Петрозаводский городскойУИД 10RS0011-01-2020-00005350-61
суд Республики Карелия (№ 5-764/2020)
гор.Петрозаводск ул.Красная д.33
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 июля 2020 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Свидунович В.И., при секретаре Полат И.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
АО «ТД Перекресток», ИНН 7728029110, ОГРН 1027700034493, КПП 772201001, дата государственной регистрации 24.03.1994 г., адрес места нахождения: гор.Москва ул.Средняя Калитниковская, д.28, стр.4,
установил:
В отношении АО «ТД Перекресток» составлен протокол об административном правонарушении о том, что 15.05.2020 года в 12 час. 00 мин., в помещении магазина перекресток АО «ТД Перекресток» по адресу гор.Петрозаводск ул.Маршала Мерецкого д.11 работником данного магазина осуществлена продажа пачки сигарет покупателю, который находился без средств индивидуальной защиты (маски). Тем самым АО «ТД Перекресток» нарушило п. 8.4.1 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, в ред. от 11.05.2020 г. № 256-р, что по мнению должностного лица составившего протокол, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении также приведены ссылки на материалы дела, которые подтверждают наличие события правонарушения, виновность указанного юридического лица, а также указано о том, что распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р в ред. от 11.05.2020 г. № 256-р введено обязательное использование средств индивидуальной защиты (масок) при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, расположенных в пределах Петрозаводского городского округа. Продажа товаров и предоставление услуг населению организациями, индивидуальными предпринимателями осуществляется исключительно при использовании гражданами средств индивидуальной защиты (масок).
В протоколе об административном правонарушении приведено также содержание п. 8.3 указанного распоряжения №127-р, о том, что организациям необходимо обеспечить нахождение в объекте розничной торговли посетителей (потребителей) только в средствах индивидуальной защиты (масках), при условии единовременного нахождения посетителей (потребителей) в торговом объекте, площадь которого свыше 200 кв. метров, из расчета не более одного посетителя (потребителя) на 30 кв. метров общей площади торгового объекта, в случае если общая площадь торгового объекта составляет менее 200 кв. метров - не более одного посетителя (потребителя) на 20 кв. метров, за исключением объектов розничной торговли строительными материалами и изделиями, садово-огородной техникой и инвентарем.
В протоколе об административном правонарушении также указано о том, что осуществив 15.05.2020 года в 12 час. 00 мин., в помещении магазина «Перекресток» АО «ТД Перекресток» продажу пачки сигарет покупателю, который находился без средств индивидуальной защиты (маски) АО «ТД Перекресток» нарушило п.8.4.1. распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (в ред.от 11 мая 2020 года № 256-р).
Представитель АО «ТД Перекресток» извещен о рассмотрении дела, однако в судебное заседание не явился. Уполномоченный представитель данного юридического лица направила письменный отзыв в котором указала о том, что в связи с введением в Республике Карелия режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, обществом принят исчерпывающий комплекс санитарно-профилактических мер, что свидетельствует об отсутствии вины общества в данном правонарушении. Так, в указанном магазине установлены информационные плакаты с требованием о соблюдении социального дистанцирования и ношения масок, рекомендации по гигиене. Такая информации также транслируется в торговом зале через систему голосового сообщения. В магазине в полном объёме соблюдаются требования Роспортребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции. Несмотря на требование продавца, покупатель отказался находиться в маске или приобрести таковую объяснив это отсутствием денежных средств. Представитель также указывает на то, что общество не имеет правовых оснований и инструментов принуждать и физически воздействовать на граждан с целью соблюдению ими требований по ношению масок и соблюдению социальной дистанции. Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. В случае усмотрения судом наличия состава правонарушения, просит признать правонарушение малозначительным либо назначить административное наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых в том числе законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «ТД Перекресток» обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Диспозиция ч.1 ст.20.6.1КоАП РФ бланкетная и для наличия признака противоправности действия (бездействия), в протоколе об административном правонарушении требуется описание события и существа правонарушения в контексте того нормативного акта к которому отсылает диспозиция указанной статьи, в данном случае к конкретному пункту распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, в соответствующей редакции.
В данном случае, противоправность действия, бездействия лица определяется наличием конкретного предписания, запрета в распоряжении на которое ссылается должностное лицо составившее протокол.
Как следует из правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного суда РФ от 4.02.2020 г. №7-П, закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Любое административное правонарушение, должно быть четко определено в законе, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения, а также мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно, т.е. как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные.
Согласно протоколу об административном правонарушении, АО «ТД Перекресток» вменяется нарушение п. 8.4.1 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, в ред. от 11.05.2020 г. № 256-р, что по мнению должностного лица составившего протокол, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Пунктом 8.4.1. распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 г. № 127-р (в редакции от 11 мая 2020 года № 256-р), с 12 мая 2020 года было введено обязательное использование средств индивидуальной защиты (масок) при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления на территории населенных пунктов, расположенных в пределах Петрозаводского городского округа. Продажа товаров и предоставление услуг населению организациями, индивидуальными предпринимателями осуществляется исключительно при использовании гражданами средств индивидуальной защиты (масок).
В редакции распоряжения Главы Республики Карелия от 14июня2020года №350-р (в части имеющей отношение к настоящему делу) пункт 8.4.1 изложен в следующей редакции: «Ввести с 12 мая 2020 года обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок, при этом маска должна закрывать нос, рот и подбородок: при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления».
Таким образом, указанным распоряжением Главы Республики Карелия от 14.06.2020 г. № 350-р пункт 8.4.1 изложен в редакции, которая не возлагает на торговые организации обязанность о продаже товаров населению исключительно при использовании гражданами средств индивидуальной защиты (масок).
В протоколе об административном правонарушении, также имеется изложение пункта 8.3 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, однако в протоколе нарушение данного пункта обществу не вменяется, описание события правонарушения в контексте допустимого количества посетителей в зависимости от торговой площади и вида реализуемых товаров не содержится.
В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, в данном случае подлежит применению распоряжение главы Республики Карелия №127-р, от 12.03.2020 г. в редакции от 14.06.2020 г № 350-р как улучшающей положение лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку обязанность о продаже товаров населению исключительно при использовании гражданами средств индивидуальной защиты (масок), в этой редакции на организацию не возложена. Таким образом, в данном случае отсутствует необходимый признак объективной стороны правонарушения - противоправность. При отсутствии такого обязательного признака (ст.2.1 КоАП РФ), производство по делу подлежит прекращению на основании п.п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ТД Перекресток» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья Свидунович В.И.