Дело № 3а-11/2020 (3а-131/2019)

33OS0000-01-2019-000213-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Владимир                                    10 января 2020 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи                    Семёнова А.В.

при секретаре                                Шаховой А.Н.

с участием представителя административного истца Зуй С.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колыбанова Сергея Борисовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости,

Заслушав объяснения представителя административного истца Зуй С.Н., изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Колыбанов С.Б. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости.

В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 880 кв.м, расположенный по адресу: ****. В соответствии с выпиской из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01 января 2016 года, составляет 3 124 680 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную оценщиком ООО «Независимая оценка» Свиридовым Н.Н. в отчете от 08.08.2019 №359, в размере 640 036 рублей 92 копейки. Административный истец полагает, что превышение кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости над рыночной стоимостью, нарушает его права и законные интересы как плательщика земельного налога.

Административный истец Колыбанов С.Б., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Его представитель Зуй С.Н. просил удовлетворить заявленные требования и установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом оценщика Свиридова Н.Н.

Представитель административного ответчика администрации МО Киржачский район просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, но не согласен с представленным отчетом. Считает, что заниженная рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка обусловлена неверным подходом оценщика к проведению расчетов. Обращает внимание на то, что удовлетворение требований о снижении кадастровой стоимости спорного участка приведет к сокращению земельного налога, и, как следствие, к снижению доходной части бюджета г.Киржач.

Представитель заинтересованного лица администрации МО городское поселение г.Киржач в представленных на административное исковое заявление возражениях с заявленными требованиями не согласилась, выразив сомнения в правильности представленного административным истцом отчета об оценке земельного участка с кадастровым номером ****. Указала, что существенное уменьшение кадастровой стоимости негативно скажется на пополнении доходной части бюджета г.Киржач ввиду недобора земельного налога.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Владимирской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что филиал не наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, оставил решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Владимирской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие, оставив разрешение спора на усмотрение суда, указав, что право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Рыночная стоимость земельного участка также устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, могут обратиться, в том числе, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Колыбанову С.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **** площадью 880+/-6,60 кв.м, расположенный по адресу: ****.

Принадлежность имущества подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.9-11).

Как собственник земельного участка, Колыбанов С.Б. в силу статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговые ставки по земельному налогу в соответствии со статьей 394 НК РФ установлены в процентном отношении к налоговой базе (кадастровой стоимости земельного участка).

Таким образом, от размера кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества зависит сумма земельного налога, подлежащего уплате им, в связи с чем Колыбанов С.Б., как заинтересованное лицо, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Постановлением администрации Киржачского района Владимирской области от 15 ноября 2016 г. № 1257 по состоянию на 01.01.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** утверждена кадастровая стоимость в размере 3 124 680 рублей, что подтверждается копией соответствующего постановления и выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 октября 2019 г. (л.д.8).

Административным истцом в подтверждение доводов о превышении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества над его рыночной стоимостью представлен отчет ООО «Независимая оценка» от 08.08.2019 №359, согласно которому по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** составляет 640 036 рублей 92 копейки.

К отчету приложены документы, подтверждающие, что подготовивший его оценщик Свиридов Н.Н. отвечает требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности, установленным статьей 4 Федерального закона об оценочной деятельности. Свиридов Н.Н. состоит в саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеет специальное образование и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, действующий страховой полис о страховании ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

Сам отчет соответствует требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, составлен на бумажном носителе и в форме электронного документа, содержит предусмотренные указанной статьей сведения, соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и другим нормативным актам, регулирующим оценочную деятельность, и, по мнению суда, не допускает неоднозначное толкование и не вводит в заблуждение.

При проведении оценки оценщик руководствовался Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ, федеральными стандартами оценки ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО№3 «Требования к отчету об оценке» и ФСО №7 «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, в которой он состоит.

В частности, отчет содержит задание на оценку, подписанное заказчиком, сведения о применяемых стандартах оценки, принятых при проведении оценки объекта оценки допущениях, в необходимом объеме сведения о заказчике, об оценщике и объекте оценки.

В соответствии с требованиями ФСО №7 оценщиком проведен анализ рынка, определен сегмент рынка, к которому относится объект оценки, выбраны объекты-аналоги, исследованные в рамках сравнительного подхода, приведены мотивы отказа от доходного и затратного подходов.

При исследовании объектов-аналогов оценщиком приняты во внимание факторы, влияющие на оценку.

Отчет содержит ссылки на источники информации и копии материалов, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае лицами, участвующими в деле, не приводится доводов, а судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности или неполноте представленного отчета, в связи с чем, суд не усматривает оснований для назначения судебной экспертизы.

Довод административного ответчика о существенной разнице между установленной кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельного участка не может свидетельствовать о недостоверности отчета, поскольку при кадастровой оценке используется метод массовой оценки, не учитывающий индивидуальные особенности объекта оценки.

В качестве объектов-аналогов оценщиком выбраны земельные участки, сопоставимые с объектом оценки по основным характеристикам, находящиеся в г. Киржач, выставленные на продажу в октябре-декабре 2015 года, то есть период наиболее близкий к дате оценки.

В связи с однородностью выборки корректировка проведена только на наличие коммуникаций и на торг, чему приведено мотивированное обоснование.

В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Однако, каких-либо доказательств, что рыночные цены на данном сегменте рынка сколь-нибудь существенно отличаются от цен, указанных в отчете оценщика Свиридова Н.Н., административным ответчиком не представлено.

Вопреки доводам административного ответчика оценщик обоснованно и мотивированно отказался от применения доходного и затратного подходов, что соответствует пункту 11 ФСО №1, пункту 8 ФСО№3, пунктам 25,29 ФСО№7. Доказательств необходимости и возможности применения указанных подходов для оценки объекта оценки административным ответчиком не приводится.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01.01.2016 должна быть установлена в соответствии с отчетом оценщика Свиридова Н.Н. ООО «Независимая оценка» от 08.08.2019 №359.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В данном случае датой подачи Колыбановым С.Б. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости следует считать 05 ноября 2019 года, то есть дату его обращения в суд.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости, дополнительного возложения такой обязанности на орган государственного кадастрового учета решением суда не требуется.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ **** ░░░░░░░░ 880+/-6,60 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: **** ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2016 ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 640 036 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 92 ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ **** ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

3а-11/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колыбанов Сергей Борисович
Ответчики
Администрация Киржачского района Владимирской области
Другие
Зуй Сергей Николаевич
Управление Росреестра по Владимирской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Администрация МО городское поселение город Киржач
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Семенов Алексей Вячеславович
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
05.11.2019Регистрация административного искового заявления
05.11.2019Передача материалов судье
07.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
10.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее