№ ***
№ ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Уваровой Л.Г.
при секретаре Козыревой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Чапоргину Ю.А. о восстановлении срока, взыскании задолженности (недоимки) по налогам, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Чапоргину Ю.А. о восстановлении срока и взыскании задолженности (недоимки): по транспортному налогу с физических лиц за 2018г. в размере 775,90руб., пени в размере 120,47руб.;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018г. в размере 722руб., пени в размере 3,53руб.;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2018г. в размере 1 603руб., пени в размере 7,86руб.
В обоснование своих требований административный истец указал, что Чапоргин Ю.А. является налогоплательщиком имущественных налогов в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 НК РФ, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты начисленных налоговым органом суммы налогов. В установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговой инспекцией были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога № ***, которое получено ответчиком в соответствии с положениями п.4 ст. 31 НК РФ и п.6 ст.69 НК РФ. В установленный срок ответчик указанное требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки производится налоговым органом в судебном порядке согласно п.1 ст. 48 НК РФ. Ранее Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка №79 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа. 13.04.2020 судебный приказ был вынесен, в последующем определением мирового судьи судебного участка №79 судебного района г. Сызрани Самарской области от 24.04.2020 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. Дополнительно разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.
Кроме того, в исковом заявлении административный истец просит восстановить срок для подачи административного иска.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по доверенности ФИО4 не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя налоговой Инспекции, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебное заседание административный ответчик – Чапоргин Ю.А. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Проверив дело, исследовав письменные материалы, суд находит заявленный административный иск не обоснованным и не подлежащим.
В силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии с п.1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ч.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что по сведениям Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области за Чапоргиным Ю.А. зарегистрированы объекты недвижимости: земельный участок по адресу <адрес>, а также транспортные средства * * *, регистрационный знак № ***, * * *, регистрационный знак № ***
Налоговым органом в адрес налогоплательщика Чапоргина Ю.А. было направлено налоговое уведомление № *** от 15.08.2019, в соответствии с которым ему был начислен налог со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
Ввиду неуплаты налога в установленный срок в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено требование № *** об уплате налога и пени, сроком уплаты до 10.02.2020.
27.12.2019 налоговое требование № *** направлено административным истцом в адрес Чапоргину Ю.А., что подтверждается списком почтовых оправлений №б/н от 27.12.2019.
Поскольку ответчиком требование № *** исполнено не было, Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №79 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №79 судебного района г. Сызрани Самарской области от 13.04.2020 по делу № *** с Чапоргина Ю.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области взыскана задолженность, который определением мирового судьи от 24.04.2020 был отменен на основании поступивших от налогоплательщика возражений относительно исполнения судебного приказа.
Доказательств, подтверждающих иной размер задолженности ответчиком суду не представлено.
Между тем, суд полагает, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд, что в силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № *** выставлено 26.12.2019, срок исполнения которого установлен до 10.02.2020. Следовательно, право на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки возникло у истца с указанной даты.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция обратилась 10.04.2020, что подтверждается штампом суда на заявлении о выдаче судебного приказа.
Кроме того, поскольку 17.06.2020 определением мирового судьи судебного участка №79 судебного района г. Сызрани Самарской области судебный приказ № *** от 24.04.2020 был отменен, а настоящий иск предъявлен в Сызранский городской суд Самарской области лишь 06.07.2022, то есть с пропуском установленного законом срока.
Принимая во внимание, что уважительные причины для восстановления пропущенного процессуального срока отсутствуют, суд не находит оснований для восстановления срока подачи данного административного искового заявления.
При этом, доводы административного истца о том, что причиной пропуска срока является большой объем документооборота и загруженность специалистов, нельзя признать уважительными, поскольку являясь государственным органом – Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области имеет значительный штат сотрудников, которые могли подготовить и направить исковое заявление в сроки, установленные действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд полагает административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Чапоргину Ю.А. о взыскании задолженности (недоимки), следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Чапоргину Ю.А. (ИНН № ***) о восстановлении срока, взыскании задолженности (недоимки) по налогам, пени – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Уварова Л.Г.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2022 года.
Судья: Уварова Л.Г.