Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2212/2020 от 14.01.2020

Судья: Чистилова А.А.                                                       дело <данные изъяты>

50RS0<данные изъяты>-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Резолютивная часть)

Судебная коллегия по гражданским делам 1 областного суда в составе:

председательствующего: Мирошкина В.В.

судей: Смольянинова А.В., Красновой Н.В.,

при помощнике судьи Тимашковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 12 февраля 2020 года апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску 1, 1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района 1 о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,

заслушав доклад судьи Смольянинова А. В.,

объяснения представителя истцов адвоката 1,

руководствуясь ст.ст.199,328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

     Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от <данные изъяты> – отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении иска 1, 1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в 1 схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка, - отказать.

     Апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области – удовлетворить.

Председательствующий судья

Судьи

Судья: Чистилова А.А.                                                       дело <данные изъяты>

50RS0<данные изъяты>-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего: Мирошкина В.В.

судей: Смольянинова А.В., Красновой Н.В.,

при помощнике судьи Тимашковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску 1, 1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,

заслушав доклад судьи Смольянинова А. В.,

объяснения представителя истцов адвоката 1,

УСТАНОВИЛА:

     Истцы 1, 1 обратились в суд с требованиями к ответчику Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в 1 схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка, указав, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 972 кв.м., расположенного по <данные изъяты> (доля в праве 1 – 28/100, доля в праве 1 – 72/100), а также части жилого дома с хозяйственными постройками по вышеуказанному адресу. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет границы. Истец 1 неоднократно обращался в Администрацию с заявлением о перераспределении земель с целью уточнения границ земельного участка, находящегося у него в собственности. Решением Администрации от 22.02.2019 года 1 в очередной раз было отказано в перераспределении земельного участка.

     Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования 1, 1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области удовлетворены. Суд признал незаконным решение Администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 22.02.2019г. № Р<данные изъяты> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1187 кв.м., с кадастровым номером 50:05:0070204:97, расположенного по адресу: <данные изъяты> а также обязал Администрацию Сергиево-Посадского района Московской области утвердить схему расположения земельного участка площадью 1187 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

     С указанным решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность решения суда, просит его отменить и вынести новое решение по делу, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

     Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проанализировав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц по правилам статьи 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

     Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец 1 является собственником земельного участка (доля в праве 28/100), общей площадью 972 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская <данные изъяты>, а также истец 1 является собственником жилого дома с хозяйственными постройками (доля в праве 28/100), с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 146,90 кв.м., лит. А-А1-А2-А3, расположенных по адресу: <данные изъяты>.

     Истец 1 является собственником земельного участка (доля в праве 72/100), общей площадью 972 кв.м., с кадастровым номером 50:05:0070204:97, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты> а также истец 1 является собственником жилого дома с хозяйственными постройками (доля в праве 72/100), с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 146,90 кв.м., лит. А-А1-А2-А3, расположенных по адресу: <данные изъяты>

     Земельный участок, который находится в собственности истцов, поставлен на кадастровый учет и имеет границы, что следует из кадастрового плана от 13 февраля 2008 года <данные изъяты>.

     Из пояснений представителя истцов следует, что на основании определения Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 08.06.2017 года об утверждении мирового соглашения в собственность 1 поступила постройка Г5 (хозблок), а4 (терраса). Указанные строения частично выходят за границы принадлежащего истцам земельного участка.

     В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

     Согласно части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

     В соответствии со статьей 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

     Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

     На основании статьи 39.28. ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

     1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

     2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

     3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

     4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

     2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

     3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

     4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

     5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

     1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

     2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

     3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

     Истец 1 обратился в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Принятие решения об образовании земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

     Решением Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 22.02.2019г. № <данные изъяты> 1 было отказано в предоставлении данной государственной услуги.

     Основаниями для отказа явились следующие: согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на основании правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.12.2017 года <данные изъяты>-МЗ, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоквартирной жилой застройки). Вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) отсутствует в градостроительном регламенте вышеуказанной территориальной зоны. Кроме того, согласно заключению Комитета, в силу положений постановления Администрации города Сергиев Посад от 12.12.2011 № 980-п «Об утверждении проекта планировки территории по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, ул. Матросова, с целью реконструкции стадиона «1», испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.

     Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

     Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений. Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (глава 5 Градостроительного кодекса РФ, статья 23 Градостроительного кодекса РФ).

     Исходя из толкования приведенных норм, красные линии - это территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты.

     Как следует из заключения об оборотоспособности и градостроительных ограничениях земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, представленного Территориальным управлением Сергиево-Посадского муниципального района Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий (п. 1.1 заключения).

     Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018    №15ВР-1816 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги: «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

     Административный регламент устанавливает стандарт предоставления Государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению Государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области, формы контроля за предоставлением Государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) Администрации, должностных лиц Администрации, работников МФЦ.

     Признавая ответ Администрации Сергиево-Посадского района незаконным и обязывая согласовать схему расположения земельного участка, суд первой инстанции не учел, что существует определенная процедура предоставления испрашиваемой государственной услуги в согласовании которой принимают участие государственные структуры разных уровней, тем самым нарушая регламент утвержденный Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018г. №15ВР-1816.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018г. №689/35 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах совершенствования архитектурно-художественного облика городов и иных населенных пунктов, архитектуры и отдельных направлений градостроительной деятельности, реализующим государственную политику в указанных сферах.

     В силу положений пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

     На основании п.5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

     Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на основании правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.12.2017 <данные изъяты>-МЗ, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоквартирной жилой застройки). Вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) отсутствует в градостроительном регламенте вышеуказанной территориальной зоны.

     Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суд нарушил положения п.5 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ.

     Также, в соответствии с пп.3 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Из представленной схемы расположения и обследования земельного участка следует, что на испрашиваемой территории расположен объект капитального строительства (Н), информация о котором отсутствует в заявлении (с указанием кадастрового (условного, инвентарного) номера и адресного ориентира), которую необходимо указать согласно Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития от 12.01.2015 №1.

     Из представленного кадастрового плана земельного участка от 13 февраля 2008 года усматривается, что имеется изломанность границ для обхода препятствия. Следовательно, при формировании земельного участка там имелось препятствие для формирования прямоугольного земельного участка.

     На представленной суду схеме на месте предполагаемого препятствия расположен объект который (Н) на который не представлено сведений о правах.

     На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Администрация Сергиево-Посадского муниципального района приняла решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка соблюдая нормы земельного законодательства РФ.

     В силу положений пункта 3 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

     В пункте 4 статьи 1 ГК РФ также закреплено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

     Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

     Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

     Эти требования не соблюдены при вынесении решения судом первой инстанции, поскольку суд, разрешая спор, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, неправильно применил нормы процессуального и материального права при разрешении спора, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому решение суда подлежит отмене.

     С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, положений закона, регулирующего возникшие отношения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования 1, 1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка, являются неправомерными, а судебный акт принят судом при неправильном применении норм права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199,328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

     Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от <данные изъяты> – отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении иска 1, 1 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка, - отказать.

     Апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области – удовлетворить.

Председательствующий судья

Судьи

33-2212/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Новицкий А.Ю.
Ковалева С.А.
Ответчики
Администрация Сергиево - Посадского района МО
Другие
Комитет по архитектуре и градостроительству по г. Москве
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
20.01.2020[Гр.] Судебное заседание
12.02.2020[Гр.] Судебное заседание
25.03.2020[Гр.] Передано в экспедицию
23.03.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее