56RS0009-01-2021-002747-52
дело №2-2397/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Шиляевой С.Г., при секретаре Урясовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Утягулова М.С. к Комитету по управлению имуществом г.Оренбурга, администрации г.Оренбурга о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
Утягулов М.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 25 декабря 1995 г. он владеет квартирой <...> на основании ордера на жилое помещение <Номер обезличен>, выданного по месту его работы <данные изъяты>. С момента вселения со своей супругой Утягуловой Г.С. он проживает в указанной квартире, оплачивают коммунальные платежи и несет бремя содержания указанного имущества. С 10 февраля 2006 г. <данные изъяты> прекратило свою деятельность и ликвидировано. В настоящее время в ЕГРН сведения о собственнике указанной квартиры отсутствуют, она не является государственной или муниципальной собственностью. Поскольку он открыто, добросовестно и непрерывно владеет указанным имуществом как своим собственным более 15 лет, просит признать за ним право собственности на квартиру <...> в силу приобретательной давности.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г.Оренбурга, в качестве третьего лица – Утягулова Г.С.
В судебное заседание стороны истец Утягулов М.С., представители ответчиков -Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга, администрации г.Оренбурга, третье лицо - Утягулова Г.С., надлежаще извещенные о месте и времени слушания дела, не явились. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает. От истца, третьего лица имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В представленном суду отзыве на исковое заявление Комитетом по управлению имуществом г.Оренбурга указано, что квартира <...> в реестре муниципального имущества МО «город Оренбург» не числится. Также указано, что распоряжением комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 18 января 1996 г. «Об узаканивании домовладения <...>», ГУ «Техническая инвентаризация» было поручено провести государственную регистрацию права собственности квартира <...> за <данные изъяты>. Не возражает против принятия решения в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств по делу, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п.3 ст.218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 ст.234 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 Гражданского кодекса РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 Постановления № 10/22 от 29 апреля 2010 г. также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому п.19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями. Однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
С учетом вышеизложенного приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные предусмотренные в п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ основания возникновения права собственности.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что на основании ордера <Номер обезличен> от 25 декабря 1995 г., выданного <данные изъяты>, Утягулов М.С. со своей супругой - Утягуловой Г.С. были вселены в квартиру <...>, в которой зарегистрированы по месту жительства с <Дата обезличена>
Распоряжением комитета по управлению имуществом г.Оренбурга <Номер обезличен> от 18 января 1996 г. узаконено домовладение <...>, ГУ «Техническая инвентаризация» было поручено провести государственную регистрацию права собственности на квартиру <...> за <данные изъяты>.
В судебном заседании установлено, что с 10 февраля 2006 г. <данные изъяты> прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией на основании определения Аарбитражного суда Оренбургской области о завершении конкурсного производства от 10 февраля 2006 г.
Согласно сведениям ТУ Росимущества Оренбургской области, администрации г.Оренбурга, квартира <...> в реестре государственного (федерального) и муниципального имущества не состоит.
Истец обращался в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга по вопросу передачи указанной квартиры в собственность. Поскольку квартира не является муниципальной собственностью, в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом «Оформление документов на передачу квартир в собственность граждан (приватизация жилья) по многоквартирным и одноквартирным домам» Утягулову М.С. отказано.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Утягулов М.С. с момента вселения в спорную квартиру несет бремя ее содержания, оплачивает жилое помещение и коммунальные услуги.
Учитывая, что Утягулов М.С. с 1995 г. добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется как своим собственным недвижимым имуществом - квартирой в течение более пятнадцати лет, оплачивает коммунальные платежи, т.е. несет бремя содержания и расходов, требования истца о признании за ним права собственности на указанную квартиру в силу приобретательной давности подлежат удовлетворению.
В связи с чем, суд признает право собственности на вышеуказанный объект недвижимости за Утягуловым М.С.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Утягулова М.С. удовлетворить.
Признать за Утягуловым М.С. право собственности на <...> по праву приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его вынесения.
Судья -