Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2017 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Такушиновой О.М.,
при секретаре Романько А.Г.,
с участием истца Нелюбова В.П. и его представителя Тараловой И.В., действующей по доверенности № от 09.12.2014г.
представителя ответчика ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице Западных электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» - Яровой Е.В., действующей по доверенности № от 01.01.2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Нелюбова В. П. к ОАО «МРСК Северного Кавказа», Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об устранении препятствий в пользовании земельным участком, установлении границ земельного участка, признании результатов межевания реестровой ошибкой
УСТАНОВИЛ:
Нелюбов В.П. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к ОАО «МРСК Северного Кавказа», Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об устранении препятствий в пользовании земельным участком № и № в СТ «Полет-2», установлении границ земельного участка № в СТ «Полет-2» по фактическому расположению границ, установлении границ земельного участка № в СТ «Полет-2» по фактическому расположению границ земельного участка, признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 по адресу: <адрес>, ВЛ-10кВ, Ф-180 ПС Южная, от 02.03.2014г. реестровой ошибкой, исключении из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 контуры земельного участка 26:12:000000:7615(90), 26:12:000000:7615(129), 26:12:000000:7615(32), 26:12:000000:7615(128), 26:12:000000:7615(91).
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит два земельных участка:
- площадью 550,0 кв.м. кадастровый №, по адресу: участок № в СТ «Полет-2» <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от 28.11.2009г.;
- площадью 516,0 кв.м. 26:12:011303:109, по адресу: участок № в СТ «Полет-2» <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимости от 01.09.2009г.
С целью осуществления межевания земельных участков с ИП Литвиновым А.В. заключен договор на изготовление межевых планов земельных участков № от 15.01.2015г.
Согласно заключению кадастрового инженера от 22.02.2015г. произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка № кадастровый № и земельного участка № кадастровый № невозможно, поскольку при проведении кадастровых работ по уточнению площади и местоположения границ этих участков выявлено пересечение их границ с земельным участком с кадастровым номером 26:12:000000:7615, расположенным по адресу: <адрес>, ВЛ-10 кВ, Ф-180 ПС Южная.
Вл-10 кВ Ф-180 ПС Южная состоит на балансе Западных электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ставропольэнерго».
В 2014г. при осуществлении кадастровых работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615, произошло наложение данного земельного участка с земельными участками истца.
Кроме того, границы земельных участков не были согласованы с истцом, акт согласования границ составлен и подписан не был. Имеющееся наложение границ земельных участков препятствует истцу пользоваться своими земельными участками, осуществлять все правомочия собственника.
Согласно п.3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости) или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Координаты границ земельного участка являются сведениями, позволяющими определить участок в качестве индивидуально-определенной вещи, то есть, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости.
Так, в соответствии с п.2 ст. 1 ФЗ О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Приказом Росреестра от 11.03.2010г. № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета и полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы.
В соответствии со ст. 1, 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельные участки подлежат государственному кадастровому учету. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 22 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» необходимыми для кадастрового учета документами являются:
межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержи сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии со ст. 38 указанного закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ст. 39 Закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местонахождение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 указанного закона, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч.3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч.3 согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: - собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
-пожизненно наследуемого владения;
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование;
- аренды (если такие смежные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
От имени указанных в настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовать местоположение границ на возмездной основе.
Из смысла и содержания названных норм следует, что порядок согласования границ земельного участка имеет своей целью урегулировать споры по местоположению границ во внесудебном порядке, а если спор на этой стадии не был урегулирован, вопрос о местоположении границы разрешается судом.
В силу ч.5 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе и в случае если при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим законом не считается согласованным, за исключением случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
Согласно ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч.3 настоящей статьи случая.
Однако, с истцом, как собственником вышеуказанных земельных участков никто не согласовывал межевание земельных участков.
Осуществление ОАО «МРСК Северного Кавказа» межевания земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 без соблюдения процедур, установленных ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в частности порядка согласования местоположения границ земельных участков, привело к наложению указанного земельного участка на земельные участки, принадлежащие истцу.
Полагает, что были нарушены его права, как собственника.
Просит суд устранить препятствия в пользовании истцом земельным участком № с кадастровым номером 26:12:011303:91 и № с кадастровым номером 26:12:011303:109 в СТ «Полет-2»;
установить границы земельного участка № с кадастровым номером 26:12:011303:109 в СТ «Полет-2» по фактическому расположению границ земельного участка, описанной в межевом плане от 22.02.2015г., определив расстояния между поворотными точками земельного участка: от точки н1 (Х=475284,36; Y=1310167,21), до точки н2 (Х=475271,62; Y=1310201,52) - 36,6м., от точки н2(Х=475271,62; Y=1310201,52) до точки н3 (Х=475269,24; Y=1310208,73) – 7,59м, от точки н3 (Х=475269,24; Y=1310208,73) до точки н4 (Х=475260,19; Y=1310205,78) – 9,52м., от точки н4 (Х=475260,19; Y=1310205,78) до точки н5 (Х=475263,10; Y=1310197,21) – 9,05м, от точки н5 (Х=475263,10; Y=1310197,21) до точки н6 (Х=475273,35; Y=1310161,58) – 37,07м., от точки н6 (Х=475273,35; Y=1310161,58) до точки н1 (Х =475284,36; Y=1310167,21) – 12,37м.;
установить границы земельного участка № с кадастровым номером 26:12:011303:91 в СТ «Полет-2» по фактическому расположению границ земельного участка, описанной в межевом плане от 22.02.2015г., определив расстояния между поворотными точками земельного участка: от точки н1 (Х=475290,68; Y=1310210,54), до точки н2 (Х=475288,96; Y=1310215,32) - 5,08м., от точки н2(Х=475288,96; Y=1310215,32) до точки н3 (Х=475282,43; Y=1310232,38) – 18,27м, от точки н3 (Х=475282,43; Y=1310232,38) до точки н4 (Х=475264,41; Y=1310225,98) – 19,12м., от точки н4 (Х=475264,41; Y=1310225,98) до точки н5 (Х=475260,45; Y=1310224,5) – 4,23м, от точки н5 (Х=475260,45; Y=1310224,5) до точки н6 (Х=475264,75; Y=1310210,92) – 14,25м., от точки н6 (Х=475264,75; Y=1310210,92) до точки н7 (Х =475268,14; Y=1310212,07) – 3,57м., от точки н7 (Х =475268,14; Y=1310212,07) до точки н8 (Х =475269,24; Y=1310208,73)- 3,51м., от точки н8 (Х =475269,24; Y=1310208,73) до точки н9 (Х =475271,62; Y=1310201,52) – 7,59м., от точки н9 (Х =475271,62; Y=1310201,52) до точки н1 (Х=475290,68; Y=1310210,54) – 21,09м.;
признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 по адресу: <адрес>, ВЛ-10кВ, Ф-180 ПС Южная, от 02.03.2014г. реестровой ошибкой;
исключить из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 контуры земельного участка 26:12:000000:7615(90), 26:12:000000:7615(129), 26:12:000000:7615(32), 26:12:000000:7615(128), 26:12:000000:7615(91).
В судебном заседании истец Нелюбов В.П. и его представитель по доверенности Таралова И.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Северного Кавказа» по доверенности – Яровая Е.В., исковые требования Нелюбова В.П. не признала, представила возражения на исковое заявление, в котором указала, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» считает себя ненадлежащим ответчиком. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № (в ред. от 30.11.2016г.) ПАО «МРСК Северного Кавказа» является сетевой организацией, владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляет заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно ст. 3 ФЗ от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В ст. 89 ЗК РФ закреплено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначаются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
В соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ (действовавшей на момент исполнения договора № от 09.12.2013г.) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Согласно ст. 1, 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ земельные участки подлежат государственному кадастровому учету. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
По данным бухгалтерского учета на балансе Западных электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» числится ВЛ-10 кВ Ф-180 (инв. №), введенная в эксплуатацию в 1980г.
В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ между ОАО «МРСК Северного Кавказа» (на основании протокола общего собрания акционеров от 16.05.2015г. № ОАО «МРСК Северного Кавказа» реорганизовано в форме преобразования в ПАО «МРСК Северного Кавказа») – Заказчик и ООО «Техноинжиниринг» - Подрядчик 09.12.2013г., был заключен договор № на выполнение работ по землеустройству с целью проведения государственного кадастрового учета земельных участков и внесения сведений о границах охранных зон ВЛ в документы государственного кадастрового учета на территории <адрес>, принадлежащих ОАО «МРСК Северного Кавказа».
Согласно п.1.1 договора Подрядчик обязался выполнить землеустроительные работы в соответствии с заданием заказчика, изготовить по установленной форме и передать заказчику межевые планы земельных участков, занятых объектами электросетевого хозяйства, обеспечить постановку земельных участков на государственный кадастровый учет, подготовить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) (в случае формирования земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности) и обеспечить принятие постановлений органов местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) (в случае формирования земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности), сформировать по установленной форме и передать заказчику карты (планы) на охранные зоны линий электропередачи, обеспечить согласование уполномоченным органом границ охранных зон ВЛ, обеспечить внесение сведений о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
ООО «Техноинжиниринг» в полном объеме были выполнены работы в рамках договора, в связи с чем, 11.03.2014г. в адрес ответчика был направлен акт выполненных работ, счет на оплату, а также техническая документация, подтверждающая факт выполнения работ по настоящему договору.
Из направленной технической документации в рамках договора № от 09.12.2013г. следует, что 08.04.2014г. на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:000000:7615, под существующей воздушной линией электропередач ВЛ-10кВ, Ф-180 ПС «Южная».
Указанный земельный участок является вновь образованным, границы которого ранее определены не были и при образовании участка определялись впервые.
Образование участка осуществлялось из земель, находящихся в муниципальной собственности <адрес>.
Согласно ч.4 ст. 34 ЗК РФ (действовавшей на момент исполнения договора № от 09.12.2013г.) образование земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, производилось на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявления заинтересованных лиц.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с которой был образован земельный участок с кадастровым номером 26:12:000000:7615, была утверждена распоряжением заместителя главы <адрес> от 31.03.2014г. №-Р.
ООО «Техноинжиниринг» в соответствии с указанной схемой был подготовлен межевой план земельного участка от 02.04.2014г., на основании которого 08.04.2014г. на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:000000:7615.
Согласно п.2 ч.2 ст. 26 Закона «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости). Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п.6 ч.2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ).
Оснований для отказа, предусмотренных п.6 ч.2 ст. 27 указанного закона в осуществлении кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером 26:12:000000:7615 органами кадастрового учета установлено не было.
В соответствии с ч.4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Сведения государственного земельного кадастра о земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:7615 площадью 301 кв.м под существующей линией электропередач ВЛ-10кВ, Ф-180 ПС «Южная» носят временный характер, право на который за ответчиком в настоящее время не зарегистрировано, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Таким образом, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 площадью 301 кв.м. в настоящее время является муниципальное образование <адрес>.
Считает, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» не осуществляло действий, направленных на нарушение прав и законных интересов истца. Просит в удовлетворении исковых требований Нелюбова В.П. отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», по доверенности Борисова М.В., извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора Администрации <адрес>, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений об отложении рассмотрения дела в суд не поступало. Суд признает неявку в судебное заседание неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования Нелюбова В.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что Нелюбову В.П. на праве собственности принадлежит земельный участок №, площадью 550 кв.м. с кадастровым номером 26:12:011303:91 в Садоводческом товариществе «Полет-2», назначение – земли населенных пунктов, под сад, на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от 28.11.2009г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2010г., выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>.(л.д. 12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2015г. № Нелюбову В.П. на праве собственности принадлежит земельный участок №, площадью 516 кв.м. с кадастровым номером 26:12:011303:109 в Садоводческом товариществе «Полет-2», назначение – земли населенных пунктов, под сад. (л.д. 13)
Из кадастровой выписки от 05.10.2015г. № о земельном участке № с кадастровым номером 26:12:011303:109 площадью 516 кв.м. в СТ «Полет-2» следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. (л.д. 14).
Из кадастровой выписки от 05.10.2015г. № о земельном участке № с кадастровым номером 26:12:011303:91 площадью 550 кв.м. в СТ «Полет-2» следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. (л.д. 18).
Статья 11.1 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В ст. 70 Земельного кодекса РФ указано, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в состав уникальных характеристик государственного кадастра недвижимости о земельном участке включаются описание местоположения границ земельного участка и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с указанным Федеральным законом требований. Данные характеристики участка устанавливаются в процессе проведения кадастровых работ, результатом которых является Межевой план. В этом документе, указаны сведения об образуемых земельных участках, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках.
Требования к подготовке Межевого плана установлены приказом Минэкономразвития от дата №.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие право на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При этом местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Законодательством предусмотрено, что сведения о границах участков, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости и имеют статус уточненных, представляют собой координаты узловых поворотных точек границы, определенные с необходимой точностью (на землях населенных пунктов ошибка положения межевого знака относительно пункта государственной геодезической сети, к которой «привязывается» земельный участок, может быть не более +/- 10 сантиметров). При других условиях участок признается государством как существующий, в связи с чем, ему присваивается кадастровый номер, границы и площадь подлежат уточнению в результате кадастровых работ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности (ч. 3 ст. 39 указанного Закона).
В силу ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
В том случае, если местоположение границ земельного участка не согласовано, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка (п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Применительно к вышеуказанным нормам права, согласование границ при межевании земельного участка является обязательным для проведения кадастрового учета земельного участка.
В соответствии со ст. ст. 304, 305 ГК РФ собственнику, а также иному законному владельцу имущества предоставлено право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В материалы гражданского дела представлен Межевой план от 22.02.2015г., из которого следует, что план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 26:12:011303:109, расположенного по адресу: <адрес>, СТ «Полет-2», участок №. При проведении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером 26:12:011303:109 выявлено пересечение границ данного земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615(32), 26:12:000000:7615(128). В связи с выявленным пересечением не представляется возможным провести государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:12:011303:109. (л.д. 19-28).
Из кадастрового паспорта от 08.04.2014г. № земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 площадью 301 кв.м. усматривается, что вид разрешенного использования - под существующей линией электропередач Ф-180 ПС «Южная».
Согласно справке ПАО «МРСК Северного Кавказа» № от 07.12.2016г. на балансе Западных электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» числится ВЛ-10 кВ Ф-180 ПС «Южная» (инв. №) с 01.01.1980г.
Поскольку кадастровым инженером установлено пересечение земельных участков с кадастровым номером 26:12:000000:7615 и кадастровым номером 26:12:011303:109, истец Нелюбов В.П. не может воспользоваться правом, предусмотренным ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ и внести сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
Из представленного суду межевого плана земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 от 02.04.2014г. следует, что согласование границ со смежными землепользователями, не проводилось.
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории от 10.02.2014г., земельный участок по адресу: <адрес>, ВЛ-10 кВ, Ф-180 ПС Южная, способ образования которого – образование многоконтурного земельного участка, состоящего из 152 контуров, из земель <адрес>, собственность на которые не разграничена.
П. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Поскольку межевание земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 по заказу ОАО «МРСК Северного Кавказа» проведено без соблюдения процедуры согласования границ земельных участков, что привело к наложению земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 26:12:011303:109.
Согласно ч.3 ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом признается реестровой ошибкой и подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Нелюбова В.П..
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нелюбова В. П. удовлетворить.
Устранить препятствия в пользовании Нелюбовым В. П. земельным участком № с кадастровым номером 26:12:011303:91 и № с кадастровым номером 26:12:011303:109 в СТ «Полет-2».
Установить границы земельного участка № с кадастровым номером 26:12:011303:109 в СТ «Полет-2» по фактическому расположению границ земельного участка, описанной в межевом плане от 22.02.2015г., определив расстояния между поворотными точками земельного участка: от точки н1 (Х=475284,36; Y=1310167,21), до точки н2 (Х=475271,62; Y=1310201,52) - 36,6м., от точки н2(Х=475271,62; Y=1310201,52) до точки н3 (Х=475269,24; Y=1310208,73) – 7,59м, от точки н3 (Х=475269,24; Y=1310208,73) до точки н4 (Х=475260,19; Y=1310205,78) – 9,52м., от точки н4 (Х=475260,19; Y=1310205,78) до точки н5 (Х=475263,10; Y=1310197,21) – 9,05м, от точки н5 (Х=475263,10; Y=1310197,21) до точки н6 (Х=475273,35; Y=1310161,58) – 37,07м., от точки н6 (Х=475273,35; Y=1310161,58) до точки н1 (Х =475284,36; Y=1310167,21) – 12,37м..
Установить границы земельного участка № с кадастровым номером 26:12:011303:91 в СТ «Полет-2» по фактическому расположению границ земельного участка, описанной в межевом плане от 22.02.2015г., определив расстояния между поворотными точками земельного участка: от точки н1 (Х=475290,68; Y=1310210,54), до точки н2 (Х=475288,96; Y=1310215,32) - 5,08м., от точки н2(Х=475288,96; Y=1310215,32) до точки н3 (Х=475282,43; Y=1310232,38) – 18,27м, от точки н3 (Х=475282,43; Y=1310232,38) до точки н4 (Х=475264,41; Y=1310225,98) – 19,12м., от точки н4 (Х=475264,41; Y=1310225,98) до точки н5 (Х=475260,45; Y=1310224,5) – 4,23м, от точки н5 (Х=475260,45; Y=1310224,5) до точки н6 (Х=475264,75; Y=1310210,92) – 14,25м., от точки н6 (Х=475264,75; Y=1310210,92) до точки н7 (Х =475268,14; Y=1310212,07) – 3,57м., от точки н7 (Х =475268,14; Y=1310212,07) до точки н8 (Х =475269,24; Y=1310208,73)- 3,51м., от точки н8 (Х =475269,24; Y=1310208,73) до точки н9 (Х =475271,62; Y=1310201,52) – 7,59м., от точки н9 (Х =475271,62; Y=1310201,52) до точки н1 (Х=475290,68; Y=1310210,54) – 21,09м.;.
Признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 по адресу: <адрес>, ВЛ-10кВ, Ф-180 ПС Южная, от 02.03.2014г. реестровой ошибкой;
Исключить из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:7615 контуры земельного участка 26:12:000000:7615(90), 26:12:000000:7615(129), 26:12:000000:7615(32), 26:12:000000:7615(128), 26:12:000000:7615(91).
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.04.2017г.
Судья подпись О.М. Такушинова
Копия верна:
Судья О.М. Такушинова
Подлинный документ подшит
в материалах дела №
Судья О.М. Такушинова