Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-78/2022 (12-1627/2021;) от 08.12.2021

56RS0018-01-2021-011734-65

№12-78/2022 (12-1627/2021)

РЕШЕНИЕ

24 февраля 2022 года                          г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,

при секретаре Пашевкиной Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строймац» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области ... N от 26 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строймац»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области ... N от 26 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении ООО «Строймац» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение», и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В Ленинский районный суд г. Оренбурга поступила жалоба ООО «Строймац» - на указанное постановление, в которой заявитель просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что экскаватор погрузчик принадлежит на праве собственности ООО «...» и был привлечен ООО «Строймац» для выполнения работ по договору на оказание транспортных услуг спецтехникой с экипажем, водитель экскаватора погрузчика состоит в штате ООО «...» и какого-либо отношения к ООО «Строймац» не имеет. В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что опрокидывание экскаватора в р. Урал произошло именно по вине ООО «Строймац».

Допрошенный в судебном заседании свидетель ... пояснила, что произведен отбор проб воды в месте падения экскаватора в радиусе 500 метров, в месте падения содержание нефтепродуктов было превышено в несколько раз, транспортное средство в момент аварии находилось в эксплуатации на строительной площадке ООО «Строймац», возражений защитником не направлялись по поводу произошедшего правонарушения.

ООО «Строймац» извещено по юридическому адресу, защитник в судебное заседание не явился, жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении и иные представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Положениями частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона об охране окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно части 4 статьи 61 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.

Исходя из части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды. Предмет - водные ресурсы, то есть подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения водных объектов.

Следовательно, для привлечения виновного лица к административной ответственности по этой норме необходимо доказать как факт совершения одного из указанных в части 4 статьи 8.13 Кодекса деяний, которые могут привести к возникновению угрозы загрязнения, засорения и (или) истощения водных объектов, а также причинно-следственную связь между такими нарушениями и угрозой наступления перечисленных последствий.

Из оспариваемого постановления усматривается, что по информации, поступившей 7 ноября 2021 году из ЦУКС МЧС России по Оренбургской области, установлено, что на р. Урал в районе ул. Красная Площадь г. Оренбурга при проведении работ по реконструкции набережной р. Урал, произошло опрокидывание экскаватора в р. Урал, что привело к загрязнению водного объекта.

В тот же день страшим государственным инспектором .... на основании задания заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Роспироднадзора проведено контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования.

В рамках обследования произведен отбор проб поверхностной воды р.Урал в месте затопления экскаватора, 500м выше от места затопления и 500м ниже места затопления экскаватора (протокол отбора проб воды от 7 ноября 2021 года N-вд).

По результату отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлены превышения нефтепродуктов в месте падения экскаватора относительно фоновой концентрации – в 51,3 раза, в поверхностной воде р. Урал в 500 м ниже места падения экскаватора в 2,3 раза (экспертное заключение N от 9 нобября 2021 года.

Вышеуказанные факты указывают на наличие признаков нарушения требований природоохранного законодательства.

В отношении ООО «Строймац» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, проведено административное расследование. В рамках расследования установлено, что ООО «...» на основании муниципального контракта N от 23 августа 2021 года выполняло работы по строительству подпорной стены ПС-3 и ПС -4 набережной р. Урал в районе ул. Красная площадь г. Оренбурга.

Согласно техническому заданию. Являющемуся неотъемлемой частью контракта охрану строительной площадки, в том числе охрану окружающей среду, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения обеспечивает Подрядчик.

Между ООО «СтройМац» (заказчик) и ООО «...» (исполнитель) заключен договор оказания транспортных услуг спецтехникой от 10 августа 2021 года. На основании указанного договора исполнитель по заявке заказчика предоставляет спецтехнику с водителем, а заказчик обеспечивает соблюдение требований, правил, инструкций по безопасной эксплуатации спецтехники (пункт 3.3.1). Допуск на объект осуществляется заказчиком и фиксируется обеими сторонами.

Таким образом, вывод должностного лица о неисполнении ООО «СтройМац» требований к охране водных объектов на строительной площадке, выразившегося в опрокидывании экскаватора в реку Урал, повлекшее загрязнение воды нефтепродуктами является обоснованным и подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 3.1.4 договора на исполнителя действительно возложена обязанность соблюдать на объекте правила техники безопасности промышленной безопасности.

Однако техника безопасности - система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Это понятие не включает в себя безопасность окружающей среды на объекте.

Допуск иных лиц на площадку в нерабочее время также находится в зоне ответственности подрядчика ООО «СтройМац».

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вывод должностного лица о наличии в действиях ООО «Строймац» состава административных правонарушений предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ основан на вышеперечисленных доказательствах.

Совокупность собранных по делу доказательств, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Оснований признать документы, составленные должностными лицами, недопустимыми доказательствами не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности с момента обнаружения по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области ... N от 26 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строймац» - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строймац» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: подпись              В.В. Линькова

        

12-78/2022 (12-1627/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "СтройМац"
Другие
Ракутин Александр Андреевич
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Линькова Виктория Викторовна
Статьи

ст.8.13 ч.4 КоАП РФ

Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
09.12.2021Материалы переданы в производство судье
02.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.04.2022Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее