием этого основания.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3,4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется население и (или) органами местного самоуправления; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16) для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 10 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1563-0-0).

В согласовании с изложенными нормами находится и ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в абз. 2 п. 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года № 1563-0-0, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляют только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции РФ (ст. 12, 40, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (включая статьи 2,14,16, 50), Жилищном кодексе РФ (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочиями органа местного самоуправления.

Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении условий, действующим законодательством не определен.

Предметов данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.

При таких обстоятельствах, суд находит требования Емельянова И.И. к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить Емельянову И.И. жилое помещение по договору социального найма в г. Лесосибирске Красноярского края, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением администрации г. Лесосибирска № 601 от 20 июня 2005 года об установлении нормы предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования город Лесосибирск, установлена норма предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Постановлением администрации г. Лесосибирска № 448 от 15 апреля 2010 года о внесении дополнений в постановление администрации города от 20 июня 2005 года № 601, внесены изменения в размер площади жилого помещения от 12 до 15 метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Таким образом, истцу может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

На основании ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Как видно из справки КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница», заболевание которым страдает Емельянов И.И. предусмотрено приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 ноября 2012 года № 991г «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования о предоставлении ему жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, суд находит подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельянова ФИО8 к Администрации города Лесосибирска Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию города Лесосибирска предоставить Емельянову ФИО9 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Лесосибирск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь, но не более 30 кв.м.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд Красноярского края.

Председательствующий А.В. Большакова

2-1369/2019 ~ М-789/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Емельянов Игорь Иванович
Ответчики
Администрация г. Лесосибирска
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Большакова А.В.
Дело на странице суда
lesosib--krk.sudrf.ru
27.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2019Передача материалов судье
31.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2019Судебное заседание
17.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2019Дело оформлено
09.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее