К делу № 2-2266/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 09 октября 2019 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Артёмова Т.Ю.,
с участием истца – начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе Севостьяновой Г.Н. и главного специалиста-эксперта Кулаковой Е.С., действующих на основании доверенностей,
ответчика – представителя МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Малина А.Н., действующего на основании доверенности,
ответчика – представителя администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Харченко И.Ю., действующей на основании доверенности,
при секретаре Малюк А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба», администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района о защите прав неопределенного круга потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском, в котором просит признать действия МБУ «Голубицкая ПЭС», выразившиеся в грубом нарушении обязательных требований санитарного законодательства, противоправными, обязать МБУ «Голубицкая ПЭС» устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства РФ, признать незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по финансированию мероприятий, требуемых для устранения выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства в деятельности МБУ «Голубицкая ПЭС», ФИО1 сельского поселения <адрес> произвести финансирование мероприятий по приведению водоснабжения в соответствие с требованиями санитарного законодательства, ФИО1 ответчиков довести до сведения потребителей через средства массовой информации в десятидневный срок решение суда.
Свои требования истец обосновал тем, что МБУ «Голубицкая ПЭС» снабжает питьевой водой население и объекты хозяйственной деятельности станицы Голубицкой Темрюкского района Краснодарского края. Для питьевого водоснабжения эксплуатируются подземные водоносные горизонты посредством восьми артезианских скважин. Система водоснабжения в ст.Голубицкой организована следующим образом: вода из артезианских скважин посредством насосов подается в резервуары чистой воды, расположенные на водозаборе (<адрес>), далее под давлением подается в резервуары чистой воды на <адрес> откуда самотеком поступает в разводящую сеть населенного пункта. Обработка воды перед подачей потребителям не проводится, то есть по системе водопроводов к потребителю поступает природная вода. Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правилам контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, устанавливают санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01). Согласно п.2.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил. Одним из показателей, характеризующих факторы среды обитания, является санитарно-эпидемиологическая безопасность питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. В нарушение требований ст.19 Федерального закона №52-ФЗ в связи с отсутствием предварительной очистки воды, транспортировкой готовой воды по трубопроводам, имеющим высокий процент износа, страдает качество воды, поставляемой потребителю, что подтверждается жалобами населения и объективными результатами исследовании я качества воды. Так, исходя из анализа качества воды в 2017 году 0,8% исследованной питьевой воды не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям, 1,2% - по санитарно-химическим показателям. За 2018 год в станице Голубицкой всего исследовалось 30 проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям, из них в 17 пробах выявлены отклонения от гигиенических нормативов, что составляет 56% (в 11 пробах по содержанию железа – 36%, в 6 пробах по содержанию хлоридов – 20%, в 2 пробах по содержанию аммиака – 6%, в 1 пробе по показателю общая жесткость – 3%). На микробиологические исследования отобрано 30 проб, из них в 8 пробах выявлены отклонения от гигиенических нормативов по содержанию общих колиформных бактерий (ОКБ), что составляет 26,6%. В 2019 году ухудшилось качество воды в подземных источниках Голубицкого сельского поселения: за 6 месяцев 2019 года 23% исследованной питьевой воды ст.Голубицкой не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям и 7,6% по санитарно-химическим показателям. Исходя из анализа качества питьевой воды, подаваемой потребителям станицы Голубицкой (разводящая сеть) установлено, что за 6 месяцев 2019 года – 406% исследованной питьевой воды не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям и 30,7% по санитарно-химическим показателям. Также, в ходе проверок, проводимых в отношении МБУ «Голубицкая ПЭС» в 2016-2019 годах, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выявлен ряд грубых нарушений требований санитарного законодательства, создающих потенциальную опасность для здоровья и жизни людей. Разводящие сети построены в разное время из различных материалов имеют высокий процент износа, достигающий 100%, что создает угрозу загрязнения воды во время транспортировки потребителю. На водопроводе МБУ «Голубицкая ПЭС» отсутствуют сооружения для обеззараживания воды. Данное обстоятельство в совокупности с неудовлетворительным состоянием водоводов, ненадлежащим содержанием зон санитарной охраны, отсутствием должной системы санитарной очистки населенных мест и сооружений по обезвреживанию и утилизации твердых бытовых отходов и канализационных стоков усугубляет ситуацию с состоянием качества питьевой воды, служит вторичным источником загрязнения питьевой воды и воды водоисточников, создает потенциальную опасность для здоровья и жизни людей. С 2016 года МБУ «Голубицкая ПЭС» не исполняются предписания территориального отдела в части разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений. Сложившаяся ситуация создает угрозу возникновения инфекционной (неинфекционной) заболеваемости, в том числе групповой. На протяжении ряда лет выявляемые Роспотребнадзором нарушения не устраняются. Юридическое лицо - МБУ «Голубицкая ПЭС» и его должностные лица, неоднократно привлекались к административной ответственности, как за выявляемые при проверках нарушения, так и за неисполнение выдаваемых предписаний. Качество воды напрямую влияет на здоровье человека. В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Эта же норма прописана и в п.4 ст.8 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, принятого решением № 185 XХХI сессии Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п.3 ч.1 ст.10 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, к полномочиям поселения отнесено: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В соответствии со ст.1 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация Голубицкого сельского поселения Темрюкского района. Согласно п.1.2 Устава МБУ «Голубицкая ПЭС», утвержденного постановлением администрации Голубицкого сельского поселения № 320 от 25.12.2012 года, учредителем предприятия является Голубицкое сельское поселение Темрюкского района. В адрес главы Голубицкого сельского поселения территориальным отделом направлялась информация о нарушении санитарного законодательства в вопросах снабжения питьевой водой населения сельского поселения. Кроме того, предложения по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению, ежегодно отражаются в государственном докладе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Темрюкском районе, а также озвучиваются на заседаниях Совета безопасности при главе администрации при подготовке к новому летнему сезону. В адрес территориального отдела был направлен план мероприятий по улучшению бесперебойного и безаварийного водоснабжения и повышению качества водоснабжения на территории Голубицкого сельского поселения Темрюкского района. Однако, принимаемые меры и проводимые мероприятия не привели к улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению по системе водоснабжения МБУ «Голубицкая ПЭС». На сегодняшний день, администрацией Голубицкого сельского поселения так и не предприняты реальные меры к устранению нарушений в системе водоснабжения, улучшению материально-технической базы водоснабжающей организации, по приведению качества питьевой воды, подаваемой потребителям к уровню гигиенических нормативов. Администрация Голубицкого сельского поселения ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по обеспечению населения водой надлежащего качества. Таким образом, деятельность ответчиков по снабжению питьевой водой населения ведется с грубыми нарушениями требований санитарного законодательства: добываемая подземная воды не соответствует гигиеническим требованиям, водоподготовка перед подачей воды в водопроводную сеть ответчиком не проводится, в результате потребители получают воду, не отвечающую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что создает угрозу жизни и здоровью людей постоянно либо временно проживающих в станице Голубицкой Темрюкского района.
В судебное заседание представители истца Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю – начальник территориального отдела Севостьянова Г.Н. и главный специалист-эксперт Кулакова Е.С., действующие на основании доверенностей, уточнили исковые требования, просили признать действия МБУ «Голубицкая ПЭС», выразившиеся в грубом нарушении обязательных требований санитарного законодательства, противоправными. Обязать МБУ «Голубицкая ПЭС» устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: п.п.3.1, 3.2, 3.3 таб.1, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; пп. «б, в» п.34 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2013г. №644, а именно: обеспечить подачу населению Голубицкого сельского поселения Темрюкского района качественной воды, безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу. Признать незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий, требуемых для устранения выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства в деятельности МБУ «Голубицкая ПЭС». Обязать администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района произвести финансирование вышеуказанных мероприятий по приведению водоснабжения в соответствие с требованиями санитарного законодательства. Обязать ответчиков довести до сведения потребителей через средства массовой информации в десятидневный срок решение суда.
Представитель ответчика администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Харченко И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с исковыми требования Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, предоставив письменные возражения относительно иска, согласно которым Администрация Голубицкого сельского поселения принимает все возможные меры для устранения нарушений в системе водоснабжения, а именно: выделены средства для разработки зон санитарной охраны источников водоснабжения и на проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. В 2019 году из бюджета поселения предоставлено субсидий МБУ «Голубицкая ПЭС» на сумму 4 535 960,00 рублей. На эти деньги проведены мероприятия по очистке резервуаров и замена ветхих линий водопровода. Помимо этого в июле – августе 2019 года проведены работы по очистке, реагентной обработке и дезинфекции скважин № 8, 10, ремонту и восстановлению дебита скважин № 9, 10. Приобретены насосы и другое оборудование на общую сумму 1 831 734,00 рублей. Годовой бюджет Голубицкого сельского поселения на 2019 год составляет 24 600 000,00 рублей. В 2018 году из бюджета поселения предоставлено субсидий МБУ «Голубицкая ПЭС» на сумму 4 054 065,00 рублей на замену водопроводной сети. Годовой бюджет на 2018 год составлял 21 000 000,00 рублей. В 2017 году из бюджета поселения предоставлено субсидий МБУ «Голубицкая ПЭС» на сумму 5 784 721,00 рублей. Из них: на ремонт ограждения и въездных ворот территории скважин. За счет этих средств произведен ремонт ограждения и въездных ворот скважин № 3, 8, 9, а также головного водозабора. Также приобретено дополнительное оборудование на 2 445 721,00 рублей; средства на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения в сумме 74 000,00 рублей; на приобретение материалов и фурнитуры для ремонта системы водоснабжения, проведению ремонтных работ и замене водопроводных труб в сумме 3 265 000,00 рублей. Таким образом, за 3 года администрацией поселения выделено на развитие водоснабжения денежных средств в сумме 16 206 480,00 рублей, что при небольшом бюджете поселения является существенной суммой, выделяемой на развитие водоснабжения. В связи с чем, представитель сельской администрации считает доводы истца о бездействии администрации Голубицкого сельского поселения, выразившиеся в отсутствие финансирования, несостоятельными и не соответствующими действительности.
Представители ответчика МБУ «Голубицкая ПЭС» Малина А.Н., действующий на основании доверенности, в суде возражал против исковых требований, просил в удовлетворении иска Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к МБУ «Голубицкая ПЭС» отказать, при этом, предоставил письменные возражения директора МБУ «Голубицкая ПЭС» Вейманова В.А. на исковое заявление, согласно которым МБУ «Голубицкая ПЭС» является ресурсоснабжающей организацией на территории Голубицкого сельского поселения. Снабжает водой население и объекты хозяйственной деятельности. Для питьевого водоснабжения эксплуатируются подземные водоносные горизонты посредством восьми артезианских скважин. Система водоснабжения в Голубицком поселении организованна следующим образом: вода из артскважин посредством насосов подается в резервуары чистой воды, расположенные на водозаборе на ул.Степная ст.Голубицкая, далее под давлением подается в резервуар чистой воды на пер.Веселый откуда самотеком поступает в разводящую сеть населенного пункта. Перед подачей воды потребителям ежемесячно проводится обработка воды путем хлорирования, о чем имеются акты о проведении промывки и дезинфекции трубопроводов (сооружений) хозяйственно-питьевого водоснабжения. Следует отметить, что после обработки резервуаров чистой воды и трубопроводов последующие испытания питьевой воды на предмет контроля качества и соответствию гигиенических требований показывают, что данные меры по соблюдению качества подаваемой воды являются действенными, то есть качество воды соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01, что подтверждается протоколами испытаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.02.2019г., 25.04.2019г., 31.05.2019г., 31.07.2019г., 16.08.2019г. Артскважины защищены от доступа посторонних лиц, ограждены забором с нанесением знаков «Зона санитарной охраны. Посторонним вход и въезд строго запрещен». Ограждения заперты на замок. Управление Федеральной службы в иске указывает о неисполнении предписаний в части разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений, однако МБУ «Голубицкая ПЭС» данные предписания исполнены в полном объеме. А именно: разработан проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин МБУ «Голубицкая ПЭС» в Темрюкском районе Краснодарского края. Получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 11.07.2019г., которым удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на несоблюдение которых указывает в своем иске Управление Федеральной службы (истец). Данное заключение выдано за подписью Главного государственного санитарного врача Севостьяновой Г.Н.. Основанием для признания представленного проекта соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам является экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы №1310/ОИ от 02.07.2019г. В связи с изложенным директор МБУ «Голубицкая ПЭС» считает исковые требования в части обеспечения подачи МБУ «Голубицкая ПЭС» населению Голубицкого поселения качественной воды, безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу и в части разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений несостоятельными и просит суд отказать в исковых требований в этой части.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Уполномоченным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 года № 988), Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п.1 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае (утв.приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012г. №709) территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее по тексту – Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Темрюкском районе) является территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю.
В соответствии с пунктом 8.40 Положения Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предъявляет иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращается в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Пунктом 1 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (утв. приказом Управления от 17.08.2017 года № 112) установлено, что территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (далее по тексту - территориальный отдел) является структурным подразделением Управления и осуществляет свою деятельность на территории Темрюкского района.
Согласно п.7.35 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе, утв. приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 24.06.2013 года № 137, территориальный отдел вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно п.7 ч.4 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно ч.1 ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 данного Закона, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41) и на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям (статья 42). Реализация этих конституционных прав невозможна без обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определенного в ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ, как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на него, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Основной задачей Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как условия реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, которое регулируется в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, издаваемыми уполномоченными государственными органами.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни и здоровью человека.
Как установлено судом и не опровергается сторонами, МБУ «Голубицкая ПЭС» снабжает питьевой водой население и объекты хозяйственной деятельности станицы Голубицкая Темрюкского района Краснодарского края. Для питьевого водоснабжения эксплуатируются подземные водоносные горизонты посредством артезианских скважин. Система водоснабжения в станице Голубицкой организована следующим образом: вода из артезианских скважин посредством насосов подается в резервуары чистой воды, расположенные на водозаборе по адресу: ст.Голубицкая, ул.Степная), далее под давлением подается в резервуар чистой воды на пер.Веселый откуда самотеком поступает в разводящую сеть населенного пункта. Обработка воды перед подачей потребителям не проводится, то есть по системе водопроводов к потребителю поступает природная вода.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правилам контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, устанавливают санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПиН 2.1.4.1074-01). Согласно п.2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.
В соответствии со ст.45 Федерального закона №52-ФЗ социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 30.12.2006 года № 810 «О перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга» для мониторинга определены химические, биологические и социальные факторы состояния здоровья будущих поколений.
Одним из показателей, характеризующих факторы среды обитания, является санитарно-эпидемиологическая безопасность питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
В силу п.4.8 СанПиН 2.1.4.1074-01 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения Роспотребнадзора в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
В соответствии с п.4 ст.25 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнений исследований (испытаний) качества питьевой воды (п.4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Показатели для оценки воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения определяются в соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (пункты 3.3, 3.4, 3.4.2, 3.6).
Как следует из материалов дела, Территориальный отдел проводит социально-гигиенический мониторинг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 года № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга». В силу необходимости специальных познаний, оборудования и материалов лабораторные исследования питьевой воды поручены Анапскому филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае».
Анапскмм филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» в территориальный отдел направляются сведения о проведенных исследованиях в рамках санитарно-гигиенических мероприятий.
В нарушении требований ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ в связи с отсутствием предварительной очистки воды, транспортировкой готовой воды по трубопроводам, имеющим высокий процент износа, страдает качество воды, поставляемой потребителю, что подтверждается жалобами населения и объективными результатами исследования качества воды.
Как следует из материалов дела, исходя из анализа качества воды в 2017 году 0,8% исследованной питьевой воды не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям, 1,2% - по санитарно-химическим показателям. За 2018 год в станице Голубицкой всего исследовалось 30 проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям, из них в 17 пробах выявлены отклонения от гигиенических нормативов, что составляет 56% (в 11 пробах по содержанию железа – 36%, в 6 пробах по содержанию хлоридов – 20%, в 2 пробах по содержанию аммиака – 6%, в 1 пробе по показателю общая жесткость – 3%). На микробиологические исследования отобрано 30 проб, из них в 8 пробах выявлены отклонения от гигиенических нормативов по содержанию общих колиформных бактерий (ОКБ), что составляет 26,6%. В 2019 году ухудшилось качество воды в подземных источниках Голубицкого сельского поселения: за 6 месяцев 2019 года 23% исследованной питьевой воды ст.Голубицкой не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям и 7,6% по санитарно-химическим показателям. Исходя из анализа качества питьевой воды, подаваемой потребителям станицы Голубицкой (разводящая сеть) установлено, что за 6 месяцев 2019 года – 406% исследованной питьевой воды не соответствовало санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям и 30,7% по санитарно-химическим показателям.
СанПиН 2.1.4.1074-01 регламентированы требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения, ее безопасности в химическом, микробиологическом, радиационном отношении. Согласно положениям п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, п.3.2. качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как следует из материалов дела, в ходе проверок, проводимых в отношении МБУ «Голубицкая ПЭС» в 2016-2019 годах, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выявлен ряд грубых нарушений требований санитарного законодательства, создающих потенциальную опасность для здоровья и жизни людей.
Разводящие сети построены в разное время из различных материалов имеют высокий процент износа, достигающий 100%, что создает угрозу загрязнения воды во время транспортировки потребителю.
На водопроводе МБУ «Голубицкая ПЭС» отсутствуют сооружения для обеззараживания воды. Данное обстоятельство в совокупности с неудовлетворительным состоянием водоводов, ненадлежащим содержанием зон санитарной охраны, отсутствием должной системы санитарной очистки населенных мест и сооружений по обезвреживанию и утилизации твердых бытовых отходов и канализационных стоков усугубляет ситуацию с состоянием качества питьевой воды, служит вторичным источником загрязнения питьевой воды и воды водоисточников, создает потенциальную опасность для здоровья и жизни людей.
Истцом в материалы дела представлены документы, подтверждающие неоднократное привлечение к административной ответственности юридическое лицо МБУ «Голубицкая ПЭС» и его должностных лиц, за нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а так же за неисполнение выдаваемых предписаний об устранении вышеуказанных нарушений.
Суд критически относится к доводам ответчиков о необоснованности исковых требований Роспотребнадзора в виду отсутствия бездействия со стороны сельской администрации, так как за последние три года администрацией поселения выделено на развитие водоснабжения денежных средств на сумму 16 206 480,00 рублей, по тем основаниям, что приведенные администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района цифры и цели, на которые они были выделены, свидетельствуют о деятельности, направленной на ремонт, модернизацию и эффективность системы водоснабжения, но не на улучшение качество самой питьевой воды, подаваемой населению, на соответствие воды санитарно-эпидемиологической безопасности.
Таким образом, выявленные в ходе неоднократных проверок истцом в отношении МБУ «Голубицкая ПЭС» нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на протяжении длительного времени не устраняются, действия МБУ «Голубицкая ПЭС» по предоставлению потребителям питьевой воды, не отвечающей требованиям качества и безопасности, нарушает права и законные интересы определенного круга потребителей.
С 2016 года МБУ «Голубицкая ПЭС» не исполняются предписания территориального отдела в части разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений. Сложившаяся ситуация создает угрозу возникновения инфекционной (неинфекционной) заболеваемости, в том числе групповой.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (п.2 ст.4 Закона о защите прав потребителей).
Пунктом 1 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работа, услуга) для жизни и здоровья потребителя и окружающей среды, а так же предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (п.2 ст.7 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Подпунктами «б», «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды; обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и(или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Эта же норма прописана и в пункте 4 статье 8 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, принятого решением № 185 XХХI сессии Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.10 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, к полномочиям поселения отнесено: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст.1 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация Голубицкого сельского поселения Темрюкского района.
Согласно п.1.2 Устава МБУ «Голубицкая ПЭС», утвержденного постановлением администрации Голубицкого сельского поселения № 320 от 25.12.2012 года, учредителем предприятия является Голубицкое сельское поселение Темрюкского района.
Как следует из материалов дела, истец в адрес главы Голубицкого сельского поселения направлял информация о нарушении санитарного законодательства в вопросах снабжения питьевой водой населения сельского поселения, что подтверждается письмом от 14.05.2018 года № 27/1002-18-24.
Как установлено судом, с 2016 года администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района предприняты меры для разработки инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, целью которой является ремонт и улучшение качества водоотведения. Однако на сегодняшний день, администрацией Голубицкого сельского поселения так и не предприняты реальные меры к устранению нарушений в системе водоснабжения, улучшению материально-технической базы водоснабжающей организации, по приведению качества питьевой воды, подаваемой потребителям к уровню гигиенических нормативов.
Таким образом, деятельность ответчиков по снабжению питьевой водой населения ведется с грубыми нарушениями требований санитарного законодательства: добываемая подземная вода не соответствует гигиеническим требованиям, водоподготовка перед подачей воды в водопроводную сеть ответчиком не проводится, в результате потребители получают воду, не отвечающую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что создает угрозу жизни и здоровью людей постоянно либо временно проживающих в станице Голубицкой Темрюкского района Краснодарского края.
Под неопределенным кругом потребителей понимается количественно не установленный, но положительно многочисленный состав потенциальных истцов, не позволяющих привлечь к участию в процессе всех пострадавших от действий (бездействий) одного и того же ответчика, объединенных общностью предмета и основания иска. При предъявлении иска в защиту интересов неопределенного круга потребителей преследуется, в первую очередь, публичный интерес - пресечение противоправной деятельности в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» и Администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района о защите прав неопределенного круга лиц потребителей.
Признать противоправными действия МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба», выразившиеся в грубом нарушении обязательных требований санитарного законодательства.
Обязать МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: п.п.3.1, 3.2, 3.3 таб.1, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; пп. «б, в» п.34 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2013г. №644, а именно: обеспечить подачу населению Голубицкого сельского поселения Темрюкского района качественной воды, безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу.
Признать незаконным бездействие Администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий, требуемых для устранения выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства в деятельности МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба».
Обязать Администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района произвести финансирование вышеуказанных мероприятий по приведению водоснабжения в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
Обязать МБУ «Голубицкая производственно-эксплуатационная служба» и Администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района довести до сведения потребителей через средства массовой информации в десятидневный срок решение суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Ю. Артёмова
Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2019 года