Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-565/2014 ~ М-370/2014 от 10.02.2014

Дело № 2–565/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 20 февраля 2014 года

Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Зезюна А.М.,

при секретаре Донгак Д.Р.,

с участием:

представителя заявителя Мухарьямова Р.Ф.,

представителя заинтересованного лица Федько П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» об оспаривании представления прокурора Октябрьского района,

у с т а н о в и л:

ОАО «Томская энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Томскэнергосбыт») обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора, указав что 21.11.2013 прокурором Октябрьского района г. Томска ОДПУ выдано представление № 586-ж-2013 об устранении нарушений жилищного законодательства, а именно устранении неправомерного начисления платы за потребленную электрическую энергию на общие домовые нужды жителям дома .... Заявитель полагает, что данное представление является незаконным и необоснованным, т.к. ссылка прокурора на ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ является неправомерной. Указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации г. Томска от 28.10.2011 г. № 1197, уже после установки О. на нем общедомового прибора учета (далее ОДПУ), в связи с чем полагают правомерным начисление платы за потребленную электроэнергию на общие домовые нужды на основании показаний указанного прибора учета.

Представитель заявителя ОАО «Томскэнергосбыт» Мухарьямов Р.Ф., действующий на основании доверенности № 138 от 01.01.2014 г., в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит признать представление прокурора незаконным и отменить.

Представитель заинтересованного лица - прокуратуры Октябрьского района г. Томска - прокурор Федько П.С., действующий на основании доверенности от 20.02.2014 года, возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая, что обжалуемое представление прокурора является законным и обоснованным, доводы, изложенные в представлении прокурора поддерживает в полном объеме, дополнив, что прибор учета установлен в нарушение норм действующего законодательства без согласования с собственниками жилых помещений, в связи с чем начисление платы с учетом показаний данного прибора является неправомерным.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить в числе прочих должностных лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).

В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абз. 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона).

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (абз. 3 п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска по обращению собственников помещений в многоквартирном доме ..., расположенном по адресу: ..., проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при начислении жильцам платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.

В ходе проверки прокуратурой было установлено, что указанный дом оснащен общедомовым прибором учета типа РиМ 614.01, показания которого в настоящее время используются ОАО «Томскэнергосбыт» для начисления жильцам платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.

Представлением №586ж-2013 от 21.11.2013, принятым по результатам проверки, на ОАО «Томскэнергосбыт» возложена обязанность безотлагательно рассмотреть данное представление с участием прокуратуры района, в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, решить вопрос о привлечении виновных в изложенных нарушениях должностных лиц к дисциплинарной ответственности, представив надлежаще заверенные копии приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Согласно содержанию представления, в ходе проверки выявлены следующие нарушения: начисление оплаты на электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды жителями дома по ..., производится с учетом показаний общедомового прибора учета, однако многоквартирный жилой дом по указанному адресу на основании постановления администрации Города Томска от 28.10.2011 № 1197 признан аварийным и подлежащим сносу. Законодательством предусмотрено, что на ветхое, аварийное, непригодное для проживания жилье не подлежат установке общедомовые приборы учета.

Как следует из акта приемки электроучета №Е 971 от 28.03.2011 в эксплуатацию введена вновь смонтированная система общедомового учета электроэнергии - счетчик типа РиМ 614.01 №786550, установленный на траверсе на стене жилого дома по ..., который находится в собственности О., взамен снятого счетчика типа СТЭБ – 04н/1-3ДР номер 006814.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 28.03.2011 между сетевой организацией О. и потребителем Ж., граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон устанавливается на траверсе, установленной на стене жилого дома по адресу ....

Согласно акта обследования жилого дома по ... от 04 декабря 2012 года представителем Э. в присутствии мастера Ж. и инспектора ИИС О. общедомовой прибор учета работает исправно, индивидуальные приборы учета установлены в квартирах, электроснабжение мест общего пользования (4 лампочки установленные в подъездах) подключено под общедомовой прибор учета.

В соответствии с требованиями ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На момент установки О. общедомового прибора учета (28.03.2011) действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 № 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления. С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 новых Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11,12,13,14 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с изменениями в Правила в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз.2 п.44 Правил).

Таким образом, из действующего законодательства следует, что расчет потребления электроэнергии производится по установленной формуле с учетом показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, установленных в доме.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

В соответствии с заключением межведомственной комиссии № 599 от 26 августа 2011 года, созданной постановлением Мэра города Томска от 26.02.2006 № 95, многоквартирный дом по ... признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Мэра г. Томска № 1197 от 28.10.2011 года вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом многоквартирный жилой дом по ... признан аварийным и подлежащим сносу после установки на нем О. в порядке замены, а не первоначального установления, общедомового прибора учета, показания которого используются ОАО «Томскэнергосбыт» для определения объемов потребления электроэнергии в доме и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений дома за услуги электроснабжения, в связи с чем суд приходит к выводу о правомерности начисления платы за потребленную электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета.

Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что указанный ОДПУ установлен в нарушение норм действующего законодательства без согласия собственников многоквартирного дома, несостоятельна, поскольку указание на данное обстоятельство отсутствует в обжалуемом представлении прокурора.

На основании вышеизложенного руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Представление прокурора Октябрьского района города Томска № 586ж-2013 от 21.11.2013 года об устранении нарушений жилищного законодательства в отношении ОАО «Томскэнергосбыт» признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья А.М. Зезюн

Мотивированное решение суда будет изготовлено 25 февраля 2014 года.

.

2-565/2014 ~ М-370/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "Томскэнергосбыт"
Другие
Прокурор Октябрьского района г.Томска
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
Зезюн А.М.
Дело на сайте суда
oktiabrsky--tms.sudrf.ru
10.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2014Передача материалов судье
10.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2014Подготовка дела (собеседование)
14.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2014Судебное заседание
20.02.2014Судебное заседание
25.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2015Дело оформлено
11.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее