Гражданское дело №2-50/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино 16 марта 2022 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Агатаевой О.А.,
при секретаре Кривошеевой Е.А.,
с участием: представителя истца – МУ Администрация Макушинского муниципального округа Курганской области в лице Ивановой Н.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2022,
представителя ответчик Смирных Т.В., действующей на основании доверенности от 27.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МУ Администрация Макушинского муниципального округа Курганской области к Богданову С.С. о возврате социальной выплате в размере 354 000 рублей,
установил:
МУ Администрация Макушинского муниципального округа Курганской области обратилась с исковыми требованиями к Богданову С.С. о возврате социальной выплате в размере 354 000 рублей, полученной в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013г №474 «О государственной программе Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 214-2017 годы и на период до 2020 года» в бюджет Курганской области.
В обосновании своих исковых требований представитель истца указал, что в 2016году Богданов С.С. являлся получателем социальной выплаты по вышеуказанной программе. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Департамент и Финансовое управление Курганской области в соответствии с действующим законодательством. При проведении проверки предоставленных документов Богдановым С.С. выявлены нарушения:
- в заявлении на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности от 26.02.2014 не указана категория получателя социальной выплаты. Согласно п. 4 приложения 1 к государственной программе Курганской области органы местного самоуправления до 10 октября предшествующему планируемому, предоставляют в Департамент бюджетные заявки, сведения и списки участников мероприятий – получателей социальных выплат, следовательно ответчик мог получить социальную выплату в 2015г, фактически социальная выплата получена в 2016г.;
- в списке участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 214-2017 годы и на период до 2020 года» по Макушинскому району на 2016г., утвержденным директором Департамента
агропромышленного комплекса 27.04.2016г. Богданов С.С. указан в качестве молодого специалиста. Согласно трудового договора № от 28.01.2014, ответчик принят на работу в ООО «Русь» по профессии водитель. В нарушение абз.1 подп. 2 п. 33 Положения, подп.2 п. 39 Положения отсутствуют документы, подтверждающие наличие законченного высшего (среднего профессионального) образования;
- согласно представленной справки ООО «Русь» от 30.10.2020 ответчик работал с 28 января 2014г. по ноябрь 2020г. в качестве водителя, что противоречит данным трудовой книжки (периоды: 28.01.2014-31.10.2019, 06.04.2020-07.10.2020);
- в нарушение подп.7 п. 39 Положения не предоставлены документы, подтверждающие признание Богданова С.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- в нарушение абз. 5 подп.2 п.33 Положения, подп.8 п.39 Положения отсутствуют документы, подтверждающие наличие у заявителя собственных или заемных средств на момент предоставления заявления и приложением установленных документов. Заявление об наличии датируется 26.02.2014, свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности выдано Департаментом 27.04.2016, предоставлена копия сберкнижки по состоянию на 13.05.2016;
- в нарушение подп.9 п. 39 Положения вместо копии технического паспорта на приобретаемое жилое помещение предоставлен кадастровый паспорт здания.
В соответствии с п.41 Положения предоставление и использование социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам осуществлялось в порядке, предусмотренном пунктами 8-18 и 21-32 Положения.
В нарушение п.41 Положения отсутствуют документы, подтверждающие соответствие жилого помещения требованиям, установленным в п. 9 Положения, в соответствии с п. 10 Положения.
В ходе проведения выездной проверки 16.11.2020 установлено, что в приобретенном жилье отсутствует инженерная система водоотведения.
Администрацией Макушинского муниципального округа 23.11.2021 Богданову С.С. направлена претензия, согласно которой ответчику предлагалось осуществить возврат социальной выплаты в добровольном порядке. Претензия ответчиком получена, меры по возврату в бюджет Курганской области социальной выплаты, полученной на улучшение жилищных условий не приняты.
В судебном заседании представитель МУ Администрация Макушинского муниципального округа Курганской области Иванова Н.А. поддержала исковые требования, дав пояснения в соответствии с иском.
Ответчик Богданов С.С. в судебное заявление не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени рассмотрения дела. Представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013г №474 закреплен порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований <адрес>.
Кроме того, Богданов С.С. в соответствии с Положением предоставил в Администрацию Макушинского района все необходимые документы, после чего он был включен в Список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области. В связи с этим между Администрацией Макушинского района, работодателем ООО «Русь» и Богдановым С.С. был подписан трехсторонний договор №2 от 20.04.2016. Подтверждением того, что ответчик в адрес истца Администрации Макушинского района предоставил весь пакет документов, необходимый для получения социальной выплаты является подписанный между сторонами трехсторонний договор №2 от 20.04.2016 и документы, представленные в исковом заявлении. Согласно п. 6.4 Договора установлено, что договор вступает в силу с момента его подписания представителями обеих сторон и действует до 20.04.2021. С доводом истца о том, что в заявлении на включение в состав участников мероприятий, ответчик не указал категорию получателя социальной выплаты не согласен, так как при обращении с указанным заявлением органы исполнительной власти обязаны были предоставить образец заявления с указанием категории получателя социальной выплаты. Кроме того, если бы в период действия заключенного договора были направлены требования (претензия) о допущенном нарушении, то было бы предоставлено другое заявление, предусмотренное требованиям Положения. К тому же, истец в исковом заявлении указывает, что в списке участников мероприятий – получателей социальных выплат ответчик указан в качестве молодого специалиста, т.е. категория определена. Следовательно, довод истца об отсутствии у ответчика категории получателя социальной выплаты не соответствует действительности и предоставленными документами. Также ответчиком предоставлены документы, подтверждающие о том, что ответчик нуждается в улучшении жилищных условий. Довод истца об отсутствии документов, подтверждающие наличие законченного высшего (среднего) профессионального образования опровергаются представленными документами, а именно копией аттестата об основном общем образовании и свидетельство о профессии - водитель. В трудовом договоре № от 28.01.2014 указано, что ответчик принят на работу в ООО «Русь» по профессии водитель. Кроме того, если б в период действия заключенного с ответчиком трехстороннего договора в адрес Богданова С.С. были направлены требования (претензия) о предоставлении дополнительных документов об образовании, то было б предоставлено: свидетельство о прохождении обучения в ГБПОУ «Макушинском многопрофильном техникуме» по программе профессиональной подготовки «Тракторист категории «В» «С» и «Е» и свидетельство о прохождении обучения в Петуховском АШ ДОСААФ по программе «подготовка водителей т/с категории «С». С доводом истца о том, что согласно предоставленной справки ООО «Русь» от 30.10.2020 ответчик работал с 28 января 2014 г. по ноябрь 2020 г. в качестве водителя, что противоречить данным трудовой книжки, не согласен, так как в одной из справок от 30.10.2020 ООО «Русь» указано, что Богданов С.С. действительно работает с 28.01.2014 водителем по настоящее время. В связи с сезонным характером работ (посевные, уборочные работы) ООО «Русь» временно увольняет работника с постановкой в Макушинский центр занятости сроком на 6 месяцев. Договором №2 от 20.04.2016 не установлено, что в период действия договора Богданов обязан непрерывно работать в ООО «Русь». Как указано в п. 3.3.2 Договора №2 от 20.04.2016 установлено что он обязан работать по данному
договору не менее 5 лет в ООО «Русь». Согласно трудовой книжки, Богданов на протяжении 5 лет состоял в трудовых отношениях с ООО «Русь». Также предоставленными истцом документами в материалы дела подтверждено, что у истца имелись документы и сведения о том, что ответчик обладал наличными денежными средствами, которые были переданы «продавцам» в момент подписания договора купли-продажи жилого дома. Также истцом предоставлены: копия технического паспорта на жилой дом, копия кадастрового паспорта на жилой дом и копия 2 (трех) выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним от 19.10.2016, следовательно довод истца об отсутствии у него технического паспорта не соответствует действительности и в период действия заключенного трехстороннего договора не была направлена соответствующая претензия о предоставлении технического паспорта на жилой дом. Претензия № от 23.11.2021 направлена в адрес Богданова за пределами срока действия договора и срока исковой давности.
Представитель ответчика по доверенности Смирных Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, дав пояснения согласно отзыва на исковое заявление истца.
Привлеченные к участию в деле по инициативе суда третьи лица – представитель Департамента Агропромышленного комплекса <адрес>, представитель Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, представитель ООО «Русь», Богданова Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.В. и Б.А., в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, в отзыве на исковое заявление указал, что между Администрацией и Департаментом заключено соглашение от 15.03.2016 № о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования Макушинского района Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017гг. и на период до 2020 года» на 2016г., которым предусмотрено осуществление контроля Департаментом за выполнением муниципальным образованием обязательств. В соответствии с указанным Соглашением Департамент доводит бюджетные средства до органов местного самоуправления на осуществление мероприятий по программе и осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств Администрацией.
Третье лицо Богданова Е.В. в ходатайстве просило дело рассмотреть в её отсутствие, с исковыми требованиями не согласна, поддерживает доводы, изложенные в возражениях ответчика Богданова С.С.
Представитель третьего лица ООО «Русь» в ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие, с иском к Богданову С.С. не согласен.
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области в отзыве просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, указал, что исполнителем по программе «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017гг. и на период до 2020 года» не является, заявленные требования не затрагивают интересы Департамента.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся сторон.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1).
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий («а», «б», «г» названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Согласно подпункту «б» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией.
Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт «а» пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» пункта 43 названного положения (пункт «б» пункта 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474 утверждена государственная Программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период с 2020 года» (далее - программа).
Данной программой определены условия и порядок предоставления в Курганской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, которые аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
В соответствии с подп. 2 п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам,
проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам одним из условий предоставления социальной выплаты является работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности.
15.03.2016 между Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области и Администрацией Макушинского района Курганской области заключено соглашение № о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования Макушинского района Курганской области на реализацию мероприятий государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017гг. и на период до 2020 года» на 2016г.
Из материалов дела следует, что Богданов С.С. с 24.03.1993 зарегистрирован и проживает в сельской местности по адресу: <адрес>.
На основании трудовых договоров № от 28.01.2014 и 06.04.2020 Богданов С.С. состоит в трудовых отношениях с ООО «Русь», что подтверждается данными трудовой книжкой (л.д. 14-15, 92-93).
Основное направление деятельности ООО «Русь» – выращивание зерновых культур.
На основании акта обследования бытовых условий от 06.02.2014 постановлением Главы Золотинского сельсовета Макушинского района от 06.02.2014 № семья Богданова С.С., состоящая из трех человек, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий (л.д. 11,19).
26.02.2014 Богданов С.С. обратился в Администрацию Макушинского района с заявлением о включении его с составом семьи из 3 человек (Богданов С.С., Богданова Е.В. – жена, Б.В.– несовершеннолетний ребенок) в состав участников программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» для улучшения жилищных условий путем приобретения жилого дома в <адрес>. В заявлении не указал категорию - молодая семья, молодой специалист (л.д. 18).
05.04.2016 Главой Макушинского района утвержден список участников мероприятий получателей выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по Макушинскому району на 2016г., в котором ФИО1 включен по категории «молодой специалист» (л.д. 128).
26.02.2014 семья Богданова заключили предварительный договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Стоимость жилого дома и земельного участка стороны определили в размере 701000 руб., дом оценен по соглашению сторон в 700 000 руб., земельный участок – 1 000 руб. (л.д. 25).
05.10.2016 на основании договора купли-продажи жилого дома Богданов С.С. приобрел в общую долевую собственность указанный жилой дом (л.д. 38-39).
20.04.2016 между МКУ Администрация Макушинского района Курганской области, ООО «Русь» (работодатель) и гражданином – участником мероприятий получателем социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Богдановым С.С. заключен договор № (л.д. 28).
Согласно п. 3.2 договора работодатель обязуется предоставить участнику работы, обусловленную трудовым договором.
Согласно п.3.3 договора участник обязуется – при добровольном участии в мероприятиях программы путем приобретения жилого дома в <адрес> и в связи с привлечением на эти цели средств государственной поддержки привлечь собственные (заёмные) средства в размере 346 000 руб. Работать по трудовому договору не менее 5 лет в ООО «Русь» Макушинского района Курганской области.
Договор действует до 20 апреля 2021г.(п.6.4)
27.04.2016 Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области Богданову С.С. выдано свидетельство №, подтверждающее, что он является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в соответствии с условиями программы ему предоставляется социальная выплата в размере 354000 руб. на приобретение жилого помещения (л.д.129).
На счёт Богданова С.С., открытый в банке, на основании выданного свидетельства, была перечислена социальная выплата в размере 354 000 руб.
Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано за ответчиком Богдановым С.С., третьими лица Б.В. и ФИО9 19.10.2016, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.10.2016г. (л.д. 35,36,37).
На л.д. 29-30, 31-34 представлены кадастровый паспорт здания от 27.10.2010г и технический паспорт от 27.10.2010г на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
23.11.2021г. Администрацией Макушинского муниципального округа в адрес Богданова С.С. направлено требование о возврате в 14 календарных дней средств предоставленной социальной выплаты в сумме 354 000 руб., в связи с нарушениями требований Положений государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (л.д. 65).
Претензия ответчиком получена 23.11.2021г (л.д. 66).
Согласно п.5 приложения №1 Приложение 1 к государственной Программе Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» органы местного самоуправления муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) до 10 октября года, предшествующего году предоставления субсидии (по состоянию, действующую в период спорных правоотношений), представляют в Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее - Департамент) заявки на предоставление субсидии с указанием запрашиваемого размера субсидии и приложением следующих документов;
1) выписка из муниципального правового акта об утверждении муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 2 Порядка;
2) списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений на соответствующий финансовый период (далее - списки);
3) сведения о размере привлекаемых средств, предусмотренных в пункте 4 Порядка.
При этом под молодой семьей для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных (абзац первый подпункта "а" пункта 33 Типового положения).
Молодым специалистом для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности признается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование (абзац первый подпункта "б" пункта 33 Типового положения).
В случае непредставления заявителем по собственной инициативе документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, и документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если заявитель является индивидуальным предпринимателем), орган местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает их в соответствующих органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Пунктом 41 Постановления Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 474 предоставление и использование социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 18 и 21 - 32 настоящего Положения.
Согласно п.9 Положения жилое помещение (жилой дом), на строительство (приобретение) которого предоставляется социальная выплата, должно быть:
1) пригодным для постоянного проживания;
2) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных населенных пунктах также и газоснабжение);
3) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
Согласно п.10 Положения соответствие жилого помещения указанным в пункте 9 настоящего Положения требованиям устанавливается комиссией, созданной органом местного самоуправления, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Довод истца о том, что в заявлении на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, проживающих в сельской местности не указана категория социальной выплаты, суд признаёт несостоятельным, так как Богдановым С.С. был заполнен бланк заявления представленный ему не посредственно Администрацией Макушинского района. Добросовестное поведение Богданова С.С. не подвергается сомнению.
В соответствии с пунктом 45 Типового положения в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной
социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения.
Аналогичные положения о порядке и условиях предоставления в Курганской области молодым семьям (молодым специалистам) социальных выплат на строительство жилья были предусмотрены Положением, предусмотренным в приложении 2 к программе «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 474.
Согласно справке, выданной ООО «Русь» 30.10.2020, Богданов С.С. работает в ООО «Русь» с 28.01.2014 водителем. В связи с сезонным характером работ (посевные, уборочные работы) ООО «Русь» временно увольняет работника для постановки на учёт в Макушинский центр занятости на 6 месяцев (л.д. 91).
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Богданов С.С. в период с 27.01.2015 по 15.02.2015 получал пособие по безработице; с 16.06.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016 – работал в ООО «Русь»; с 01.01.2017 по 01.03.2017 работал в МУ Администрация Золотинского сельсовета Макушинского района; с 01.01.2017-31.12.2017, с 01.01.2018-31.12.2018, с 01.01.2019-31.10.2019, с 06.04.2020 по 07.10.2020 работал в ООО «Русь».
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами, что несоблюдение Богданов С.С. условий предоставления социальной выплаты о работе по трудовому договору с перерывом не более 6 месяцев - не нарушал, со своей стороны предпринимал меры к трудоустройству, увольнение связано с сезонными видами работ ООО «Русь» и не превышает 6-месячный срок, предусмотренный вышеназванным Положением, проживает в сельской местности.
Ответчик Богданов С.С. в отзыве ссылался на то, что претензия была направлена за истечением срока действия договора и срока исковой давности.
Пунктом 4 ст. 425 ГК РФ предусмотрено, что окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Требование, обусловленное нарушением договора одной из сторон в период его действия, может быть предъявлено независимо от окончания срока действия договора в течение общего срока исковой давности (определение Верховного Суда РФ от 15.12.2009 N 4-В09-41).
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, гражданско-правовая ответственность ответчика по заявленному иску возможна в случае наличия вины.
Богданов С.С. при получении социальной выплаты действовал добросовестно, данные, свидетельствующие о недобросовестности ответчика и совершении им противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств социальных выплат, предоставляемых гражданину в качестве меры социальной поддержки установлены не были, для оформления и получения выплаты Богданов С.С. предоставил достоверные сведения, которые у него были запрошены, документы были им предоставлены согласно списка, кроме того после покупки дома им также В администрацию Макушинского района были предоставлены все необходимые документы, как установлено материалами дела в работе Богданова С.С. в сельской местности отсутствовал перерыв более 6 месяцев, в подтверждении наличия собственных средств предоставлена копия договора купли-продажи и расписка в получении денежных средств.
Доказательств, обратного истец не представил. Требование об исключении Богданова С.С. из списков получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» не заявлено.
Обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания для приобретения или сбережения имущества.
Между тем, основанием предоставления социальной выплаты явилось свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, которое недействительным или незаконным признано не было.
Отсутствие инженерной системы водоотведения само по себе не является основанием для истребования социальной выплаты, поскольку ответчиком представлены необходимые и достаточные доказательства, свидетельствующие об использовании средств социальной выплаты непосредственно по целевому назначению для приобретения жилья, ответчиком жилое помещение приобретено в сельской местности, в том числе за счет средств социальной выплаты, то есть имеет место быть целевое использование денежных средств, в нем проживают истец с членами семьи.
Анализируя изложенное выше, принимая во внимание то, что Богданов С.С., продолжает проживать и работать в сельской местности, семья ответчика имеет на иждивении уже 2-х несовершеннолетних детей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения требований Администрации Макушинского муниципального округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований МУ Администрация Макушинского муниципального округа Курганской области к Богданову ФИО12 о возврате социальной выплате в размере 354 000 рублей отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд Курганской области.
Судья О.А. Агатаева
Полный текст решения изготовлен 18.03.2022.