63RS0038-01-2023-003477-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2023 года Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Карягиной Е.А.,
при секретере Калимуллиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4433/2023 по иску Ельчаниновой Н.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произведения перерасчета,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ельчаниновой Н.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ООО «ЭкоСтройРесурс», мотивируя его тем, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и ЖКХ Самарской области от 01.11.2018 года осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641». Согласно пунктам 8(4) – 8 (17) Правил №1156 договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором ДД.ММ.ГГГГ года на своем официальном сайте <адрес>. В адрес оператору истцом подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете платы по вывозу ТКО расположенного по адресу: <адрес> истцом к заявлению были приложены подтверждающие документы. Основанием к написанию заявления явились изменения нормативно-правового регулирования деятельности, связанной с вывозом ТКО, обширной судебной практикой, факта отсутствии каких-либо проживающих и/или зарегистрированных лиц, а также наличие квалифицирующего признака объекта недвижимости «жилое строение без права регистрации и проживания». Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № ООО «ЭкоСтройРесурс» отказал в перерасчете. Истцом в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ была подана претензия. Истец считает, что ответчик нарушил Закон РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» и иные законы РФ. Согласно выписки из ЕГРН, объект недвижимости имеет наименование: жилое строение без права регистрации и проживания в нем. В соответствии с терминологией указанных в договорах по вывозу ТКО, в федеральных законах не фигурирует понятие жилое строение без права проживания. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин – «жилое строение», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем к числу объектов жилищных прав. Просит обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет Ельчаниновой Н.Н. плату за пользование ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
В судебное заседание истец Ельчаниновой Н.Н. не явилась, о дате и месте заседания извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, о дате и месте заседания извещен надлежащим образом, до начала заседания направил в суд письменный отзыв на заявленные требования, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и месте заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1,2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домом несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исход из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец Ельчаниновой Н.Н. является собственником: объекта недвижимости – жилого строения без права регистрации и проживания в нем с кадастровым номером № общей площадью № кв.м. назначение – жилое; земельного участка, площадью 569 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под садоводство, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>
Из представленной в материалы дела копии паспорта серии № № выданного ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ к/п: № на имя истца Ельчаниновой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> следует, что местом регистрации истца с ДД.ММ.ГГГГ является: <адрес>.
Федеральным законом от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с ТКО. Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется Региональным оператором по обращению с ТКО.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
На основании указанного соглашения ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным Региональным оператором в <адрес>, который осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес Регионального оператора с заявлением о перерасчете платы по вывозу ТКО по адресу: <адрес> <адрес>.
В ответ на претензию истца, ответчиком ООО «ЭкоСтройРесурс» было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №№ с отказом в произведении перерасчета платы.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика с претензией, в котором потребовала произвести перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Требования истца, изложенные в претензии ответчиком исполнены, не были, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с Законом №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» сведения о жилом помещении содержатся в кадастре недвижимости, являющемся неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с положениями указанного Федерального закона, ЕГРН является единственным достоверным источником информации об объектах недвижимости. Сведения, содержащиеся в ЕГРН являются юридически значимыми и подлежат использованию Региональным оператором при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными услугами.
В соответствии с представленной истцом выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ дом, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> имеет назначение «жилой дом».
В силу с пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом или объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В соответствии с пп. 1 статьи 3 Закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 года N 217-ФЗ садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до ДД.ММ.ГГГГ с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами.
Нормативы накопления ТКО для собственников ИЖС и для членов СНТ различны и рассчитаны с учетом разных правовых режимов жилых домов и садовых домов, а также с учетом сезонности, подразумевающей проживание потребителей на территории СНТ в теплое время года (с апреля по октябрь).
Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> относится к жилым помещениям, плата за услугу по обращению с ТКО в г. Самаре рассчитывается по формуле 9 (2) приложения №2 к Правилам №354.
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (далее – Правила № 354) дано определение термину «потребитель» согласно которому это собственник помещения в МКД, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в МКД, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. То есть потребителями коммунальных услуг в жилых домах являются граждане, законно проживающие в ИЖС, другие законные пользователи жилых помещений в ИЖС.
Таким образом, в системе отношений с участием потребителя, Регионального оператора потребителем в силу п. 2 Правил № 354 является лицо, образующее ТКО, и которому Региональным оператором оказывается данная коммунальная услуга.
Кроме того, из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителей, так и для Регионального оператора.
Таким образом, доводы истца Ельчаниновой Н.Н. о том, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> является самостоятельным видом объекта, не отнесенного законодателем к числе объектов жилищных прав, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно выписки из ЕГРН вышеуказанный объект недвижимости имеет наименование «жилой дом», следовательно, начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении указанного дома осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, данному доводу истца уже была дана аналогичная оценка в ходе рассмотрения дела Советским районным судом <адрес> по иску Ельчаниновой Н.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в иске Ельчаниновой Н.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей было отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ельчаниновой Н.Н. в лице представителя Ельчанинова Д.В. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, кассационная жалоба Ельчаниновой Н.Н. – без удовлетворения.
Рассматривая требования истца об обязании произвести перерасчет за пользование услугой по обращению с ТКО в связи с не проживанием за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по доводам, изложенным в исковом заявлении суд исходит из следующего.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641», была утверждена типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО. Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://eсostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 года, а также опубликовано 25.12.2018 года в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018 года.
Заключение договора в письменной форме не требуется, договор считается заключенным на условиях типового договора, между тем, по заявлению потребителя, договор в письменной форме может быть ему выдан.
Таким образом, Договор с Ельчаниновой H.H., считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, и оказываемые услуги подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
В своей деятельности. Региональный оператор руководствуется законодательством, регулирующим обращение с твердыми коммунальными отходами и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению е ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
На основании сведений, полученных из ЕГРН Региональным оператором, был сформирован лицевой счет № по адресу: <адрес>, <адрес> и выставлен корректный платежный документ для внесения платы за услугу по обращению с ТКО на имя собственника жилого помещения Ельчаниновой Н.Н.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В адрес ответчика Региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: ФИО Должника, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные Должнику платежные документы являются, письменным требованием, адресованным Должнику об устранении нарушений, исполнения обязательства, то есть претензией.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) положения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) положения № 2 к Правилам № 354.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном, доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 года №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 года № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год, 2020 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 25.11.2022 года №820 «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» утверждён единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО (с 01.12.2022 года) для населения в размере: - 622,07 руб./м3 (с учётом НДС).
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29.12.2018 года № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год., то есть применительно к площади жилого помещения.
Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в п. 4 (I) Постановления Правительства РФ № 857 от 27.08.2012 года «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов Самарской области исходя из обшей площади жилого помещения.
Согласно отзыва на исковое заявление ответчика, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории 10 городских округов Самарской области, в том числе в г.Самара, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения №2 к Правилам № 354, а именно: в соответствии с п. 9(2) раздел II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):
Где:
Pi – размер платы за услугу по обращению с ТКО;
Si – общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Totx – цена товара на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Формула для расчета суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории указанных выше городских округов в МКД и ИЖС:
Единица измерения (площадь объекта недвижимости) X годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) X предельный тариф (598,16 руб./м3) /12 (количество месяцев в году).
Таким образом, в указанной формуле расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв. м), что не предусматривает в формуле зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Согласно выписки из ЕГРН Ельчаниновой Н.Н. является собственником объекта недвижимости (жилой дом), расположенного по адресу; <адрес>. <адрес> объекта недвижимости составляет: № кв.м.
На основании сведений, полученных из ЕГРН Региональным оператором, был сформирован лицевой счет № на указанный жилой дом и выставлен корректный платежный документ для внесения платы за услугу, по обращению с ТКО на имя Ельчаниновой Н.Н.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно указанной по отзыву формуле 9(2) приложения № 2 к Правилам №354, следующий: 1028 рублей 39 копеек = 218 кв.м. х 0,091 м3/год/12 месяцев х 622 рубля 07 копеек/м3; 1028 рублей 39 копеек - размер платы за услугу по обращению с ТКО в месяц; 218 кв.м. - общая площадь жилого помещения; 0,091 м3/год- норматив накопления твердых коммунальных отходов; 598 рублей 16 копеек/м3 - тариф с 01.01.2019 года по 30.11.2022 года, а с 01.12.2022 года в сумме 622 рубля 07 копеек; 12 - количество месяцев в году.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет; 1028 рублей 39 копеек.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету № открытому на имя Ельчаниновой Н.Н. задолженность за услуги по обращению с ТКО составляет №
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2022 года №2076 вносятся изменения в Правила №354. Определена возможность перерасчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении при начислении платы исходя из общей площади жилого помещения. Для этого Правила №354 дополнены Приложением №4, содержащим соответствующие формулы перерасчета платы. Изменения вступили в силу с 01.03.2023 года.
Учитывая, что до 01.03.2023 года отсутствовала формула перерасчета размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО для тех случаев, когда размер платы за вывоз ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения, а не числа жильцов, а также, что в формуле 9(2) приложения № 2 Правил № 354 расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв.м), что не предусматривает в формуле зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц и что не позволяло произвести перерасчет в связи с временном отсутствием потребителя в жилом помещении.
С 01.03.2023 года Приложением № 4 Правил № 354 утверждена формула перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, рассчитанную по формуле 9(2) приложения № 2 Правил № 354, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилой дом, квартира), а также в занимаемой им комнате (комнатах) в коммунальной квартире.
В соответствии с пп. 86, 91 Правил № 354 перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг осуществляется при временном отсутствии потребителя в жилом помещении по месту постоянного жительства (регистрации) более 5 полных календарных дней подряд, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в него.
В силу пункта 91 Правил № 354 перерасчет платы осуществляется на основании письменного заявления, поданного до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода временного отсутствия потребителя. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет платы за ТКО осуществляется за указанный в заявлении период, но не более чем за 6 месяцев. По истечении указанного периода, потребитель обязан в срок не позднее 30 календарных дней предоставить документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия.
В соответствии с пунктом 93 Правил №354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства к заявлению о перерасчете, могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование, которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка, консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка, выданная уполномоченным: лицом садоводческого; или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами за гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
В случае непредставления документов плата за коммунальную услугу начисляется за весь не подтвержденный период в полном размере и применяются предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного или неполного внесения платы за коммунальные услуги.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Ельчаниновой H.H. вправе обратиться в адрес Регионального оператора с заявлением о перерасчете платы за услуги по обращению с ТКО (до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия) с приложением документов, указанных в п. 93 Правил № 354, подтверждающих факт временного отсутствия потребителя в жилом помещении, в том числе справок о количестве зарегистрированных лиц в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Ельчаниновой Н.Н. обращалась в адрес Регионального оператора ДД.ММ.ГГГГ (вх. №/РО от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ (вх. №/РО от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, Ельчаниновой Н.Н. не были приложены документы, подтверждающие факт временного отсутствия в жилом помещении в соответствии с п. 93 Правил №354, в связи с чем у Регионального оператора отсутствовали основания для удовлетворения требований Ельчаниновой Н.Н. о перерасчете платы за услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 148 (36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.
Для принятия решения о возможности перерасчета начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу следует приложить к заявлению справку о зарегистрированных лицах в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, а также из документов, указанных в пункте 93, пункте 94 Правил №354.
Таким образом, в действиях Регионального оператора отсутствуют нарушения законодательства, регулирующего обращение с ТКО.
Кроме того, как следует из искового заявления, истцом заявлены требования о перерасчете платы за пользование ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в то время, как истец обратился в суд в ДД.ММ.ГГГГ года, однако действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность перерасчета задолженности на будущие периоды.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет платы за пользование ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с чем приходит к выводу об отказе удовлетворения требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ельчаниновой Н.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произведения перерасчета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2023 года.
Председательствующий Е.А. Карягина