Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-14/2017Ч (2-613/2016;) ~ М-583/2016Ч от 13.12.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2017 года                                                         пос. Чернь Тульской области

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Митина О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Булавинцевой И.В.,

с участием истца Романова В.Д., представителя истца Исаева В.Н. и представителя ответчика Щегловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-14/17 по иску Романова В.Д. к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отделу социальной защиты населения по Чернскому району и Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Романов В.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отделу социальной защиты населения по Чернскому району о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о получении удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с приложением всех необходимых документов, подтверждающих участие в ликвидации последствий. Однако решением начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче удостоверения в связи с отсутствием в паспорте отметки о месте жительства в Чернском районе Тульской области. Данный отказ он считает незаконным, так как в соответствии с п.п.3 и 4 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития № 831, Минфина России № 165 им были представлены ответчику паспорт гражданина РФ и доказательства участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Полагает, что отсутствие штампа в паспорте о регистрации по месту жительства не может служить основанием к отказу в выдаче удостоверения. Просит признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Определением Чернского районного суда Тульской области от 13 января 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Тульской области.

В судебном заседании истец Романов В.Д. поддержал исковые требования и просил суд признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом Романов В.Д. пояснил, что в 1986 году он проживал в Заводском районе гор. Грозного. В октябре его, как военнообязанного, военкомат вызвал на военные сборы. Месяц он находился на сборах в учебном центре гор. Майкопа, после чего их отвезли в д. Старые Соколы, которая находилась в 30-ти километровой зоне от Чернобыльской АЭС, где находился одесский полк, <данные изъяты>. В ноябре и декабре 1986 года его вместе с другими призванными на военные сборы возили в Чернобыль, где они осуществляли работы по ликвидации аварии. Он работал на тракторе, очищал базы, готовил пункт санитарной обработки, очищал дома от мебели. После возвращения со сборов в военкомате гор. Грозного ему выдали удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, значок и льготный талон на бесплатный проезд, медицинское обслуживание, продпаек. Каких либо денежных компенсаций ему не выплачивали. В августе 1996 году он был вынужден уехать из г. Грозного в Чернский район Тульской области, так как в 1995 году в Чеченской республике начались военные действия. Когда он находился у родственников, жилой дом, в котором он проживал, был разрушен и сгорел в ходе боевых действий, в связи с чем им было утрачено жилье и все личные документы, в том числе подтверждающие его участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В 2015 году по решению суда ему выдали компенсацию за утраченное жилье и имущество. Для восстановления документов он неоднократно обращался устно и письменно в различные инстанции, однако справку об участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС он получил в 2013 году только из Отраслевого архива Министерства обороны Украины.

Представитель истца по заявлению Исаев В.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил суд признать за Романовым В.Д. право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. их удовлетворить.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» филиала Отдела социальной защиты населения по Чернскому району по доверенности Щеглова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Романова В.Д. и просила суд в иске отказать. При этом Щеглова О.А. пояснила, что по мнению государственного учреждения требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам. Категории граждан, имеющих статус подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определены Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Основополагающим критерием отнесения граждан к третьей группе, указанной в статье 13 данного Закона, является участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Право на получение льгот и компенсаций для указанных категорий граждан подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданным в соответствии с приказом МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 года № 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Приказом Министерства труда и социальной защиты № 271-осн от 29.06.2016 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п.4 Приказа № 727/831/165н и п.9.14 Административного регламента, в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка. В иске истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отдел социальной защиты населения по Чернскому району с заявлением о получении удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС с приложением всех необходимых документов. Однако фактически ДД.ММ.ГГГГ от Романова В.Д. поступило заявление с просьбой дать разъяснения по вопросу выдачи удостоверения ликвидатора. При этом свидетельство о регистрации по месту пребывания к заявлению не прилагалось. Согласно поступившему заявлению Романову В.Д. было дано разъяснение, а не отказ в выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель соответчика – Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился. В суд поступило письменное ходатайство представителя по доверенности Илюшечкиной Е.В. о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором представитель указала, что Министерство труда и социальной защиты Тульской области полностью поддерживает мнение по иску Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» филиала Отдела социальной защиты населения по Чернскому району и возражает против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

В силу п.4 ч.1 ст.13 вышеуказанного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.

Согласно ч.4 ст.15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Министерства финансов России № 165н от 8 декабря 2006 года утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1).

В силу п.4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Согласно п.6 Порядка, утвержденного Приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 5625-1 от 13.08.1993 «Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации», к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся указанные в списке работы при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти.

Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из объяснений истца и представленной им справки Отраслевого Государственного архива Министерства обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Романов В.Д., как военнообязанный, был призван Заводским военным комиссариатом гор. Грозного на специальные сборы и в составе войсковой части 44316, дислоцировавшейся на Украине в н.п. Старые Соколы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Других письменных доказательств - документов, предусмотренных п.6 Порядка, утвержденного Приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н, и подтверждающих участие гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, сторона истца в нарушение требований ст.56 ГПК РФ в судебном заседании не представила.

Вместе с тем, в представленной истцом справке не содержатся сведения о получении истцом дозы облучения, а также о дислокации войсковой части в зоне отчуждения.

В телефонограмме ДД.ММ.ГГГГ помощник начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата г. Грозный и Грозненского района Чеченской Республики Б. указала, что в военном комиссариате не имеется личного дела военнообязанного Романова В.Д., <данные изъяты>, и в архив данное дело не передавалось.

Из письма начальника Управления документационного обеспечения Госкорпорации «Росатом» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений, подтверждающих участие Романова В.Д. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в архивных документах не обнаружено.

Из сообщений Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что учреждение не может сообщить сведения об участии Романова В.Д. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, поскольку документы войсковой части <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ на хранение в архив не поступали.

Кроме того, согласно сообщению председателя Чеченской Республиканской общественной организации Союз «Чернобыль» России З от ДД.ММ.ГГГГ Романов В.Д., <данные изъяты>, не является членом Чеченской Республиканской Общественной организации. В телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ З указал, что является председателем общественной организации с 1989 года. За весь период его работы в организации Романов В.Д., как участник ликвидации аварии на ЧАЭС, на учете не состоял, личное дело его не заводилось и такое дело в архив не сдавалось.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что стороной истца не представлено достаточно документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, как не представлено и иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения Романовым В.Д. работ в зоне отчуждения.

Суд считает, что представленная истцом справка Отраслевого Государственного архива Министерства обороны Украины № 28073 от 03.12.2013 не подтверждает факт того, что участие в ликвидации последствий катастрофы производилось Романовым В.Д. в составе указанной войсковой части именно в зоне отчуждения при ликвидации последствий на ЧАЭС, в связи с чем данная справка не может быть бесспорным и достаточным доказательством, подтверждающим статус истца как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения на основании п.п.3, 4 ч.1 ст.13 базового Закона.

Согласно правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2010 года № ГКПИ09-1510 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2010 года № КАС10-147) пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Документы, перечисленные в названных пунктах Порядка, предназначены для подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, содержание данных пунктов соответствует федеральному закону.

С учетом установленных обстоятельств, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Романова В.Д. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении иска Романова В.Д. к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» Филиал Отдел социальной защиты населения по Чернскому району и Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                                             О.Ю.Митин

2-14/2017Ч (2-613/2016;) ~ М-583/2016Ч

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романов Владимир Дмитриевич
Ответчики
Отдел социальной защиты населения по Чернскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Другие
Исаев Владимир Николаевич
Суд
Плавский межрайонный суд Тульской области
Судья
Митин Олег Юрьевич
Дело на сайте суда
plavsky--tula.sudrf.ru
13.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2016Передача материалов судье
14.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2016Подготовка дела (собеседование)
13.01.2017Подготовка дела (собеседование)
13.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Судебное заседание
09.02.2017Судебное заседание
21.02.2017Судебное заседание
13.03.2017Судебное заседание
17.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2017Дело оформлено
12.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее