Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,
при секретаре Кузьминой О.Ю.,
с участием представителя истца ФИО2, ответчика ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному бюджетному учреждению социального облуживания «Шилинский психоневрологический интернат» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения, указывая, что поводом для обращения в суд с иском, послужила находящаяся в распоряжении Управления информация и документы, свидетельствующие о том, что ответчик при осуществлении эксплуатации источника водоснабжения нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 50.03.1999 г., СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Управлением по заявлению Министерства социальной политики выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ №.49.31.000.Т.00054ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат».
В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат», указанное учреждение расположено по адресу: <адрес>. Хозяйственно-питьевое водоснабжение КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» осуществляется из подземного водоисточника посредством водозаборной скважины, расположенной на расстоянии 38 метров в восточном направлении от границы учреждения, вблизи водозабора установлена водонапорная башня.
Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны. На момент написания настоящего искового заявления информация об утверждении проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» не утвержден, границы указанной и зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зон проекта санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека. Истец просит обязать ответчика в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат».
Представитель истца в судебном заседании исковые требования подержала по изложенным в исковом заявлении доводам, дополнила, что направление документов для утверждения проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения не свидетельствует о том, что он будет утвержден, возможно, появятся какие-либо замечания и проект придется дорабатывать, для этого истец и просит установить срок в три месяца со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик в лице директора КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» ФИО3 в судебном заседании пояснил что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был сформирован и передан в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> необходимый пакет документов для утверждения проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат».
Третье лицо – Министерство социальной политики <адрес> просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в отзыве на иск указало что ответчиком выполнены обязательные требования санитарного законодательства: составлен проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, которые переданы ДД.ММ.ГГГГ на утверждение в министерство природных ресурсов и экологии <адрес>. В связи чем полагает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека,
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расхоложены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника подземный ли поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей литьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
В судебном заседании установлено, что истцом выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ №.49.31.000.Т.00054ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат».
В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат», указанное учреждение расположено по адресу: <адрес>. Хозяйственно-питьевое водоснабжение КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат осуществляется из подземного водоисточника посредством водозаборной скважины, расположенной на расстоянии 38 м. в восточном направлении от границы учреждения, вблизи водозабора установлена водонапорная башня.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управления), после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно постановлению <адрес> от 5 10.2009 №-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти <адрес> уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны является министерство природных ресурсов и экологии <адрес>.
Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охрана. На момент написания настоящего искового заявления информация об утверждении проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для источника водоснабжения заборных скважин КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат» не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава волы в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
<адрес>вое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Шилинский психоневрологический интернат» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1,13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения КГБУ СО «Шилинский психоневрологический интернат».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд.
Судья С.А. Кузнецова
Копия верна:
судья Сухобузимского
районного суда С.А. Кузнецова