Судья: Жирнов М.Л. Дело № 33-11903/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Немовой Т.А.,
судей Карташова А.В., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Мадьярове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 апреля 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – управления Пенсионного фонда РФ № 34 по г. Москве и Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 25 декабря 2017 года по делу
по иску Чертищева С.Е. к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда РФ № 34 по г. Москве и Московской области о включении в специальный трудовой стаж периода службы, перерасчете пенсии,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.
УСТАНОВИЛА:
Чертышев С.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 34 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии Пенсионного фонда о не включении в стаж работы в районах Крайнего Севера службу в Отделе пожарной охраны № 18 ГУПО МВД СССР с 11.04.1985 по 11.04.1988 года, обязании ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера службу в Отделе пожарной охраны № 18 ГУПО МВД СССР с 11.04.1985 по 11.04.1988 года, обязать произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработка в размере 1,4 с даты обращения за назначением пенсии, то есть с 25.11.2016 года.
В обоснование иска указал, что обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 25.11.2016 года. Пенсия была назначена по смешанному стажу в соответствии с ч.1 ст.33 ФЗ «О страховых пенсиях». В специальный стаж не был включен стаж службы в Отделе пожарной охраны № 18 ГУПО МВД СССР с 11.04.1985 по 11.04.1988 года, как работа в районах Крайнего Севера. При назначении пенсии истцу был применён заниженный коэффициент. Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с применением повышенного коэффициента. Перерасчет пенсии истца был произведен с 01.11.2017 года. Истец считает, что перерасчет должен быть произведен с 25.11.2016 года.
Решением Можайского городского суда Московской области от 25.12.2017 года иск удовлетворен. Признан незаконным отказ ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера Чертищева С.Е. службу в Отделе пожарной охраны № 18 ГУПО МВД СССР с 11.04.1985 по 11.04.1988 года. На ответчика возложена обязанность включить в стаж работы в районах Крайнего Севера Чертищева С.Е. службу в Отделе пожарной охраны № 18 ГУПО МВД СССР с 11.04.1985 по 11.04.1988 года и произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработка в размере 1,4 с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 25.11.2016 года.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить, в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон, извещенных о времени слушания дела (л.д.88, 89).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене, по следующим основаниям.
Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
В связи со вступлением в законную силу 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону №400-ФЗ.
Согласно п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015 года, за исключением отдельных положений, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц и Федеральном законе РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона №ФЗ-400 применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (ч. 2 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).
Как установлено судом, истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 25.11.2016 года.
Решением комиссии Пенсионного фонда досрочная страховая пенсия по старости назначена истцу 28.11.2016 года. Право на льготное пенсионное обеспечение истцу определено по ч.1 ст.33 ФЗ «О страховых пенсиях» по смешанному стажу, поскольку в представленной трудовой книжке имеются записи о работе в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. На дату назначения общий стаж составил 34 года, льготный – 20 лет 8 месяцев 05 дней (12 лет 02 месяца 10 дней работа на Крайнем Севере и 8 лет 00 месяцев 2 дня водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах). В стаж работы истца на Крайнем Севере не принят период службы в отделе пожарной охраны №18 ГУПО МВД СССР от 11.04.1985 года по 11.04.1988 года – 3 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж (на Крайнем Севере) периода службы в отделе пожарной охраны №18 ГУПО МВД СССР от 11.04.1985 года по 11.04.1988 года, суд первой инстанции исходил из того, что Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590, а также Законом РФ от 20.11.1992 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось включение службы в специальный стаж.
Судебная коллегия с данными выводами суда не соглашается, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, что является основанием в силу ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (пункт 4).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством зачет периодов прохождения службы, приравненной к военной, в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", учитываются только в страховой стаж (но не в специальный стаж).
Ранее действующий Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможности зачета в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периодов службы в ОВД. Статьей 90 названного Закона предусмотрено включение службы в ОВД в общий трудовой стаж.
Кроме того, данный Закон не действовал в период прохождения истцом службы (с 1985 по 1988 г.г.), что не позволяет применять нормы этого закона к спорным правоотношениям.
Нормативным правовым актом, регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являлось Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее Положение N 590).
В подп. "к" п. 109 Положения N 590 было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения N 590).
Таким образом, в соответствии с п. 109 Положения N 590 возможность приравнивания периода военной службы к работе, предшествующей данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, по выбору обратившегося, предусмотрена только для определенных в данном пункте случаев назначения на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности, к которым назначение льготной пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (п. "д" п. 16), не относится.
При этом доказательств того, что работа, предшествовавшая периодам прохождения истцом службы в Отделе пожарной охраны № 18 ГУПО МВД СССР, либо следовавшая за окончанием данных периодов, является подземной работой, работой с вредными либо тяжелыми условиями труда, работой в горячих цехах либо на предприятии текстильной промышленности, в материалах дела не имеется и истцом не представлено, истец в иске претендовал на включение периода службы в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (стаж в районах Крайнего Севера и т.п.), что также соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", (действовавшего до издания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30), согласно которому период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает вывод суда о включении в специальный стаж истца в районах Крайнего Севера периода службы в отделе пожарной охраны МВД с 11.04.1985 года по 11.04.1988 года незаконным, ввиду того, что по ранее действовавшему пенсионному законодательству время службы в органах внутренних дел засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера.
Истец ссылается на распространение на спорные периоды службы льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года.
Однако суд апелляционной инстанции с указанными доводами истца согласиться не может.
Так, в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 25.03.1968 года N 181 солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из приведенного нормативного акта не усматривается его распространение на лиц, находившихся службе в органах МВД, в связи с чем, доводы истца в данной части коллегией отклоняются как основанные на неверном применении норм права.
Также судебная коллегия считает незаконным решение суда в части обязания ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработка в размере 1.4 с 25.11.2016 года, по следующим основаниям.
Перерасчет пенсии с учетом повышенного коэффициента к заработной плате Чертищеву С.Е был произведен 01.11.2017 года в соответствии со ст.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-Ф3, как застрахованному лицу, проживавшему по состоянию на 01.01.2002г в районах Крайнего Севера. Перерасчет был произведен на основании представленной в октябре 2017года справке от 11.10.2017г ЖЭУ №3 Жилищно - коммунального треста г. Северодвинска о постоянном проживании с 26.10.1992г по 01.01.2006года по адресу: <данные изъяты>
На дату назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» истцом были представлены: паспорт гражданина РФ от 12.12.2006 года г с регистрацией по месту жительства <данные изъяты> с 30.12.2005 года (других отметок в паспорте о месте проживания нет); трудовая книжка от 29.08.1979г., в которой отражены периоды работы: с 04.10.2001 г. по 30.11.2001г. в ЗАО Таксомоторный парк №20 г. Москва; с 25.01.2002г. по 22.07.2002г. в ГУП «Мосгортранс» ДГУП 6-ой Автобусный парт» г. Москва.
На дату назначения (26.11.2016года) согласно документов представленных истцом не прослеживалось его проживание в районах Крайнего Севере на 01.01.2002г.
Поскольку в октябре 2017 года истцом была представлена справка о проживании истца в районах Крайнего Севера, то перерасчет с 01.11.2017г истцу произведен правильно, в соответствии п.1 ст. 23 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 1 го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии.
С учетом изложенного, поскольку судебная коллегия считает незаконным решение суда, то оно подлежит отмене, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 25 декабря 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Чертищева С.Е. к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда РФ № 34 по г. Москве и Московской области о включении в специальный трудовой стаж периода службы в отделе пожарной охраны №18 ГУПО МВД СССР с 11.04.1985 года по 11.04.1988 года и обязании произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработков в размере 1.4 с 25.11.2016 года отказать.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения – управления Пенсионного фонда РФ № 34 по г. Москве и Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи