Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-104/2021 (2-1940/2020;) ~ М-1899/2020 от 25.11.2020

УИД 63RS0042-01-2020-003016-21 Дело № 2-104/21 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 15 января 2021 года

Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего Маркеловой М.О.,

при секретаре Алехиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-104/21 по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО3, ФИО2 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа.

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с иском об изъятии у ответчиков ФИО3 и ФИО2 жилого помещения путем выкупа 1/2 доли жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, у каждого, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за <...> рублей. Прекратить право собственности ФИО3, ФИО2 на 1/2 долю каждого на жилое помещение находящееся по адресу: <адрес>, и снять ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации ФИО3, ФИО2, признать право собственности на вышеуказанное жилое помещение за муниципальным образованием городской округ Самара. В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера А, признан аварийным, подлежащим сносу и включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684. Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области. Постановлением администрации г.о. Самара от 25.05.2020 № 422 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. Согласно выписке из ЕГРН от <дата> ФИО3 и ФИО2 являются собственниками 1/2 доли в праве собственности на указанное жилое помещение, каждый. В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, в связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд, собственнику вышеуказанного жилого помещения, направлено уведомление от 09.06.2020 № 15-07-25/18938 с приложенным постановлением Администрации г.о. Самара от 25.05.2020 № 422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых (нежилых) помещений, расположенного на нем многоквартирного дома. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 54,1 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, выполненному ООО «Эксперт-Центр», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1537356 рублей. В соответствии с вышеуказанным отчетом от 26.08.2020 Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд. Уведомление от 09.09.2020 № 15-07-25/30758, а также проект Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлены Департаментом в адрес ответчиков 09.09.2020. Однако ответчики до настоящего времени не выразили своего согласия на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям и просила их удовлетворить.

Ответчики ФИО3 и ФИО2 в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке заочного производства.

Возражений относительно исковых требований ответчики не представили и не просили о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 32 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как следует из материалов дела, распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 21.12.2011 № 2618/02-р, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера А, признан аварийным, подлежащим сносу и включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684.

Постановлением администрации г.о. Самара от 25.05.2020 № 422 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата> ФИО3 и ФИО2 являются собственниками 1/2 долей в праве собственности на указанное жилое помещение, по адресу: <адрес>, каждый.

Постановлением правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 утверждена государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 года.

Уведомление от 09.06.2020 № 15-07-25/18938 с приложенным постановлением Администрации г.о. Самара от 25.05.2020 № 422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых (нежилых) помещений, расположенного на нем многоквартирного дома, направлено ответчикам.

Согласно отчету об оценке ООО «Эксперт-Центр» № 81-24/08-20 от 26.08.2020 размера возмещения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленным истцом, размер таковой определен в сумме в <...> рублей.

Суд признает данный отчет допустимым доказательством, оснований не доверять указанному отчету у суда не имеется.

Уведомление от 09.09.2020 № 15-07-25/30758, а также проект Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлены Департаментом в адрес ответчиков 09.09.2020.

Однако до настоящего времени ответчики свое согласие на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение, не выразили.

В соответствии с п. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Исходя из совокупности представленных суду доказательств и их взаимосвязи, суд приходит к выводу, о наличии законных оснований для изъятия у ответчиков ФИО3 и ФИО2 жилого помещения путем выкупа.

Таким образом, заявленные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-236 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара удовлетворить.

Изъять у ФИО3, ФИО2 путем выкупа 1/2 доли жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, у каждого, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за <...> рублей.

Настоящее решение суда является основанием для прекращении права собственности ФИО3, ФИО2 на 1/2 долю каждого на жилое помещение находящееся по адресу: <адрес>, и снятии ФИО3, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Настоящее решение суда является основанием для возникновения права собственности за муниципальным образованием городской округ Самара на объект недвижимости – жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, после выплаты Департамента управления имуществом г.о.Самара, возмещения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.01.2021.

Судья М.О. Маркелова

2-104/2021 (2-1940/2020;) ~ М-1899/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Панфилова А.А.
Зевалев А.А.
Другие
Зелецкая А.В.
Управление МВД России по г.Самаре
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Маркелова М. О.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
25.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2020Судебное заседание
15.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.02.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
09.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее