№ 12-67/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
03 апреля 2017 года г. Сарапул УР
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Мосалева О.В.,
при секретаре Ветелиной Н.В.,
с участием прокурора Савельевой А.О.,
рассмотрев протест прокурора г. Сарапула на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула № от 08.02.2017 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула № от 08 февраля 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Прокурор, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с протестом на постановление. В обоснование протеста приведены доводы о том, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть на день составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, являлся несовершеннолетним. Данное обстоятельство обязывало должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, известить законных представителей несовершеннолетнего ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Однако, в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законных представителей, которые о месте и времени его составления извещены не были. Сведения и документы об их извещении в материалах дела отсутствуют.
Постановление об административном правонарушении вынесено комиссией в отсутствие несовершеннолетнего и его законного представителя, следовательно, допущенные при составлении протокола нарушения закона в ходе рассмотрения дела не восполнены.
В нарушение п.п. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования несовершеннолетнему ФИО1, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении не разъяснены их права и обязанности. Соответствующая запись в определении отсутствует. Сведений о вручении либо направлении ФИО1 и ФИО3 копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в материалах не имеется.
В нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, а также объяснения ФИО1
Имеющиеся в материалах дела объяснения ФИО1 об обстоятельствах совершения правонарушения от 04.01.2017 г., получены с нарушением закона, поскольку права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ему не разъяснены.
Также при отобрании объяснений потерпевшему ФИО3, свидетелям ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, права, предусмотренные ст. 25.2 и 25.6 КоАП РФ не разъяснялись.
Нарушения закона, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, являются существенными.
Прокурор просит постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула № от 08 февраля 2017 года в отношении ФИО1 по ст. 6.1.1. КоАП РФ отменить. Возвратить административное дело в отношении ФИО1 по ст. 6.1.1. КоАП РФ на новое рассмотрение в Комиссию по несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула.
В суде помощник прокурора г. Сарапула, Савельева А.О. протест поддержала по основаниям, изложенным в протесте.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, его законный представитель ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по адресу фактического жительства указанного ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении. Судебные извещения возвращены суду с отметкой почтовой службы «истек срок хранения», что расценивается судом, как уклонение от получения судебного извещения.
Основываясь на ст. 25.1 и п. 5 ст. 25.3 КоАП РФ, суд находит возможным дело рассмотреть в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его законного представителя.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
В соответствии со ст. 25.3 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу, осуществляют их законные представители. Законные представители имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
По смыслу п. 5 ст. 25.3 КоАП РФ, участие в судебном заседании законного представителя обязательным не является и может быть признан таковым судьей или органом административной юрисдикции, рассматривающим дело, однако, в силу ст. 25.1 КоАП РФ он должен быть уведомлен о месте и времени судебного разбирательства.
На основании ст. 25.1, ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его законный представитель вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 2).
Из положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ следует, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела являются предусмотренными п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ основаниями для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что датой рождения лица, привлеченного к административной ответственности – ФИО1 является ДД.ММ.ГГГГ. Событие, послужившее основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имело место 27.12.2016 года, постановление по делу об административном правонарушении вынесено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула - 08.02.2017 года.
Таким образом, на момент события административного правонарушения, на момент составления протокола об административном правонарушении и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 являлся несовершеннолетним, хотя и достиг возраста, с которого наступает административная ответственность.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула при подготовке к рассмотрению дела и его рассмотрении не учтены вышеприведенные нормы закона, недостатки, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении не были устранены: протокол об административном правонарушении не был направлен законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, законный представитель не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, нормы закона, регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, гарантирующие соблюдение их прав, а также прав их законных представителей не соблюдены.
Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении в протокол не внесены сведения о потерпевшем, копия протокола об административном правонарушении в нарушение требований п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ должностным лицом при составлении протокола потерпевшему не направлена. При подготовке дела к рассмотрению указанный недостаток устранен не был: протокол об административном правонарушении потерпевшему не направлялся, потерпевший о времени и месте рассмотрения дела извещен не был, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие потерпевшего в нарушение требований ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ следует, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Перечисленные выше нарушения, допущенные при производстве по делу, являются существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных административным законодательством, наличие данных нарушений является основанием для отмены постановления.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.
В связи с тем, что комиссией допущено существенное нарушение процессуальных норм, то остальные доводы протеста не подлежат оценке судом, поскольку они подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Протест заместителя прокурора г. Сарапула на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула № от 08.02.2017 года - удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула № от 08.02.2017 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Сарапула.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья Мосалева О.В.