Дело № 2-1400/2021
Решение
Именем Российской Федерации
15 марта 2021 года г. Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Шумейко Н.В.,
при секретаре Ионовой П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамаевой Виктории Владимировны, Запорова Кирилла Сергеевича, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Мамаевой Миланы Кирилловны, Мамаевой Алёны Кирилловны, Мамаева Льва Кирилловича, к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействительным, признании членами разных семей, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
истцы обратились в суд с исковым заявлением, указывая, что истец Мамаева Виктория Владимировна является многодетной матерью и собственницей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ***, общей площадью 30,9 кв.м. Вместе с истцом в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают трое ее несовершеннолетних детей - Мамаева Милана Кирилловна, Мамаева Алёна Кирилловна, Мамаев Лев Кириллович. Супруг Мамаевой В.В. Запоров Кирилл Сергеевич проживет вместе с супругой и детьми в указанной квартире, но зарегистрирован по адресу: ***. Также в квартире по месту жительства истцов зарегистрированы родители истца Мамаевой В.В. – мать Мамаева Надежда Ванифатьевна и отец Мамаев Владимир Семёнович, которые фактически проживают в жилом доме, принадлежащем Мамаеву В.С., по адресу: ***. Таким образом, в квартире по месту жительства истцов фактически проживают пять человек, на одного члена семьи приходится менее 8 кв.м жилой площади, то есть, менее учетной нормы. 22.09.2020 истец Мамаева В.В. направила ответчику заявление о признании ее и детей нуждающимися в улучшении жилищных условий, но постановлением ответчика от 14.10.2020 № 3246 ей было отказано, поскольку зарегистрированный с ней в качестве члена семьи отец имеет на праве собственности жилой дом площадью 222,4 кв.м, что свидетельствует об обеспеченности семьи жильем более учетной нормы. Истцы, полагая действия ответчика незаконными, уточнив требования, просят признать недействительным данное постановление, признать истцов и родителей истца Мамаевой В.В. членами разных семей, обязать ответчика поставить истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
В судебном заседании истцы Мамаева В.В. и Запоров К.С., представляющие также интересы своих несовершеннолетних детей Мамаевой М.К., Мамаевой А.К., Мамаева Л.К., исковые требования поддержали.
Представитель ответчик Унятицкая В.В. полагала, что постановление принято законно и обоснованно, в остальной части требования оставила на усмотрение суда (л.д. 125-128).
Третьи лица Мамаев В.С. и Мамаева Н.В. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные истцами, поддержали.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления создание условий для осуществления этого права и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании частей 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
При этом, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Статьями 264-265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определено, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
На основании части 2 статьи 1 закона Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз " О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", граждане, постоянно проживающие в одном жилом помещении, связанные родством и(или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями. Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что супруги Мамаева Виктория Владимировна и Запоров Кирилл Сергеевич являются родителями троих несовершеннолетних детей - Мамаевой Миланы Кирилловны 22.07.2015 года рождения, Мамаевой Алёны Кирилловны 15.01.2020 года рождения и Мамаева Льва Кирилловича 15.01.2020 года рождения (л.д. 38-41).
Мамаева В.В. вместе с несовершеннолетними детьми зарегистрирована в 1-комнатной квартире по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Крупской, д. 4а, кв. 44, общей площадью 33,9 кв.м, в квартире также зарегистрированы родители Мамаевой В.В. – Мамаев В.С. и Мамаева Н.В., квартира принадлежит на праве общей совместной собственности Мамаевой В.В., Мамаеву В.С. и Мамаевой Н.В. на основании договора передачи квартиры (жилого помещения) в собственность от 10.12.1993, право собственности в ЕГРН не зарегистрировано (л.д. 44, 46, 48-49).
01.09.2013 между Мамаевым В.С. и Мамаевой В.В. был заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением – указанной 1-комнатной квартирой (л.д. 86-89).
Запоров К.С. зарегистрирован по адресу: ***-комнатная, общей площадью 43,9 кв.м, в квартире также зарегистрированы родители истца Запоров С.И. и Запорова Т.С., квартира находится в собственности, истцу Запорову К.С. принадлежит 1/5 доля в праве (л.д. 45, 189, 199-203).
Отцу истца Мамаевой В.В. Мамаеву В.С. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 222,4 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Уральская, д. 55 (л.д. 190-197).
Истцы указали, что фактически проживают отдельной семьей в квартире по адресу: ***, родители истца Мамаевой В.В. - Мамаев В.С. и Мамаева В.Н. - проживают в жилом доме на ул. Уральской, д. 55, общего бюджета с истцами не имеют, совместное хозяйство не ведут.
22.09.2020 истец Мамаева В.В. направила ответчику заявление о признании ее и детей нуждающимися в улучшении жилищных условий, но постановлением ответчика от 14.10.2020 № 3246 ей было отказано, поскольку зарегистрированный с ней в качестве члена семьи отец имеет на праве собственности жилой дом площадью 222,4 кв.м, что свидетельствует об обеспеченности семьи жильем более учетной нормы (л.д. 129-131).
Допрошенные в качестве свидетелей знакомые семьи истцов Петровых Т.В. и Новикова О.Е. пояснили, что истец Мамаева В.В. вместе с супругом около 6 лет проживает в квартире по адресу: ***, у супругов родились дети, вся семья проживает в указанной 1-комнатной квартире. Родители истца с 2011 года проживают в жилом доме на ул. Уральской и общего хозяйства с истцами не ведут, членами одной семьи с ними не являются.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцы и третьи лица – родители истца Мамаевой В.В. – Мамаев В.С. и Мамаева Н.В. – являются членами разных семей, поскольку общего хозяйства не ведут, имеют раздельный бюджет и совместно не проживают.
Таким образом, для определения нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий необходимо определить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании истцов.
Истцы и их несовершеннолетние дети, помимо вышеуказанных жилых помещений, иного жилья не имеют.
Соответственно, на долю истца Запорова К.С. (1/5 от 43,9 кв.м) приходится 8,78 кв.м общей площади, находящейся в собственности, на долю истца Мамаевой В.В. приходится 11,3 кв.м общей площади (1/3 от 33,9 кв.м), совокупная общая площадь, находящаяся в собственности истцов, составляет 20,08 кв.м, следовательно, на каждого члена семьи, включая несовершеннолетних, приходится по 4,02 кв.м общей площади жилых помещений (8,78 + 11,3)/5.
Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» от 29.06.2005 № 22-1 на территории МО «Город Гатчина» Ленинградской области установлена учетная норма общей жилой площади в размере 12 кв.м на одного человека, в связи с чем, истцы вместе с несовершеннолетними детьми подлежат признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Поскольку с соответствующее заявление от истца поступило, учетное дело сформировано, суд полагает, что повторного обращения для принятия на учет не требуется, требования истцов в этой части должны быть удовлетворены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Учитывая, что основанием для принятия истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях явилось установление судом факта, имеющего юридическое значение (факта признания членами разных семей), оспариваемое истцами постановление от 14.10.2020 № 3246 принято законно и обоснованно, поскольку на момент его принятия у ответчика не имелось оснований для удовлетворения заявления истцов. В этой связи, в части оспаривания указанного постановления, истцами избран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ 22.03.2021