№ 2 - 83 2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2013 года. пос.Вожега.
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Трусова В.Ю.,
при секретаре Демченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Контакт» к Берёзкиной М.А. о взыскании материального ущерба,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Контакт» обратилось в суд с просьбой взыскать с Березкиной М.А. <данные изъяты> копеек в счёт возмещения материального ущерба, причинённого работником работодателю. В обоснование иска указано, что истица с <дата обезличена> работала в принадлежащем ООО «Контакт» магазине «Восток» в качестве продавца-кассира. Трудовой договор с ней был заключён на время нахождения в декретном отпуске другого работника. Помимо трудового договора с Берёзкиной М.А. был заключён договор о полной материальной ответственности, она была ознакомлена с должностной инструкцией продавца продовольственных товаров. При проведении <дата обезличена> в магазине инвентаризации была выявлена недостача материальных ценностей в размере <данные изъяты>. Всем продавцам магазина было предложено возместить выявленный ущерб в равных долях. Истице надлежало возместить <данные изъяты>. По заявлению Берёзкиной М.А. из её зарплаты ежемесячно удерживалось в счёт возмещения доли ущерба <данные изъяты>. <дата обезличена> истица уволилась из ООО «Контакт» по собственному желанию, возместив на день увольнения <данные изъяты> копеек. Оставшуюся сумму ущерба она возмещать отказывается.
В судебном заседании директор ООО «Контакт» Паушев А.И. исковые требования поддержал, суду дополнительно пояснил, что договор о полной индивидуальной материальной ответственности с Берёзкиной М.А. был заключён при приёме её на работу, она вместе с другими продавцами, работавшими в период образования недостачи в магазине, несла полную материальную ответственность. После выявления в магазине недостачи на крупную сумму была проведена повторная ревизия, с целью предотвращения счётной ошибки, но результаты оказались таким же, что и при предыдущей ревизии.
Ответчица в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что её вины в образовавшейся недостаче нет. По чьей вине образовалась недостача, она не знает. Договор с работодателем о полной индивидуальной материальной ответственности Берёзкина М.А. подписала в течение двух недель после приёма на работу. Этот договор, по мнению ответчицы, составлен неправильно, поскольку материальная ответственность в коллективе работников должна быть коллективной, а не индивидуальной. Каким образом изменилась бы материальная ответственность Берёзкиной М.А. при надлежащей форме договора, она пояснить не смогла. С результатами ревизии ответчица согласна, после недостачи добровольно погашала ущерб, поскольку все продавцы согласились на это. В настоящее время в этом магазине не работает и ущерб возмещать не согласна.
Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные материалы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.238 Трудового кодекса (ТК) РФ работник обязан возместить работодателю причинённый ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается, в частности, реальное уменьшение наличного имущества работодателя.
Материальная ответственность в полном размере причинённого ущерба, в соответствии с ч.2 ст.242 ТК РФ, может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причинённого ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Материальная ответственность в полном размере причинённого ущерба в силу ч.1 ст.243 ТК РФ возлагается на работника, в частности, в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора.
Из объяснений сторон и представленных в дело материалов установлено, что Берёзкина М.А. <дата обезличена> была принята на работу в магазин «Восток» ООО «Контакт» в качестве продавца-кассира. <дата обезличена> она была ознакомлена с должностной инструкцией продавца продовольственных товаров, при поступлении на работу с ней был заключён договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
По мнению суда, данный договор фактически является договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности, поскольку подписан двумя работниками и работодателем. Однако этот факт, как и отсутствие в договоре даты его подписания не является существенным нарушением трудовых прав Берёзкиной М.А. и не освобождает её от ответственности за недостачу вверенного работодателем имущества.
Из акта ревизии от <дата обезличена> следует, что в магазине «Восток» была выявлена недостача товарно-материальных ценностей в размере <данные изъяты> копеек. Заведующей магазином и продавцам магазина, являющимися материально ответственными лицами, в том числе Берёзкиной М.А. по результатам ревизии директором ООО «Контакт» объявлен выговор.
Факт недостачи, выявленной в результате ревизии <дата обезличена>, ответчицей не оспаривается, она вместе с другими продавцами добровольно обязалась погасить задолженность, в заявлении просила ежемесячно удерживать из зарплаты <данные изъяты> рублей до полного погашения задолженности по результатам указанной ревизии. На основании этого заявления с Берёзкиной М.А. ежемесячно удерживалась 1/4 часть причинённого работодателю ущерба. Часть ущерба, подлежащая взысканию с Берёзкиной М.А., составила <данные изъяты> копеек. Из них с ответчицы до её увольнения с работы было удержано <данные изъяты> копеек.
Согласно ч.4 ст.248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
В соответствии с п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года №52 (в редакции от 28 сентября 2010 года) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причинённый работодателю», если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Представленными работодателем документами доказана правомерность заключения с Берёзкиной М.А. договора о полной материальной ответственности, а также наличие недостачи в магазине, где ответчица работала продавцом. Доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба работодателю ответчицей не представлено, поэтому с неё подлежит взысканию оставшаяся часть непогашенной задолженности, которую она обязалась добровольно возместить, но не возместила в полном объёме.
Излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату в порядке ст.333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░.