РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гринько Н.В.,
с участием прокурора Беспахотных Е.В., заявителя Радашкевича А.Л., представителя заинтересованного лица муниципальной избирательной комиссии города Зеи Иванова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению уполномоченного представителя инициативной группы Радашкевича А. Л. о признании незаконным отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума Радашкевича А.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решения муниципальной избирательной комиссии г. Зеи Амурской области от 23.05.2012 года № 6/06-3 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории г. Зеи Амурской области и решения Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о признании вопросов, выносимых инициативной группой на местный референдум, не соответствующими требованиям действующего законодательства; об обязывании муниципальной избирательной комиссии г. Зея Амурской области зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума в составе согласно ходатайству от <Дата обезличена>, выдать соответствующее регистрационное свидетельство и сообщить об этом в местные средства массовой информации.
Заявление мотивировано тем, что инициативная группа по проведению местного референдума в соответствии с Законом Амурской области от 14 мая 2004 года № 321-ОЗ «О местном референдуме в Амурской области» обратилась в муниципальную избирательную комиссию города Зеи с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования города Зея по следующим вопросам:
1. Считаете ли Вы, что представительным органом местного самоуправления должно являться городское Собрание, состоящее из депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года, а депутатом городского Собрания может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом независимо от членства в политической партии либо ином объединении и необходимо внести соответствующие изменения в Устав города? («Да» или «Нет»).
2. Считаете ли Вы, что Глава муниципального образования города Зеи должен избираться на муниципальных выборах сроком на 4 года, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании из числа граждан Российской Федерации обладающих пассивным избирательным правом и достигших возраста 21 года, а не из числа депутатов Зейского городского Совета и необходимо внести соответствующие изменения в Устав города? («Да» или «Нет»).
Муниципальная избирательная комиссия города Зеи рассмотрела ходатайство инициативной группы и в соответствии с пп. 5.1 ст. 25 Закона Амурской области от 14 мая 2004 года «О местном референдуме в Амурской области» приняла решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о направлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума для рассмотрения в Зейский городской Совет народных депутатов Амурской области.
Зейский городской Совет народных депутатов в установленный законом срок (ст. 25 ч. 6 Закона Амурской области от 14 мая 2004 года «О местном референдуме в Амурской области») проверил соответствие вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и принял решение «О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которым признал предлагаемые для вынесения на референдум вопросы не соответствующими требованиям п. 7 ст. 12 Федерального Закона от 12.06.2002г №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Муниципальная избирательная комиссия города Зеи, рассмотрев решение Зейского городского Совета народных депутатов, приняла решение «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Зеи» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума Радашкевича А.Л. указывает, что решения Зейского городского Совета народных депутатов и муниципальной избирательной комиссии города Зеи являются незаконными, нарушающими права членов инициативной группы на проведение и участие в референдуме. Считает, что предложенные инициативной группой для вынесения на местный референдум вопросы полностью соответствует требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поставленные инициативной группой вопросы относятся к вопросам местного значения; содержание вопросов не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; не противоречат законодательству РФ и законодательству Амурской области; формулировка вопросов исключает возможность их множественного толкования, то есть на поставленные вопросы можно дать только однозначный ответ, а также исключает неопределенность правовых последствий, принятых на референдуме решений.
В судебном заседании уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума Радашкевич А.Л. заявление поддержал.
Представитель муниципальной избирательной комиссии города Зеи Иванов А.А. заявленные требования не признал, ссылаясь на законность решения муниципальной избирательной комиссии города Зеи об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Зеи. Суду пояснил, что, поскольку представительным органом муниципального образования было принято решение о несоответствии вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», муниципальная избирательного комиссия не могла принять иного решения, кроме, как об отказе в регистрации инициативной группы.
Представитель заинтересованного лица - Зейского городского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился. Председатель Зейского городского Совета народных депутатов Черная Р.Л. обратилась в суд с ходатайством об отложении судебного заседания в связи с тем, что должностные лица, которые могут представлять интересы городского Совета при рассмотрении данного дела не имеют возможности явиться в суд по объективным причинам (командировка, отпуск с выездом за пределы г. Зея).
Суд, рассматривая ходатайство об отложении судебного заседания, руководствуясь ч. 1 ст.260.1 ГПК РФ, расценивает причину неявки представителя заинтересованного лица - Зейского городского Совета народных депутатов, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, неуважительной, и считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Заслушав заявителя, председателя муниципальной избирательной комиссии города Зеи, заключение прокурора, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Статья 259 ГПК РФ предусматривает, что инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме, вправе обратиться в суд с заявлением по подсудности. К деятельности инициативных групп, избирательных объединений и иных общественных объединений ст. 14, 75 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» отнесена как инициатива проведения референдума, так и право на обжалование решений о нарушении прав граждан на участие в референдуме.
Право заявителя Радашкевича А.Л. на обращение в суд с настоящим заявлением подтверждено протоколом собрания инициативной группы по проведению местного референдума от <Дата обезличена> об избрании его представителем (уполномоченным лицом) инициативной группы по проведению местного референдума в муниципальном образовании город Зея Амурской области.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в референдуме, являющегося высшим непосредственным выражением власти народа.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.
В силу ч. 1 ст. 36 названного Закона каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Для получения соответствующего статуса и возможности осуществления последующих действий инициативная группа должна обратиться в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации.
Как усматривается из материалов дела, <Дата обезличена> создана инициативная группа в количестве 10 человек по проведению местного референдума на территории города Зеи по вопросам: «Считаете ли Вы, что представительным органом местного самоуправления должно являться городское Собрание, состоящее из депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года, а депутатом городского Собрания может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом независимо от членства в политической партии либо ином объединении и необходимо внести соответствующие изменения в Устав города?»; «Считаете ли Вы, что Глава муниципального образования города Зеи должен избираться на муниципальных выборах сроком на 4 года, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании из числа граждан Российской Федерации обладающих пассивным избирательным правом и достигших возраста 21 года, а не из числа депутатов Зейского городского Совета и необходимо внести соответствующие изменения в Устав города?».
<Дата обезличена> избирательная комиссия Амурской области направила поступившее от инициативной группы ходатайство о ее регистрации в территориальную избирательную комиссию горда Зеи для рассмотрения и принятия решения.
Зейский городской Совет народных депутатов <Дата обезличена> принял решение <Номер обезличен>, которым признал поставленные инициативной группой вопросы не отвечающими требованиям п. 7 ст. 12 Федерального Закона от 12.06.2002г №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и аналогичным требованиям п.5 ст. 8 Закона Амурской области от 14.05.2004 г. №321-ОЗ «О местном референдуме в Амурской области».
Муниципальная избирательная комиссия города Зеи <Дата обезличена> приняла решение <Номер обезличен> об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Зеи.
В соответствии с положениями ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования принять решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, а в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки установлен ч. 6 ст. 25 Закона Амурской области от 14.05.2004 г. №321-ОЗ «О местном референдуме в Амурской области, он не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Таким образом, оспариваемые решения приняты соответствующими органами в пределах предоставленных им полномочий и порядок принятия оспариваемых решений, установленный федеральным законодательством, соблюден.
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального Закона от 12.06.2002г №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Аналогичные требования содержатся в п.5 ст. 8 Закона Амурской области от 14.05.2004 г. №321-ОЗ «О местном референдуме в Амурской области».
Согласно ст. 23 Устава города Зеи представительным органом местного самоуправления является Зейский городской Совет народных депутатов.
Анализируя вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на местный референдум (Считаете ли Вы, что представительным органом местного самоуправления должно являться городское Собрание, состоящее из депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года, а депутатом городского Собрания может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом независимо от членства в политической партии либо ином объединении и необходимо внести соответствующие изменения в Устав города?), суд приходит к выводу, что он фактически содержит в себе несколько самостоятельных вопросов: вопрос об изменении наименования представительного органа местного самоуправления; вопрос о порядке выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и вопрос о необходимости внесения изменений в Устав города Зеи.
Второй вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на местный референдум (Считаете ли Вы, что Глава муниципального образования города Зеи должен избираться на муниципальных выборах сроком на 4 года, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании из числа граждан Российской Федерации обладающих пассивным избирательным правом и достигших возраста 21 года, а не из числа депутатов Зейского городского Совета и необходимо внести соответствующие изменения в Устав города?) также содержит в себе два самостоятельных вопроса: о порядке выборов Главы муниципального образования города Зеи и о необходимости внесения изменений в Устав города Зеи.
Поскольку вопросы инициативной группы не исключают возможность их множественного толкования, что бесспорно нарушает требования п. 7 ст. 12 ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», они не могут быть вынесены на местного референдума на территории города Зеи.
Кроме того, суд учитывает, что положениями ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения.
Перечень вопросов местного значения городского округа установлен ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями и дополнениями). Проанализировав предложенные инициативной группой вопросы, суд считает, что вопрос о необходимости внесения изменений в Устав города Зеи не относится к вопросам местного значения, а потому не может быть вынесен на местный референдум.
Полномочия по принятию Устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ч. 1 ст. 28 Устава города Зеи).
Таким образом, Зейский городской Совет народных депутатов обоснованно признал вопросы, предложенные инициативной группой к вынесению на референдум, не соответствующим ст. 12 Федерального Закона от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятое решение Зейского городского Совета народных депутатов <Дата обезличена> за <Номер обезличен> отвечает требованиям закона, следовательно, муниципальная избирательная комиссия города Зеи решением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> правильно отказала инициативной группе по проведению местного референдума на территории города Зеи в её регистрации, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 260.1 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований уполномоченного представителя инициативной группы Радашкевича А. Л. о признании незаконным отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий С.Н. Куприянова