Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-10343/2015 ~ М-10044/2015 от 05.11.2015

№2-10343/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2015 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тимофеевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова М. Я. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что Федоров М.Я. является пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Мурманской области. Однако ответчиком в перерасчете пенсии истцу было отказано. С данным отказом истец не согласен, просит признать его неправомерным, обязать ответчика учесть его в службу в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме. Уточнил, что просит обязать ответчика учесть в стаж работы в районах Крайнего Севера его в службу в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, в представленном отзыве исковые требования не признал, указав на отсутствие правовых оснований для соответствующего учета истцу спорного периода.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Федоров М.Я. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении пенсии служба истца в армии по призыву учтена ответчиком в страховой стаж. В сентябре 2015 года истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия по вопросу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с тем, что он проходил военную службу в районе Крайнего Севера. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил истцу о том, что законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях не предусмотрен.

Досрочная трудовая пенсия по старости истцу назначена по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно п.7, п.11 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.

Военная служба и иная приравненная к ней служба засчитывается в общий трудовой стаж, необходимый для определения размера пенсии (абз.22 п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ).

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).

Согласно ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (данная правовая позиция также отражена в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.

В обоснование исковых требований истец ссылается на законодательство, действовавшее в период прохождения им службы в Советской Армии.

Действительно, период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз.7 п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Как следует из пояснений стороны истца, его военного билета, трудовой книжки, справки Центрального архива МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил действительную срочную военную службу в войсковой части , которая в указанный период дислоцировалась в пос.Луостари Печенгского района Мурманской области.

После увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ истец трудоустроился в Петрозаводский леспромхоз, который находился в г.Петрозаводске Республики Карелия.

В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029), Мурманская область (г.Североморск, п.Печенга) является районом Крайнего Севера, г.Петрозаводск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

Таким образом, поскольку истец трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы в районах Крайнего севера (РКС), в силу названых норм период прохождения военной службы по призыву подлежит учету в стаж работы в РКС. Соответственно, в силу ст.17 Федерального закона №400-ФЗ, у истца имеется право наповышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера (данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ -г-26/2013).

В соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ в случае приобретения пенсионером необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно ст.23 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

С учетом названых норм и установленных обстоятельств требование истца о произведении перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с месяца, следующего за тем, в котором он обратился с заявлением к ответчику, является правомерным и подлежащим удовлетворению. При этом суд полагает, что обращение истца к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу его права на перерасчет, с учетом последующего фактического письменного отказа ответчика, можно рассматривать как обращение пенсионера за соответствующим перерасчетом.

Также судом принимается во внимание, что при обращении к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии истцом не были представлены документы, подтверждающие его службу в армии в районах Крайнего Севера. В представленных истцом трудовой книжке и военном билете такие сведения не указаны. Действия истца по истребованию необходимых документов предприняты только в <данные изъяты> году.

В связи с изложенным требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия учесть Федорову М. Я. в стаж работы в районах Крайнего Севера период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Н.Л. Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2015.

2-10343/2015 ~ М-10044/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федоров Михаил Яковлевич
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
05.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2015Передача материалов судье
06.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2015Судебное заседание
25.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2016Дело оформлено
18.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее