Решение по делу № 3а-205/2017 от 13.04.2017

3а-205/2017 008а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск

15 мая 2017 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.,

при секретаре Еркаловой Я.В.,

с участием представителя административного истца – первого заместителя прокурора Красноярского края Блошкина А.Г.,

представителя административного ответчика Законодательного Собрания Красноярского края по доверенности Стрикис О.А.,

представителя административного ответчика Губернатора Красноярского края по доверенности Горбачева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноярского края об оспаривании абзаца 2 в части, абзаца 3 п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае",

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положений абзаца 2 в части слов «за исключением территории закрытых административно-территориальных образований», абзаца 3 п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее Закона края от 04.12.2008 N 7-2542).

Требования мотивированы тем, что согласно абзацам 2 и 3 п. 2 ст. 14 Закона края от 04.12.2008 N 7-2542 многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска. Приведенная норма Закона края от 04.12.2008 N 7-2542 в части ограничения возможности лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно и имеющих место жительства на территории закрытых административно-территориальных образований (далее ЗАТО), на получение земельных участков, расположенных на территории ЗАТО и города Красноярска, противоречит ст. 15, ст. 27, подпунктам 6 и 7 ст. 39.5, п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", принята с превышением компетенции, поскольку субъект Российской Федерации, уполномоченный устанавливать категории граждан в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно, не наделен правом ограничивать права данных категорий граждан по мотиву их проживания на той или иной территории.

В судебном заседании первый заместитель прокурора Красноярского края Блошкин А.Г., поддержал административный иск по изложенным в заявлении мотивам.

Представители административных ответчиков - Законодательного Собрания Красноярского края по доверенности Стрикис О.А., Губернатора Красноярского края по доверенности Горбачев К.А., административный иск не признали, пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с установленной для этого процедурой, в пределах компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречит, прав многодетных граждан, имеющий место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, на получение земельного участка в собственность бесплатно не нарушает.

Заслушав прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" является нормативным правовым актом, поскольку обладает его признаками:

- издан уполномоченным органом - Законодательным Собранием Красноярского края в соответствии со статьями 19, 61 Устава Красноярского края, подписан Губернатором Красноярского края 19.12.2008;

- носит обязательный характер для неопределенного круга лиц (субъектов данных правоотношений), рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в сфере использования и охране земель в Красноярском крае;

- принят в установленной форме и порядке, то есть является правовой нормой;

- опубликован 23.12.2008 в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 50 и 24.12.2008 в N 69(290) "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", соответственно введен в действие в установленном порядке.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора Красноярского края об оспаривании отдельных положений Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" подлежит рассмотрению Красноярским краевым судом в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Нарушений требований действующего законодательства при его принятии судом не установлено, что не оспаривается и административным истцом.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктам "в" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Подпунктами 6 и 7 39.5 ЗК РФ определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 39.19. этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Вышеназванными нормами Земельного кодекса РФ определены права субъекта Российской Федерации в лице его законодательного органа по регулированию правоотношений, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно. При этом субъект Российской Федерации не наделен федеральным законом полномочиями ограничивать территорию, в границах которой осуществляется предоставление земельных участков гражданам определенной категории в собственность бесплатно.

Между тем, в силу оспариваемых положений п. 2 ст. 14 Закона края от 04.12.2008 N 7-2542 многодетные граждане, имеющие место жительства на территории закрытых административно-территориальных образований, не имеют права на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории ЗАТО, а также на территории города Красноярска.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами (пункты 1, 2, 3).

Согласно пп. 6 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки не указанные в п. 4 этой статьи в границах закрытых административно-территориальных образований.

Таким образом, к землям, изъятым из оборота, относятся не все земли закрытых административно-территориальных образований, а исключительно те земельные участки, которые заняты находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК РФ.

Пунктом 5 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее Закон РФ N 3297-1) закреплено, что права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ N 3297-1 сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, либо иные сделки с таким имуществом могут совершаться только гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО, гражданами Российской Федерации, работающими на данной территории.

Следовательно, лица, отвечающие указанным выше требованиям, могут быть ограничены в праве на получение земельного участка на территории закрытого административно-территориального образования в собственность не иначе как на основании федерального закона, а не закона субъекта РФ.

При таких обстоятельствах абзац 2 в части слов «за исключением территории закрытых административно-территориальных образований», абзац 3 п. 2 ст. 14 Закона края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следовательно, заявленные прокурором Красноярского края требования подлежат удовлетворению.

Ссылка представителей административных ответчиков на положения п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации о недопустимости предоставления в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота, несостоятельна, поскольку к таковым относятся не все земли ЗАТО, а исключительно земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в п. 4 указанной статьи.

Довод административных ответчиков о том, что граждане Российской Федерации, проживающие в ЗАТО, не лишены права на получение земельного участка бесплатно на территории иных муниципальных образований, правового значения по настоящему административному делу не имеет, поскольку это не может замещать установленное федеральным законом право граждан на получение таких земельных участков на территории названных муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые прокурором положения Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" применялись и на их основании реализовывались права граждан, то суд признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Красноярского края - удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае":

- абзац 2 в части слов «за исключением территории закрытых административно-территориальных образований» пункта 2 статьи 14;

- абзац 3 пункта 2 статьи 14.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Наш Красноярский край", размещен на официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда

Д.И. Пашковский

3а-205/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красноярского края
Ответчики
Губеранатор Красноярского края
Законодательное Собрание Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
13.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
14.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2017[Адм.] Судебное заседание
19.05.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2017[Адм.] Дело оформлено
01.08.2020Регистрация административного искового заявления
01.08.2020Передача материалов судье
01.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2020Дело оформлено
01.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее